Секс, насилие и игра в богов. Рецензия на сериал «Видоизмененный углерод»

Автор: Ян Альшевский
05 февраля 2018 в 18:33

Есть ли место богам в мире будущего, где душа представляет собой компьютерный код, а человек может жить вечно? Да кто же его знает… Хотя в сериале «Видоизмененный углерод» поднимают и эту тему. Канал Netflix в очередной раз порадовал любителей фантастики, запустив в конце прошлой недели телешоу по мотивам романа британского писателя Ричарда Моргана, традиционно выпустив сериал полностью одним махом.

Некоторое недоумение вызвала заставка сериала, которая уж очень напоминает визуальный ряд из «Мира Дикого Запада» телеканала HBO. Да и стилистика очень сходная. Но это мелочи. Перед нами предстает мир будущего, в котором человечество чувствует себя вполне неплохо, активно изучает удаленные на многие световые годы планеты, но все самое интересное происходит на родной Земле. Над этим веет легкий флер киберпанка, напоминая недавно просмотренного «Бегущего по лезвию», но лишь слегка.

Сценаристы знают, чем привлечь внимание зрителя: обнаженными телами, сексом и насилием. Все это появится в первом же эпизоде, в первых же кадрах и будет преследовать на протяжении десяти серий «Видоизмененного углерода».

Узкие коридоры, темные комнаты, мрачный пейзаж стремящегося ввысь города будущего под вечным дождем скрывается за видеоокнами и матовыми стеклами. Главный герой не выпускает из рук дымящуюся сигарету. Он — Такеши Ковач, бывший наемник, который четверть тысячелетия находился в криосне, чтобы проснуться по желанию одного из богатейших в Обитаемых мирах людей. Потенциально бессмертного. Считающего себя богом. Тем не менее всемогущий маф Лоренс Бэнкрофт (так зовут богатея) требует расследовать собственное убийство. Этим и будет заниматься бывший заключенный Ковач на протяжении почти 10 часов экранного времени.

Netflix не жалеет бюджет — «Видоизмененный углерод» выглядит куда лучше многих современных блокбастеров, затыкая за пояс тот же «Геошторм» с его «детскими» визуальными эффектами. Монтаж, операторская работа, постановка, звук — все на уровне. Да, в определенный момент понятно, что съемки проходят на «сцене» — декорации охватили метров 100 «мира будущего», остальное случается в помещениях. Но это не мешает.

Экранизация романа разбита на три условных блока: интригующее детективное начало, затем боевик и очевидно развивающаяся развязка к финалу в стиле «а теперь мы все разложим по полочкам». Но мы знаем, кто за что в ответе и кто заслуживает порицания, задолго до этого.

Авторы понемногу рассуждают на тему того, каким может быть искусственный интеллект (умным, агрессивным или человечным), что такое душа, есть ли жизнь после смерти и много ли стоит та самая жизнь. Все это сдобрено большим количеством обнаженной плоти, секса и насилия с литрами крови, а что-то даже можно отнести к NSFW. Очевидно, что сериал заметно потеряет в официальном дубляже — в кадре регулярно звучат словечки покруче привычных f..k или s..t, кто-то не сдержался и выругался на русском. А вот из уст военного во время допроса слышна речь на немецком...

Как ни странно, сериал создает впечатление благополучного будущего, что для фантастики, в общем-то, редкое явление. Не исключено, что мир попросту проработан не на достаточном уровне — условными злодеями выступают богачи, отстроившие дома выше облаков. Им подчинен мир, они в прямом и переносном смысле выше остальных. Деньги позволяют путешествовать в любые миры — достаточно создать там клона и перенести разум на специальное устройство, которое есть практически у всех. Можно одновременно существовать в нескольких телах, переселиться в чужое. Можно наслаждаться убийствами биологических оболочек — «душа» же живет не в теле.

Страдания изгоев показывают лишь мимолетно, а новая оболочка для разума — как квартира в ипотеку: дорого, но позволить ее себе могут многие. В итоге перед нами предстает упрощенная социальная структура, места в которой низшим слоям общества не нашлось — нас редко отправляют ко дну. Самым ярким примером того, как сложно бывает простому рабочему классу, является ситуация с воскрешением 7-летней девочки: бесплатно ей досталось тело женщины в годах, да не первой свежести. Но даже такой ее приняли родители.

Первые эпизоды захватывают, но возникает вопрос: смогут ли продюсеры-сценаристы удерживать темп и продолжат ли удивлять? Бывает, что даже самый бодрый сериал начинает заметно проседать через пяток серий (тот же «Мир Дикого Запада»). Правда, «Углерод» — это все же не сериал, а растянутый на много часов фильм в жанре фантастического детектива. Может, поэтому атмосферу напряжения в «Видоизмененном углероде» удается сохранить до финала, включить перемотку за все время хотелось лишь пару раз. Ну а зритель получает ответы практически на все вопросы. Кое-что останется тайной, до которой, впрочем, никому нет дела. Моральные терзания? Не в этот раз.

Главные герои кому-то покажутся пресными, но практически все они без исключения запоминаются. Такеши Ковач в исполнении Юэля Киннамана чем-то напоминает Дольфа Лундгрена в лучшие его времена: отстраненный, самоуверенный суперсолдат с высоким интеллектом, интуицией и немного волшебными способностями. Джеймс Пьюрфой играет могущественного мафа (сленговое «маф» происходит от имени библейского Мафусаила) Бэнкрофта — долгожителя-богатея, который становится жертвой собственной самоуверенности. Весьма харизматичным и забавным получился искусственный интеллект-отель По (Крис Коннер). Подружка Ковача Ортега, которую сыграла Марта Игареда, хорошо ругается, демонстрирует боевые навыки и обнаженную грудь. Здесь это вообще в порядке вещей.

«Видоизмененный углерод» стоит смотреть запоем, дабы не потеряться в тонкостях мира будущего и не утонуть во второстепенных сюжетных линиях. Впрочем, сделать это будет сложно. В какой-то мере это детектив для массового зрителя с элементами боевой фантастики. Сериал построен на дебютном романе Моргана, обретшем статус бестселлера, но высокие продажи не делают его шедевром. Вероятно, это пример того, когда экранизация может оказаться лучше оригинала. Тем не менее в сериале заложены интересные идеи, его хочется смотреть — узнать, «а что же дальше?». И огромный плюс — источник не стали растягивать на пачку сезонов с десятками эпизодов. В итоге — добротный, хоть и затянутый, фильм. С насилием, сексом, наркотиками, но без рок-н-ролла.

8
Оценка Onliner.by
Фильм с подобным сюжетом получил бы более низкую оценку. Как сериал «Видоизмененный углерод» — один из лучших представителей научной фантастики на телеэкране за последнее время. Но с ним легко может соперничать «Звездный путь: Дискавери». Или «Электрические сны Филипа К. Дика». Что уж говорить про «Черное зеркало».

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by