«Колотун, братцы!» — этой фразой Владимир Джанибеков описал атмосферу на обесточенной станции «Салют-7», и в центре управления полетами поняли: дело дрянь. К середине 1980-х годов положение СССР в космической гонке было незавидным — планы по Луне остались мечтами, NASA уже вовсю летало на многоразовых шаттлах, в то время как советские инженеры только доделывали «Буран». И вдруг новая проблема: космический комплекс на грани потери.
Станции проекта «Салют» рассчитывались на годы работы: у космонавтов была возможность проводить эксперименты, собирать данные и вести исследования не в тесных кораблях, а в относительно большом пространстве. Седьмую и последнюю версию комплекса создали с учетом ошибок предыдущих модификаций. Но оказалось, что доработанная станция «Салют-7» принесет больше всего бед только из-за одной мелочи.
Комплекс отправили на орбиту в апреле 1982 года. Все шло спокойно до 11 февраля 1985 года, когда со станции пришел сигнал о перепаде напряжения. Сработали защитные меры: во избежание перегрузки отключился главный радиопередатчик, а резервные активировались. На Земле решили повторно включить основной блок, думая, что проблема с током несерьезная. Это стало большой ошибкой: на «Салют-7» последовали короткие замыкания, и станция оказалась неуправляемой. Удаленно уже ничего нельзя было сделать.
Мнения специалистов разделились. Одни предлагали забросить комплекс, тем более что уже шла разработка «Мира», который в перспективе должен был заменить «Салют». Другие полагали, что станцию можно реанимировать. СССР, конечно, не желал признавать провал. К тому же в зарубежную прессу просочилась информация о неуправляемой советской станции, которая грозила упасть на Землю. Спасение «Салюта» было вопросом и без того пошатнувшейся репутации.
Миссия предстояла крайне рискованная: никто не знал, что именно произошло на корабле и в каком он состоянии. Там могла быть пробоина, пожар или любая другая проблема.
Отправка космонавтов на такое задание грозила обернуться потерей не только технологичного железа, но еще и людей. Урон имиджу в таком случае оказался бы еще сильнее.
Тем не менее СССР решился на спасение комплекса. По замыслу специалистов к «Салюту-7» должен был прилететь корабль «Союз Т-13» с двумя членами экипажа вместо привычных трех. Пилоту предстояло выполнить сложнейшую стыковку — обычно она проводится в автоматическом режиме, но в случае с мертвой станцией такой метод невозможен. Требовалось вручную, с погрешностью не больше нескольких сантиметров, пристыковать корабль к шлюзу «Салюта».
Среди советских космонавтов было только трое, ранее выполнявших подобную операцию. Леонид Кизим восстанавливался после недавнего космического полета. Юрий Малышев не выходил в открытый космос, а для планируемой миссии это наверняка понадобилось бы. Выбор пал на Владимира Джанибекова — с четырьмя космическими полетами он был самым опытным из троих кандидатов. Его назначили командиром миссии.
Бортинженера долго выбирать и вовсе не пришлось. Виктор Савиных провел больше трех месяцев на станции «Салют-6», которая была практически идентична потерянному комплексу. Никто не знал его устройство и особенности лучше Савиных.
Корабль «Союз Т-13» немного изменили: на месте кресла для третьего участника миссии расположили дополнительные запасы провизии. На «Салюте» питание было, но оно могло испортиться из-за неполадок. Заодно инженеры убрали систему автоматической стыковки — она все равно не понадобится. Вместо нее установили лазерный дальномер для помощи Джанибекову со стыковкой.
Утром 6 июня 1985 года «Союз Т-13» с двумя космонавтами и связанными женой Савиных шапками отправился выручать «Салют-7». Обнаружилась первая проблема: солнечные панели не были развернуты до конца. Это плохой знак — комплекс мог оказаться обесточенным, что усложнило бы его возвращение к жизни. Джанибеков выполнил стыковку. Выровняв давление между «Союзом» и «Салютом», космонавты открыли люк в мертвую станцию.
Первым делом экипаж ощутил сильный холод, который командир и описал как «колотун». Система электропитания все-таки вышла из строя. Не работала ни одна другая система, от холода внутренние стенки «Салюта» покрылись инеем. Джанибеков в качестве эксперимента плюнул на термоплату — слюна замерзла спустя несколько секунд.
Космонавты, максимально утеплившись (шапки супруги Савиных пригодились), решили постепенно восстановить работу комплекса. Две из восьми аккумуляторных батарей вернуть к жизни было нельзя. Остальные можно было запитать от бортовой системы «Союза», но вариант был слишком рискованным: короткое замыкание могло вывести из строя питание еще и на прилетевшем корабле. Тогда космонавты оказались бы в ловушке без возможности вернуться домой. Пришлось пойти более долгим путем. Савиных и Джанибеков соединили кабели от батарей с проводами солнечных панелей. Затем с помощью «Союза» они развернули станцию к Солнцу. План сработал: аккумуляторы заряжались.
Дальше экипаж начал проверять одну систему «Салюта» за другой: требовалось понять, что работает, а что нет. Виктор Савиных позднее вспоминал, что больше всего опасался тающего инея — риск короткого замыкания был огромным. В любую секунду проскочившая искра могла вызвать пожар, и тогда шансов выжить практически не было бы. Заодно Савиных и Джанибеков были вынуждены постоянно разгонять скапливающийся от дыхания углекислый газ.
У космонавтов подходили к концу запасы воды, а система водоснабжения «Родник» все еще была замерзшей. Вернуть к работе ее удалось только к середине июня, когда пригодной для питья жидкости у космонавтов уже почти не оставалось. Постепенно обстановка на «Салюте» нормализовалась. 23 июня на станцию отправили грузовик «Прогресс» с запасами провизии.
Примерно в то же время космонавты обнаружили причину всех проблем на «Салюте»: сбоил датчик контроля заряда аккумуляторов. Он должен был прекращать питание батарей, когда они оказывались целиком заряжены. Но система ложно срабатывала, не давая аккумуляторам получить питание. Постепенно они разрядились до нуля, и связь с Землей пропала.
Космонавты вдвоем пробыли на станции все лето, пока в сентябре к ним не прилетел экипаж «Союз Т-14» (Владимир Васютин, Георгий Гречко, Александр Волков). Джанибеков с Гречко вернулись домой, а Савиных и двое других космонавтов остались на «Салюте-7» до ноября. Им пришлось досрочно свернуть миссию из-за начавшихся у Васютина проблем со здоровьем.
Несмотря на особую сложность и опасность миссии по спасению «Салют-7», исключения для Владимира Джанибекова делать не стали: космонавтам больше двух наград Героя СССР не полагалось, а у него как раз уже столько и было. Вместо этого Джанибекову присвоили звание генерал-майора авиации и вручили пятый орден Ленина. В космос его больше не отправляли. Виктор Савиных же во второй раз стал Героем СССР, а в 1988 году снова отправился за пределы Земли на корабле «Союз ТМ-5».
Последний раз на борт «Салют-7» люди поднимались в 1986 году, когда впервые в истории космонавтики человеку удалось перелететь с одной станции (новенького «Мира») на другую. В дальнейшем комплекс работал в автоматическом режиме, передавая информацию на Землю. 6 февраля 1991 года станция сгорела при падении на Землю в небе над Латинской Америкой. Жители Чили и Аргентины нашли несколько обломков. Ни американцам, ни русским они оказались не нужны.
Телескопы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by