«Стекло» ждали очень многие. Потому что помнят, как Найт Шьямалан умеет снимать интригующее и интересное кино. Да и увидеть Брюса Уиллиса в фильме «про супергероев» — это круто. Первые отзывы на премьеру удручают. После просмотра картины становится понятно почему. С другой стороны, «Стекло» — не совсем уж провал провалов. Возможно, от него просто слишком многого ждали. И кто-то до сих пор верит в Шьямалана как в подающего надежды режиссера. Вот только можно ли подавать надежды 20 лет?
«Стекло» — авторская попытка Шьямалана построить новую супергеройскую вселенную. Об этом надо обязательно знать перед покупкой билета. Иначе все происходящее на экране будет восприниматься как поток практически бессвязного бреда.
Еще лучше знать бэкграунд в виде фильмов «Неуязвимый» и «Сплит». В первом режиссер попытался взглянуть на супергеройскую тематику под свежим тогда (почти 20 лет назад) углом. Вот есть уставший от жизни дядя, который вроде как особенный. Он в это не очень-то хочет верить, но получается, что и правда ты не обычный охранник на стадионе, а практически неубиваемый силач. Как с этим жить? Как принять свое новое «я»?
«Неуязвимый» был слабее предыдущей работы Шьямалана — «Шестого чувства», после которого на выходца из Индии смотрели как на представителя новой волны в Голливуде. Потом были новые ленты, не сказать чтобы провальные, но все меньше и меньше дотягивающие до фактически первого опыта «подающего надежды» режиссера. А пару лет назад появился «Сплит», в котором Шьямалан снова стал «подавать надежды». Нет, серьезно, кино на самом деле слабое, но там была «фишечка» в виде героя с множественным расстройством личности — у Кевина Крамба их аж 23. Наблюдать за постоянной трансформацией персонажа от 9-летнего ребенка до строгой леди и безумного Зверя было забавно.
И вот «Стекло» — фильм, который должен окончательно объединить «Неуязвимого» и «Сплита» в некий слаженный и гармоничный мир с супергероями и суперзлодеями. Здесь есть многоликий Кевин, постаревший супергерой Дэвид и головастый маньяк Стекло. Все трое кукуют в психушке, где им пытаются внушить, что никаких супергероев нет, это сказки для мальчиков и девочек, а способность лазать по потолку и скручивать голыми руками железные балки — не более чем реакция психики на обидные внешние раздражители.
Начало интригует, интерес есть. Шьямалан грамотно расставляет силки для зрителя, опутывая его любопытными вопросами. Зритель даже готов забыть (а если не смотрел предыдущие две картины — то и вовсе не знает) об однозначно проявившихся сверхчеловеческих способностях трех главных героев.
О да, могла бы выйти отличная попытка исследования супергероики с точки зрения психиатрии. Но, увы, так далеко автор не заходит. Шьямалан любит нашпиговывать свои работы сюжетными твистами, однако играть со зрителем в «правда или ложь» не хочет. Да, Зверь существует и ест людей, Дэвид — реальный супергерой в плаще, а Стекло — умнейший на планете человек с хрупкими, как хрусталь, костями. Других вариантов нет, с этим знанием зрителю жить.
В то время как режиссер выстраивает некую попытку психоанализа героев фильма, ты понимаешь, что это лишь фарс. Потому что даже автор картины в курсе того, что вам известна правда обо всех персонажах. Даже ОЧЕНЬ СТРАШНАЯ ТАЙНА отца многоликого Кевина оказывается смехотворно предсказуемой.
У Шьямалана могло бы получиться хорошее серьезное кино о супергероях. Без ярких трико и громогласных заявлений о завоевании/уничтожении мира. С исследованием мотивов и принятием своих способностей. Но оказалось, что ничего нового на эту тему автор сказать не может. А то, что мог и хотел, уже сделал Зак Снайдер в «Хранителях». Поэтому остается пришивать нижнюю часть туловища «Сплита» к верхней части «Неуязвимого».
Получившаяся тягомотина претендует на то, чтобы стать точкой отсчета для новой вселенной. Однако мы сомневаемся, что это возможно. Тот месседж, который повторно после «Неуязвимого» старается донести Шьямалан, настолько простой, что давным-давно никого не удивляет. При этом фильм изо всех сил тужится, что-то нагнетает, пока в конце концов гора не рождает мышь. «Мы те, кто есть на самом деле, а не то, что нам пытаются внушить», «В каждом человеке есть суперсила, которая проснется, если поверить в себя» — из идей «Стекла» можно нарезать статусы для «вконташи», если вам 14 и все человечество должно немедленно узнать о вашем глубоком внутреннем мире.
К сожалению, после просмотра картины становится очевидно, что Найту Шьямалану суждено оставаться пожизненным носителем почетного звания «Подающий надежды». Спустя 20 лет после «Шестого чувства» как никогда заметно — режиссер выдохся и уже ничего не может предложить зрителю. Его загадки совсем не загадочны, сюжетные повороты неспособны вызвать даже тени удивления, а нелогичные поступки героев слишком сложно завуалировать мышиной возней второстепенных персонажей, которые были введены только для удлинения хронометража.
«Стекло» — невнятное и глубоко устаревшее кино, которому почти нечем заинтересовать зрителя. Но все же это не бесконечно плохой фильм. Технически лента снята хорошо, ей отчаянно не хватает взрослого рейтинга, но даже без него она время от времени способна создать напряжение. Очень редко, но все же.
Но главное и, по сути, единственное неоспоримое достоинство новинки — игра Джеймса МакЭвоя. Его образ по понятным причинам не настолько интригующий, как в «Сплите», но за перевоплощениями приятно смотреть. Хотя бы ради него «Стекло» стоит глянуть одним глазком. А вот от Брюса Уиллиса многого ждать не стоит. Хорошо заметно, что у актера было не так уж много времени для этого проекта.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by