Телеканал SyFy можно представить в образе двуликого существа: с одной стороны на тебя смотрит прекрасное лицо, с другой — непропорциональная, морщинистая и чумазая мордаха непонятно кого. В реальности это выливается в определенное количество не слишком качественного контента, сквозь который регулярно проглядывает действительно интересный, увлекающий. Ох, какие же надежды возлагались на очередную попытку перенести повесть Джорджа Р. Мартина «Летящие сквозь ночь» на телеэкраны.
Раннего Мартина принято считать научным фантастом. У нас нет желания оценивать его успехи на поприще именно НФ, как и называть звездой этого жанра. Отметим лишь, что до появления фэнтезийного цикла «Песнь Льда и Огня» пройдет еще много времени.
Внимание. Далее возможны спойлеры.
Nightflyers (так в оригинале называется повесть американского автора) вышла в составе сборника, став центральным его произведением. Оно легло в основу сюжета одноименного фильма середины 80-х годов прошлого века, а совсем недавно — сериала, права на который получил тот самый канал SyFy. В его силах было явить миру жемчужину уровня «Экспансии» или «Звездного крейсера „Галактика“» либо пойти в другом направлении. Помощь в продюсировании сериала оказала Netflix, однако ее участие еще не гарантирует успех.
Новое ТВ-шоу уместили в 10 эпизодов с очевидным намеком на продолжение. Авторы сценария отошли от первоисточника, но, говорят, Мартин был не против, а очень даже за. Телевизионные «Летящие сквозь ночь» рассказывают примерно ту же историю, что скрыта в повести, однако обходятся с ней вольно.
В 2093 году земляне, чья планета находится на грани вымирания из-за опасной эпидемии, снаряжают корабль для отправки на встречу с волкринами — существами, которым подвластно время и пространство. Они могут помочь людям в спасении человечества. Команда подобралась странная, но «адаптированная» под нынешние реалии, от первоисточника осталось совсем мало: в сериале ростки сумасшествия и давящей тьмы совсем зачахли. В существование и готовность волкринов контактировать верят не все, а кто-то даже противится этому.
Оригинальная предыстория растворяется еще заметнее, персонажи трансформируются в нечто новое, куда более примитивное, нежели в повести. Кроме того, желание добавить технологичности и современного взгляда на будущее лишило проект «кибернетического» налета, характерного для фантастических произведений 1980-х, и подсветило яркими фонарями темные уголки, которые пытался создать Мартин.
Он придумал «дом с призраками в космосе», и у SyFy получилось воплотить его на экране. Правда, в стиле диснеевского аттракциона, так как намек на потустороннее в сериале превращается в сверхточную голограмму. Как в прямом, так и переносном смыслах.
Со старта появляется ощущение наигранности, но в процессе съемок актеры, видимо, привыкают к ролям и впоследствии уже не так походят на деревянных болванчиков. Впрочем, часть аудитории к этому моменту теряется — преодолеть себя и смотреть дальше второго-третьего эпизода сложно. Спасает только внутренняя мышь, которая плачет и грызет кактус: «Ну дальше-то будет интересно!»
Каждый из героев живет своей жизнью. Так, если бы все происходило в туристическом автобусе, а не на мощном космическом корабле. Почему они здесь? Бегут от эпидемии или являются первоклассными учеными? Команда почти в стиле Стивена Кинга — странные люди в странных обстоятельствах. Только, в отличие от кинговских, ничего общего между ними нет.
Как, кстати, корабль вообще смог взлететь с такой командой? Ах да, он тоже сам по себе. Таинственные волкрины, к которым стремятся земляне, регулярно отходят на задний план — второй сюжетной линией стали разборки с интеллектом корабля и решение проблем отцов и детей (матери и сына, если быть точнее).
С этой точки зрения все куда бодрее, так как не требует усилий по созданию тайны — есть судно, в нем сидит хитрый, злобный интеллект с собственными целями и собственным психическим расстройством. Он действует прямо и очевидно, такое противостояние нам нравится. Не потому, что оно передано на высоком уровне, а потому, что без него будет совсем туго.
Моменты, которые должны вызывать чувство страха (перед нами, напомним, космический «почти» ужастик), есть. Присутствуют и обязательные атрибуты жанра — кровь, расчлененка, смерти. И, конечно, секс. У Мартина существует пунктик на этой почве, однако в «Летящих сквозь ночь» он, к счастью, проявляется незаметно, по якобы сюжетной необходимости, но оставляет послевкусие недоумения.
Опасность в сериале носит условный характер — уж очень искусственно она выглядит. Скрипящий звук, крупный план потного лица с правой стороны, охранник с электрическим шотганом… Крик, увечье. Дробный стук, крупный план потного лица с левой стороны, охранник с электрическим шотганом… Крик, смерть. Алгоритм понятен. Сходный принцип используется и в отношении действующих персонажей: места для «саспенса» не остается.
И это при том, что логикой поведение героев объяснить весьма сложно. Почему бы, например, не забеременеть на корабле, хоть это и запрещено? И узнать об этом на восьмом месяце? Хорошо, что страдать долго не придется — времени осталось мало, сезон стремится к концу.
А ведь нужно еще провести пару неконтролируемых опытов, в десятый раз нарушить правила, заняться своими сверхважными делами, зарядиться беспочвенным оптимизмом. Волкрины вступают в контакт и грозят смертью члену экипажа? «Он сейчас умрет! Неси прибор, без которого он не выживет! С этим прибором мы всех спасем», — кричит один. «Несу-несу, только вот доем свой бобовый суп», — отвечает другой.
Слабые и по большей части блеклые герои такими стали потому, что их образы остались набросками. Девушка, способная подключать нервную систему напрямую к компьютеру, отличается от остальных наличием плохо загримированного порта на руке, телепаты — страдающим при приступах мигрени лицом. В то время как в «Летящих сквозь ночь» Мартина они прописаны достаточно красочно. Огромный корабль с длинными бесполезными коридорами то полон каких-то людей, то практически необитаем, события могут быть сжаты в один «сериальный» день, а следующие полгода пролетают незаметно (пассажиры при этом выглядят отдохнувшими и бодрыми, как в первый день полета).
В какой-то момент становится бодренько и даже интересно, местами напряженно, но каждые 20 минут ты понимаешь, насколько это скучно и однообразно. И странно. Странно потому, что астронавты из будущего похожи на эгоистичных детей.
Стоит признать, что некоторые проблемы тянутся из оригинального произведения, однако авторы сериала добавили и своей сочной клюквы. Упрощения обычно помогают обрести дополнительную аудиторию, позволяют отказаться от объяснений «почему так, а не иначе», «откуда ноги растут» и так далее. Сериальные «Летящие сквозь ночь» стали отдельным продуктом, далеким от оригинала практически во всем — и в хорошем, и в плохом.
Да, Джордж Р. Мартин не мог принимать участие в проекте SyFy, так как связан контрактом с HBO, и неизвестно, смог бы он повлиять на производственный процесс. «Не могу дождаться момента, чтобы посмотреть на экране, что получилось», — сказал он в марте.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by