На самом деле не так уж внезапно. О том, что белорусы задумали сделать хоррор про упырей, заговорили два года назад. Тогда продюсер и сценарист картины Андрей Курейчик говорил, что такое кино в Беларуси еще не снимали. «Упыри» долго добирались до больших экранов и все же добрались — вы уже можете посмотреть ленту в отечественных кинотеатрах. Но стоит ли это делать? Возможно, ответ на вопрос прояснится после ознакомления с нашими впечатлениями. А может, и не прояснится.
Вообще, ужасы в Беларуси уже снимали. Если говорить о хорроре именно как о жанре, а не послевкусии, то девять лет назад выходила «Масакра». Фильм, мягко говоря, не бог весть каких достоинств, но все же оставим ему право называться первым отечественным ужастиком — бульба-хоррором.
«Упыри» стараются быть современнее. Сюжетный каркас заимствован из мировых малобюджетных картин «про зомби». Есть компания молодых людей, которые едут отдыхать туда, где их поджидают темные силы. Разгоряченная молодежь случайно пробуждает древнее зло, которое принимается кромсать все живое. Все визжат, кровища брызжет, зрители довольны. Что ж, визжат в «Упырях» и правда много, но лишь ближе к финалу. А вот с остальным проблемы.
Когда ты в здравом уме и твердой памяти идешь смотреть белорусское кино, то заведомо оказываешься в неудобном положении. В отношении тебя фактически используют запрещенный прием. Ситуацию проще всего отрефлексировать на примере недавнего американского «Арахисового сокола». Откровенно слабый фильм даже внутренне стыдно критиковать. Ну как же, ведь здесь есть целый настоящий актер с синдромом Дауна. Как это может не понравиться? Что значит «слабый фильм»? А не токсичный ли ты белый цисгендер часом?
Так и с отечественным кинематографом. Ну как ты будешь его критиковать, право слово! Белорусского кино и так, считай, нет, оно в глубоком упадке, и вообще чего от него хотеть. Да, бывают неожиданные и приятные исключения. Например, прошлогодний «Хрусталь» Дарьи Жук — это очень хороший фильм, прямо мирового уровня. За него не стыдно, он цепляет и пробуждает гордость за то, что снят у нас и выходцем из Беларуси. И все же «Хрусталь» — пример скорее «вопреки», который к тому же нельзя назвать полностью белорусским. Это многонациональный проект, в котором от нашей страны на самом деле не так уж и много, как хотелось бы.
«Упыри» тоже не относятся к проектам государственной киностудии. Авторы ленты регулярно подчеркивали: в картину не вложено ни копейки бюджетных денег. Это чисто коммерческая жанровая работа с двумя целями. Во-первых, заработать на прокате. Во-вторых, оживить (или даже зародить) индустрию независимого белорусского кино. Не исключаем, что «во-первых» и «во-вторых» можно поменять местами, но итог от этого не изменится — получилось то, что получилось.
Пару лет назад кинематографисты, работавшие над «Упырями», намекали на бюджет в районе $50 тысяч. В итоге он вроде бы подрос в несколько раз, но сути это не отменяет — фильм малобюджетный. И вроде бы этот факт заставляет на многое закрыть глаза, однако на деле имеем еще один запрещенный прием. Никогда недостаток средств не был препятствием для настоящих талантов. Снять конфетку можно даже с микроскопическим бюджетом.
Так начинал свою карьеру Питер Джексон, новозеландский гений, который сегодня известен большинству зрителей в качестве автора «Властелина колец» и «Хоббита». Свой первый фильм «Инопланетное рагу» он за копейки снимал по выходным и праздникам. Зато какой знатный получился трэшачок!
Хорошо, нет у нас своих Питеров Джексонов. Наверное, никогда и не будет. Тогда возьмем, например, ленту «Бобры-зомби». Как раз из тех, что скроены по стандартным хоррор-лекалам о группе молодежи и кошмарном ужасе в глуши. Собрались ребята и знатно поугорали над всем жанром, натравив на него няшных кукольных бобров-зомби. До того трэшово, бесталанно и при этом смешно, что гремучая смесь отработала на ура.
Таких примеров много. Да, целевая аудитория у подобных проектов небольшая, но их авторы и не рассчитывают на толпы страждущих попасть на сеанс. Лучшее лекарство при малом бюджете — смех, самоирония и раздолбайство. Естественно, блокбастер класса А за такие деньги не снять, это понимают многие. Зато искренность покоряет даже самые черствые сердца. Талант, искренность, чувство юмора — если есть хоть что-то из этого (а уж если получится комбинация из двух или трех качеств…), то кино точно найдет своих поклонников.
Сначала были надежды. Предпремьерная презентация «Упырей» проходила не в каком-нибудь пафосном киношном бутике, а в почти советском «Партизане», ой, то есть в «Доме кино». Пыльные тканевые сидушки, расстояние между рядами как в самолетном экономклассе, невыветривающийся запах эпохи, вот это вот все. Нулевой пафос и щепотка трэшачка — то, что нужно для ленты подобного формата.
Тамада и его веселые конкурсы, лототрон и подарки от спонсоров а-ля «Ииии крем для лица получает девушка со второго места двенадцатого ряда!». А музыкальный номер с лосинами на деревянной сцене? Было и такое! Антигламур, расслабленность и легкий налет того самого раздолбайства, которое порой нам так необходимо.
Мой изначальный скепсис рассеялся. Вот же эти ребята, которые просто собрались и на свои деньги сняли частное кино! Никаких партизанов, документалок и социалок. Наверняка получился чистый фан, трэш ради трэша, глоток свежего воздуха, полная свобода и раскрепощение!
Увы, но «Упыри» все-таки сюрприза не преподнесли. Две девушки с двумя парнями-иностранцами едут отдыхать на меловые карьеры у границы Беларуси (даже не спрашивайте). Параллельно по местным лесам-болотам бродит троица контрабандистов, которым любой ценой надо переправить коробки с чем-то запрещенным с одного берега на другой.
Есть еще старуха с Пахомом. Они живут в старой хате со скрипучими дверями и оберегают человечество от местных упырей — оживших мертвецов, что некогда утонули в озере. Чтобы мертвецы не мешали живым, их надо сжечь на костре. Желательно поторопиться, но не обязательно, ведь тогда бы и фильма не было.
Все законы физики здесь подчинены капризам сюжета. Нужно срочно переключить день на ночь? Щелк, и готово. Точно так же схема работает и в обратную сторону. Или все дело в странном монтаже? Но с логикой поступков героев тоже полная беда. Плохо вообще со всем.
К слову, непосредственно хоррор начинается через час, а еще через 20 минут фильм заканчивается. Никаким слэшером, о котором так любили говорить авторы ленты, даже не пахнет.
Обещали ужастик с белорусским колоритом, старыми мифами и легендами. Но аутентичные здесь разве что водка, зубная паста и старательно «гэкающий» Галыгин с подельниками.
По ходу действа пытаешься найти в картине хоть что-то, какое-нибудь второе дно, третий глаз, скрытый смысл. А может, болото — это аллюзия на Беларусь? Главным героям надо отсюда выбираться, но многие в попытках сделать это тонут и становятся «упырями». Остаются лишь ничего не замечающие персонажи с зашоренными глазами и мешками на головах, которых постоянно пинают…
Но нет, конечно же показалось. Слишком тонко для попытки сделать современный аутентичный ужастик, скроенный по заезженным жанровым лекалам. То есть с мировых позиций кинематографа как искусства «Упыри» — неудача. Но если рассматривать это как пример белорусского независимого кинематографа… Ну, понимаете, это же редкость, сложный (на самом деле нет) жанр, отсутствие господдержки, единственный росток на голом поле. Запрещенный прием.
«Упыри», наверное, достойны того, чтобы отбить свой бюджет. Потому что вопрос стоит не в плоскости хорошо/плохо, а касается поддержки отечественного кино как явления. Поход на этот фильм есть аванс, шанс, который может когда-нибудь привести к появлению действительно качественного и интересного белорусского кинематографа мирового уровня. Но может и не привести. Давать ли такой шанс авансом — решение только ваше, потенциальных зрителей.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by