Рынок браузеров находится сегодня в достаточно стабильном состоянии — изменения если и есть, то почти незаметны. Выигрывает, вероятно, тот, кто имеет больше ресурсов — не обязательно финансовых, но, например, в виде сервисов. Поэтому и новые игроки часто остаются незамеченными либо о них знают в ограниченном количестве регионов.
Йон фон Течнер, который является основателем компаний, разработавших браузеры Opera и Vivaldi, в 2017 году, например, заявил, что Google активно противодействует развитию конкурентов. Корпорация использует доступные только ей инструменты, занимая весомое положение на рынке интернет-рекламы и поиска. Да, это субъективное мнение, но высказано оно было человеком, который находится в индустрии с 1994 года.
У Onliner появилась возможность побеседовать с основателем Opera. Разговор в основном касался браузера Vivaldi, который стал новым детищем Йона фон Течнера. Об этом веб-обозревателе мы впервые написали в 2015 году. Тогда же нам показалось, что у «новичка от старичков» есть все шансы стать «идеальной „Оперой“».
Рынок браузеров, как говорилось выше, поделен, и выжить на нем сложно. Зачем основывать новую компанию и создавать новый веб-обозреватель? По словам нашего собеседника, в течение длительного времени браузеры оптимизировались для пользователей, посещающих интернет не слишком часто. Однако ситуация изменилась — люди не покидают онлайн все дольше, что и диктует требования.
«Мы посчитали, что нужен браузер, способный адаптироваться под потребности пользователя — человека, который использует жесты (с помощью мыши), сочетания клавиш и которому требуется гибкий интерфейс», — отметил Йон фон Течнер.
Когда Vivaldi вышел, его позиционировали как браузер для продвинутых пользователей. Стоило ли оно того и изменилось ли что-либо с тех пор? Йон фон Течнер говорит, что да, но подчеркивает — это веб-обозреватель «не только для продвинутых, но и для тех, кому необходима гибкая программа, способная подстраиваться под запросы».
Такой подход применяется во всем, поэтому в Vivaldi появляются «старые новые» «фишки»: настраиваемый интерфейс и управление (жестами, сочетаниями клавиш), продвинутая система избранного и так далее. Список, на самом деле, длинный, но «на все требуется время».
Кроме того, бизнес-модель Vivaldi не подразумевает сбора пользовательских данных. «Нам не интересно, где вы серфите, мы не отправляем данные на наши серверы», — говорит Йон фон Течнер, принимая к сведению повышенное внимание к сохранности персональной информации.
В настоящее время у Vivaldi насчитывается 1,2 млн пользователей, основными рынками считаются США, Япония, Германия и Россия. Взбодриться поможет скорый выход Android-версии браузера, однако подробностей о нем Йон фон Течнер раскрывать пока не стал. Но тестерам веб-обозреватель понравился.
Также мы немного поворошили прошлое, спросив о судьбе Opera с точки зрения инсайдера индустрии и одновременно человека, стоявшего у истоков когда-то популярнейшего в Беларуси браузера.
«Мне было непросто уйти из Opera, но еще сложнее теперь наблюдать за тем, что с ней стало происходить после моего ухода. Всю работу, которую мы проделали, отправили на свалку. Дизайн, основной код — все. Закрыли даже сайт комьюнити MyOpera. У меня возникло чувство, что вся лояльная аудитория, которая когда-то выбрала Opera, не получила ничего за свою преданность.
Они выбрали Opera, однако от нее сохранилось лишь название, а от философии, на которой была взращена компания (создавать классные браузеры и сервисы для юзеров), остались рожки да ножки.
Через два года после моего ухода из Opera настало время основать Vivaldi. Я чувствовал себя в долгу перед теми лояльными пользователями. Мы строим продукт, в основу которого легла та старая добрая философия. Так появилась десктопная версия Vivaldi, сейчас работаем над мобильной. Нам необходимо создать в сети сильное сообщество с большим количеством активных пользователей. Как видите, запланировано много всего, в грядущие месяцы мы будем активно запускать новые „фишки“.
В прошлом рынок выглядел иначе, с 1995 года изменилось многое. Тогда браузеры разрабатывались многими крупными компаниями, однако конкурентное пространство быстро заполнили несколько сильных фирм. Причем такая ситуация сохраняется по сей день.
Популярные веб-обозреватели постепенно сменяли друг друга: от Mosaic к Netscape, Internet Explorer, Chrome. Сейчас конкурируют в основном Chrome, Internet Explorer/Edge, Firefox, Safari и Opera. Браузер Vivaldi уже рассматривают как альтернативу, поэтому мы продолжим развивать продукт и пользовательскую базу. „Опере“ понадобилось много времени, чтобы набрать 350 млн юзеров, Vivaldi же только начинает», — сказал Йон фон Течнер.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!