В феврале нас ждет умопомрачительное количество топовых кинопремьер. Ради такого дела Onliner.by на месяц поселил журналиста в кинотеатре. На самом деле нет, но самые важные новинки мы обязательно посмотрим, а потом расскажем вам о наших впечатлениях. Для того чтобы все успеть, за раз будем препарировать сразу два, а то и три фильма. Сегодня, например, очередь тарантиновско-коэновской по духу картины «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», смешного спортивного байопика «Тоня против всех» и странной ленты со странным названием «Короче».
Режиссер: Мартин МакДона.
В ролях: Фрэнсис МакДорманд, Вуди Харрельсон, Сэм Рокуэлл, Питер Динклэйдж.
Один из основных претендентов на «Оскар», который больше всего заслуживает золотую статуэтку, но вряд ли ее получит. Самый честный, легкий для восприятия и при этом непостижимо стильный фильм не слишком рьяно педалирует темы расизма, гендерных разногласий и сексуальных предпочтений, а потому политически не так интересен киноакадемикам, как другие претенденты на главную кинонаграду года.
Американская глубинка. В стандартном для подобного рода мест городке Эббинг происходит невероятное — неизвестный насилует и сжигает местную девушку. Полиция за несколько месяцев так и не находит злодея. Отчаявшаяся, с неподъемным грузом вины где-то глубоко в душе, Милдред, мать девушки, арендует три билборда, на которых оставляет обидные упреки в адрес шерифа.
Тот бы и рад раскрыть дело, но зацепок нет. Жесткая, как подошва старого башмака, Милдред этого принимать не хочет и готова поставить на место любого земляка, вставшего на защиту полицейских. Градус напряжения растет на протяжении всей картины, в конце делает небольшое послабление и вновь натягивается как гитарная струна.
«Три билборда» — в первую очередь «вкусное» кинематографическое произведение. Здесь нет крутых спецэффектов, лихо закрученного сюжета, зубодробительного монтажа и операторских выкрутасов «Любецки-стайл». Это мастерски сыгранная и точно так же показанная история нескольких людей. Рассказ не заставит вас открыть рот от удивления. Хлопать глазами от местных красот тоже вряд ли кто-то станет. При этом лента с первых кадров приковывает к себе все внимание зрителя. Потому что магия кино.
По сути все волшебство фильма зиждется на персонажах и сыгравших их актерах. Здесь что ни герой, то глубокая личная история с десятками шкафов и скелетами разной степени свежести.
Милдред — безусловный «Оскар» для Фрэнсис МакДорманд. Проблема в том, что она белая, а ее героиня — не лесбиянка и вроде бы даже не феминистка. Правда, Милдред была часто бита мужем, так что шанс на торжество оскарной справедливости есть.
Главная героиня только на первый взгляд из тех женщин, что коней в горящих избах останавливают. На самом деле нет, она боится, жалеет близких и даже своего главного «врага», любит и хочет быть любимой. Однако все это отступает на второй план на фоне постигшей Милдред беды и чувства вины.
А какой здесь колоритный помощник шерифа Диксон! Отвратительнейший тип! Первосортный мерзавец, расист и гомофоб, живущий с мамочкой и боготворящий шефа. Но и с ним не все так однозначно. Любовь, мотивирующая всех здешних героев на порой странные поступки, кардинально изменит и этого тупого неотесанного мужлана.
Не хуже и почти эпизодические роли. Бывший муж Милдред, его новая, работающая в зоопарке юная зазноба, подкатывающий карлик, мягкий и принципиальный молодой клерк. Экранного времени у них с гулькин нос, но емкими, хлесткими, характерными фразами образы рисуются ярче, чем протагонисты в каких-нибудь боевиках.
Диалоги, монологи — вот в чем раскрываются «Три билборда». Порой даже думаешь, будто смотришь что-то неизвестное от Тарантино или братьев Коэнов. Абсурдные, смешные, но глубокие измышления героев побуждают думать и улыбаться. Это здорово!
Режиссер кинопраздника Мартин МакДона с большим экраном работает редко, но чрезвычайно метко. «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов» этого ирландца моментально вписали свои запоминающиеся страницы в историю кинематографа. Современный вестерн «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» блестяще дополнил фильмографию МакДоны, окончательно сделав из него одного из самых интересных современных режиссеров.
Режиссер: Крэйг Гиллеспи.
В ролях: Марго Робби, Себастьян Стэн, Эллисон Дженни.
На главную награду американской киноакадемии эта лента не претендует, но в трех номинациях присутствует, причем две из них — за актерские роли. Да, Марго Робби блестяще отыграла, но, субъективно, ее образ вышел не таким насыщенным и всамделишным, как у Фрэнсис МакДорманд с ее Милдред. А вот за лучшую женскую роль второго плана «Тоня против всех» вполне может побороться.
Перед нами фильм биографический, но не совсем типичный. Здесь нет нравоучений об ошибках молодости и извлеченных (или не извлеченных) уроков, нет подробностей о «восхождении к Олимпу» или падении с него, нет скучных жизнеописаний и надрывно-драматичных переживаний. По сути нам показывают историю взаимоотношений взбалмошной Тони с окружающим миром, главным образом с мужем и матерью.
Тоня Хардинг — реальная звезда американского и мирового фигурного катания 1990-х годов. Девушка выросла без отца, с волевой и даже жестокой матерью. Вместо того чтобы ходить в школу, по утрам Тоня колола дрова во дворе, а потом целый день занималась фигурным катанием, на которое уходили все деньги семьи. За то, что девушка не была похожа на утонченных фигуристок, ее не очень-то любили в жюри, но все же она стала чемпионкой США, успешно выступала на чемпионате мира и Олимпиаде. Карьера пошла под откос после того, как ее бывший супруг и телохранитель наняли бандитов для избиения Нэнси Керриган — основной соперницы Тони.
Половина фильма посвящена именно этому случаю и с удовольствием копается в мозгах и душе Хардинг. Знала ли она о покушении? Догадывалась ли? Могла ли помешать? Кто вообще виноват?
Кого могут заинтересовать разборки, пусть даже национального масштаба, среди далеких во времени и пространстве американских фигуристок? Тем не менее создатели картины сделали так, что кино с интересом смотрится даже если вы никогда не слышали о Тони Хардинг, терпеть не можете фигурное катание (его здесь совсем мало) и засыпаете в самом начале любых биографических лент.
Секрет — в форме подачи, которую выбрали кинематографисты. «Тоня против всех» — на удивление динамичный фильм, к тому же очень смешной. Правда, улыбка в данном случае пробивается сквозь грустинку. Знаете, как бывает, когда по сути нам показывают что-то очень плохое, но до неприличия смешное? Все из-за отношения героев к быту, работе и миру в общем. Бьет муж? Беда, но если стукнуть его в ответ, то не так уж и страшно. Холодная Лавона готова пырнуть ножом не оправдавшую ее надежд дочь? Обматери все на свете и вали из дома.
«Тоня против всех» похожа на «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» в том смысле, что и здесь вся интрига и весь интерес держатся не столько на сюжете, сколько на очень харáктерных персонажах. Особенно выделяется Лавона — та самая мама Тони, за которую актриса Эллисон Дженни по праву заслужила «Оскара». Беспринципная официантка, курильщица с амбициями, брезгливо воспринимающая собственную дочь только как возможность выбраться из нищеты, направо и налево сыплет смачными оскорблениями и бритвенными остротами и невозмутимо принимает любые удары судьбы. Отталкивающая и привлекающая одновременно, Лавона — однозначно одна из самых ярких и запоминающихся ролей последнего времени.
Хороша и Марго Робби в роли Тони, но ее образ все-таки уж слишком напоминает предыдущего персонажа актрисы — Харли Квинн из «Отряда самоубийц».
Наверное, о жизни любого человека можно снять интересное кино. Жаль, что далеко не всегда хорошие фильмы выходят даже из биографий великих людей. «Тоня против всех» — приятное исключение, где интересно смотреть за героиней, против которой ополчилась не только семья, но и вся страна. А как здорово здесь смонтированы вставки с псевдоинтервью, в которых постаревшие участники событий вспоминают былое, — каждый со своей колокольни и с едкими комментариями!
Режиссер: Александр Пэйн.
В ролях: Мэтт Дэймон, Кристоф Вальц, Хонг Чау.
Эта картина не попала ни в один список номинантов на «Оскар». Однако многие ее ждали, некоторые специализированные издания даже упоминали «Короче» в качестве одной из самых ожидаемых премьер 2017—2018 годов. Все потому, что автор ленты — Александр Пэйн, на счету которого есть потрясающая «Небраска», а также отмеченные киноакадемиками «На обочине» и «Потомки».
От «Короче» ждали социальной сатиры, емкой фантастики, обличающего юмора, в конце концов печальной притчи о больших бедах маленького человека независимо от того, какого он роста. И вроде бы все это по чуть-чуть присутствует, но собранная из отдельных частей шарманка не играет, только лишь поскрипывает.
Пол Сафранек — типичный американец, каких десятки миллионов. Не богатый, но и не томящийся в нищете. Почти средний класс, до седин выплачивающий кредит за учебу, кусающий губы от накоплений, которых не хватает на тот шикарный дом, приглянувшийся жене. И вот внезапно все проблемы можно решить одним махом. Головастые скандинавы придумали способ уменьшать людей! А что, очень удобно, ведь десятисантиметровые коротышки потребляют мизерную часть ресурсов, а на копеечные сбережения могут позволить себе жить в царских хоромах, питаться исключительно качественной и полезной пищей. При этом можно ничего не делать, знай себе развлекайся, познавай огромный, закрытый куполом мир площадью с советскую хрущевку, а то и выбирайся в большой свет.
Но если бы все было только хорошо, то такой фильм никто бы не снял. Антиутопия — штука такая, что хорошего развития событий не допускает. Вот и в данном случае оказывается, что отличий маленького мира от большого не так уж много. Каким-то непостижимым образом благополучные районы обрастают многоэтажными гетто с беженцами, буйным цветом цветет сегрегация, а душевного покоя как не было, так и нет.
Основная проблема «Короче» в его неровности. Будто Александру Пэйну было очень больно решиться, что же в конце концов снимать. Сильнее всего получилась первая, самая фантастическая треть ленты — здесь есть свежая идея и тщательный подход к отображению процедуры уменьшения. Раздеть, побрить, усыпить, высверлить пломбы, организовать встречу «на той стороне» — наверное, так все и было бы в жизни.
Но потом создатели картины словно замирают — они не знают, как двигать сюжет и что делать дальше. В итоге нам подают набор из недоваренных и порядком надоевших страшилок об экологическом кризисе, несправедливости мира, перенаселенности планеты, унижении одних ради достатка других, конце света и тому подобном.
Дав попробовать кусочек свежей идеи, далее нас потчуют однообразным блюдом из пресного ничего. Главный герой сидит или ходит, встречается с какими-то вроде бы интересными, а на самом деле клишированными персонажами.
В полной мере проявилась недоработка как сценаристов, которые толком не прописали героев, так и актеров, которым особенно нечего было играть. Связанное с персонажами ленты упущение бросается в глаза при сравнении с двумя другими премьерами — «Тоней» и «Тремя билбордами». Там люди — это все, здесь же — серая масса. Удивительно, но даже Мэтт Дэймон не вызывает никаких эмоций: его герою не получается сочувствовать и сопереживать, даже ненавидеть персонажа не выходит. Невероятно скучная роль. Остальные не лучше: Кристоф Вальц не выходит из простецкого образа улыбчивого негодяя, а вьетнамская подружка протагониста раздражает как комар, которого хочется отогнать или прихлопнуть из-за навязчивого писка.
Проекторы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by