Украшение, китайская ваза и 11 картин. Как в США ограбили музей на $500 миллионов

Автор: Станислав Иванейко. Фото: bostonmagazine.com
13 562
20 февраля 2018 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Пока народ бурно отмечал День святого Патрика мартовской ночью 1990 года, из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне двое неизвестных вынесли 13 произведений искусства общей стоимостью $500 миллионов. Расследование вело ФБР, награда за информацию о нахождении пропавших работ достигала $10 миллионов, но результатов до сих пор нет — а некоторые улики необъяснимым образом пропали. Onliner.by изучил историю одного из крупнейших ограблений в мире.

Меценат и коллекционер предметов искусства Изабелла Стюарт Гарднер открыла галерею в 1903 году. С момента появления это место стало домом для множества уникальных и неприлично дорогих произведений — таких, которые знатоки с благоговением называют «бесценными». В частности, там находились подлинники работ Дега, Мане, Вермеера, Рембрандта и других величайших художников всех времен. Именно на них и нацелились грабители в ночь на 18 марта 1990 года.

Так выглядит здание музея. Изображение: wikipedia.org

Ночь в музее

Несмотря на колоссальную стоимость хранившихся в здании произведений, охранялось оно не сказать чтобы серьезно: на ночь оставались всего два охранника. Видимо, расчет был на то, что никому и в голову не придет красть подобные экспонаты — они слишком приметны, и даже на подпольном рынке не нашлось бы много желающих связываться с такими картинами. Но это обстоятельство не остановило двоих грабителей. Недалеко от музея припарковался красный Dodge Daytona. Внутри сидели два человека в полицейской форме. Дождавшись глубокой ночи, они подошли к зданию и позвонили в дверь. Охраннику Рику Абату мужчины сказали, что приехали по вызову: якобы здесь был какой-то шум. Сторож отлично знал, что все спокойно, а если кто и шумел, так это праздновавшие День святого Патрика. Но полицейская форма убедила его впустить незнакомцев. «Копы» заявили, что подозрительно похожий на охранника человек находится в розыске, поэтому надо бы проехать с ними в участок для дознания. Воспользовавшись замешательством Абата, они связали его.

Полиция нашла охранника в таком виде. Изображение: npr.org

«Они приковали меня к электрическому щитку на семь часов. Сперва я паниковал, а затем начал петь „Меня следует выпустить“ Боба Дилана. Не знаю, сколько я пел чертову песню, но это было долго», — вспоминал потом Рик Абат. Впоследствии охранник переживал, что его всю жизнь будут журить за ограбление: ведь именно он не заметил подвоха и впустил грабителей в музей. Со вторым сторожем, который подошел узнать, в чем дело, поступили так же. Больше опасностей для налетчиков не было: в их распоряжении оказался целый музей с экспонатами на миллиарды долларов. Грабители не действовали наугад, поскольку точно знали, какие работы им нужны. Ценность экспонатов не помешала преступникам обойтись с некоторыми из них довольно грубо: две картины были вырезаны прямо из рамок. На всю операцию у них ушло примерно полтора часа. Воры украли 11 картин, флерон (украшение в готике) бронзового орла и древнюю китайскую вазу. Общая стоимость похищенного составила примерно $500 миллионов. Это было крупнейшее ограбление музея в США.

Изображение: thedailybeast.com

ФБР осталось ни с чем

Расследованием дела занялось ФБР. Высказывалось опасение, что картины будут вывезены за пределы США и в таком случае найти их окажется еще сложнее. Следователи сперва пришли к выводу, что за ограблением стоит некая криминальная группировка из Новой Англии — это область на северо-востоке США, в которую входят шесть штатов. В Бюро не могли понять, по какому принципу отбирались работы: если по стоимости, то почему некоторые более дорогие произведения остались не тронуты? Специалисты так и не пришли к однозначному мнению. К тому же у грабителей было достаточно времени, чтобы украсть больше полотен, но их оставили. Заодно появились вопросы к компетентности воров: вряд ли заказчики ограбления пришли в восторг, увидев, что некоторые картины просто вырезаны. Значит, грабители были просто хорошо подготовленными наемниками. Не факт, что они хорошо разбирались в искусстве и понимали истинную ценность экспонатов. «При ограблении банка или машины инкассаторов понять мотивы проще. Они [грабители] хотят денег. В случае с кражей предметов искусства определить мотив намного сложнее», — отмечал следователь. Ведь заказчиком ограбления мог быть и поклонник картин, который таким образом решил пополнить свою тайную коллекцию.

Картина «Концерт» Яна Вермеера была самой дорогой среди украденных: ее ориентировочная цена превышала $200 миллионов. Изображение: wikipedia.org

Гангстеры и Ирландская республиканская армия

Но догадки не приводили к зацепкам. Расследование практически не продвигалось, и дело начало обрастать слухами. Некоторое время в причастности к ограблению подозревали главного гангстера Бостона Джеймса Балджера, который заодно был осведомителем ФБР (именно о нем снят фильм «Черная месса» с Джонни Деппом). Потом досталось Ирландской республиканской армии (IRA) — якобы она хотела за вырученные с продажи картин деньги освободить своих сторонников. В поле зрения Бюро попал и Майлз Коннор — младший, личность без преувеличения неординарная. Он был рок-певцом, наркодилером и похитителем произведений искусства по совместительству. В середине 60-х Коннор обчистил несколько галерей и украл немало ценных экспонатов. Хоть во время ограбления музея Изабеллы Стюарт Гарднер он и находился в тюрьме, не исключено, что в деле были замешаны его знакомые по прошлым преступлениям. Однако догадок для арестов и официальных обвинений было мало. Руководство музея вскоре назначило награду в $1 миллион за информацию о пропавших работах. В дальнейшем сумма увеличилась до $5 миллионов, но отчасти это лишь осложнило работу ФБР: к следователям начали обращаться многие люди со своими теориями, однако фактов они предоставить не могли.

В музее Изабеллы Стюарт Гарднер на месте украденных картин висят пустые рамы — как напоминание о пропавших работах. Изображение: wbur.org

По еще одной версии экспонаты были просто уничтожены: возможно, грабители не смогли их продать, а оставлять у себя такие произведения оказалось слишком опасно. К тому же картины капризны в плане хранения: нужно поддерживать определенную температуру и влажность, иначе полотна начнут портиться. Казалось, что в 2013 году у следователей случился прорыв: на пресс-конференции представители ФБР объявили, что им удалось установить личности грабителей. По версии следствия экспонаты были перевезены в штаты Коннектикут и Филадельфия. Якобы в начале 2000-х годов их пытались продать. Но, похоже, подозреваемые оказались непричастны к этому делу: по крайней мере, награда за информацию о пропавших работах по-прежнему актуальна, а об арестах ничего не сообщалось. Не исключено, что в преступлении замешаны крайне влиятельные люди — такие, которые способны украсть улики ФБР. Недавно стало известно, что следователи отправили оставшиеся улики в лабораторию для более детального ДНК-анализа и в какой-то момент они просто исчезли.

Изображение: ap.org

Частный детектив Артур Брэнд продолжает заниматься расследованием дела. По его мнению, картины находятся в Ирландии. Сыщик уверяет, что голландский криминальный авторитет даже показывал ему фотографии работ после их исчезновения. Вместе с тем следователь больше заинтересован не в поиске виновных или награде, а в нахождении самих произведений искусства: «$10 миллионов (одно время награда составляла именно столько. — Прим. Onliner.by) не для меня. Они могут угостить меня пивом. Этого будет достаточно. Пусть оставят свои $10 миллионов, и мы все вместе отпразднуем возвращение картин». Еще один следователь, британец Чарльз Хилл, тоже считает, что работы находятся в Ирландии: якобы их привезли туда в первой половине 90-х, и за кражей стоит тот самый Джеймс Балджер. На европейский след указывают и другие детали: по воспоминаниям охранников, во время ограбления один налетчик употребил слово «mate» (приятель) — отмечается, что оно больше характерно для речи ирландцев, британцев или австралийцев, но не американцев. Следовательно, преступление совершено приезжими.


Ни один из тринадцати экспонатов так и не был найден. Официальных обвинений тоже никому не предъявляли. Состояние украденных произведений остается неизвестным уже без малого тридцать лет. Награда в $5 миллионов за информацию о местонахождении предметов искусства все еще действует.

Цифровые фоторамки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by