«Короче, три билборда против всех». Тройная рецензия на кинохиты февраля

38 420
02 февраля 2018 в 8:00
Автор: Константин Сидорович

«Короче, три билборда против всех». Тройная рецензия на кинохиты февраля

Автор: Константин Сидорович

В феврале нас ждет умопомрачительное количество топовых кинопремьер. Ради такого дела Onliner.by на месяц поселил журналиста в кинотеатре. На самом деле нет, но самые важные новинки мы обязательно посмотрим, а потом расскажем вам о наших впечатлениях. Для того чтобы все успеть, за раз будем препарировать сразу два, а то и три фильма. Сегодня, например, очередь тарантиновско-коэновской по духу картины «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», смешного спортивного байопика «Тоня против всех» и странной ленты со странным названием «Короче».

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Режиссер: Мартин МакДона.

В ролях: Фрэнсис МакДорманд, Вуди Харрельсон, Сэм Рокуэлл, Питер Динклэйдж.

Один из основных претендентов на «Оскар», который больше всего заслуживает золотую статуэтку, но вряд ли ее получит. Самый честный, легкий для восприятия и при этом непостижимо стильный фильм не слишком рьяно педалирует темы расизма, гендерных разногласий и сексуальных предпочтений, а потому политически не так интересен киноакадемикам, как другие претенденты на главную кинонаграду года.

Американская глубинка. В стандартном для подобного рода мест городке Эббинг происходит невероятное — неизвестный насилует и сжигает местную девушку. Полиция за несколько месяцев так и не находит злодея. Отчаявшаяся, с неподъемным грузом вины где-то глубоко в душе, Милдред, мать девушки, арендует три билборда, на которых оставляет обидные упреки в адрес шерифа.

Тот бы и рад раскрыть дело, но зацепок нет. Жесткая, как подошва старого башмака, Милдред этого принимать не хочет и готова поставить на место любого земляка, вставшего на защиту полицейских. Градус напряжения растет на протяжении всей картины, в конце делает небольшое послабление и вновь натягивается как гитарная струна.

«Три билборда» — в первую очередь «вкусное» кинематографическое произведение. Здесь нет крутых спецэффектов, лихо закрученного сюжета, зубодробительного монтажа и операторских выкрутасов «Любецки-стайл». Это мастерски сыгранная и точно так же показанная история нескольких людей. Рассказ не заставит вас открыть рот от удивления. Хлопать глазами от местных красот тоже вряд ли кто-то станет. При этом лента с первых кадров приковывает к себе все внимание зрителя. Потому что магия кино.

По сути все волшебство фильма зиждется на персонажах и сыгравших их актерах. Здесь что ни герой, то глубокая личная история с десятками шкафов и скелетами разной степени свежести.

Милдред — безусловный «Оскар» для Фрэнсис МакДорманд. Проблема в том, что она белая, а ее героиня — не лесбиянка и вроде бы даже не феминистка. Правда, Милдред была часто бита мужем, так что шанс на торжество оскарной справедливости есть.

Главная героиня только на первый взгляд из тех женщин, что коней в горящих избах останавливают. На самом деле нет, она боится, жалеет близких и даже своего главного «врага», любит и хочет быть любимой. Однако все это отступает на второй план на фоне постигшей Милдред беды и чувства вины.

А какой здесь колоритный помощник шерифа Диксон! Отвратительнейший тип! Первосортный мерзавец, расист и гомофоб, живущий с мамочкой и боготворящий шефа. Но и с ним не все так однозначно. Любовь, мотивирующая всех здешних героев на порой странные поступки, кардинально изменит и этого тупого неотесанного мужлана.

Не хуже и почти эпизодические роли. Бывший муж Милдред, его новая, работающая в зоопарке юная зазноба, подкатывающий карлик, мягкий и принципиальный молодой клерк. Экранного времени у них с гулькин нос, но емкими, хлесткими, характерными фразами образы рисуются ярче, чем протагонисты в каких-нибудь боевиках.

Диалоги, монологи — вот в чем раскрываются «Три билборда». Порой даже думаешь, будто смотришь что-то неизвестное от Тарантино или братьев Коэнов. Абсурдные, смешные, но глубокие измышления героев побуждают думать и улыбаться. Это здорово!

Режиссер кинопраздника Мартин МакДона с большим экраном работает редко, но чрезвычайно метко. «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов» этого ирландца моментально вписали свои запоминающиеся страницы в историю кинематографа. Современный вестерн «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» блестяще дополнил фильмографию МакДоны, окончательно сделав из него одного из самых интересных современных режиссеров.

8,5
Оценка Onliner.by
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» — хороший, но не идеальный фильм. Где-то чуть-чуть не хватает эмоциональности, где-то слегка перемудрили с мотивацией. Благо все эти мелочи не мешают получать удовольствие от просмотра настоящего кино.

«Тоня против всех»

Режиссер: Крэйг Гиллеспи.

В ролях: Марго Робби, Себастьян Стэн, Эллисон Дженни.

На главную награду американской киноакадемии эта лента не претендует, но в трех номинациях присутствует, причем две из них — за актерские роли. Да, Марго Робби блестяще отыграла, но, субъективно, ее образ вышел не таким насыщенным и всамделишным, как у Фрэнсис МакДорманд с ее Милдред. А вот за лучшую женскую роль второго плана «Тоня против всех» вполне может побороться.

Перед нами фильм биографический, но не совсем типичный. Здесь нет нравоучений об ошибках молодости и извлеченных (или не извлеченных) уроков, нет подробностей о «восхождении к Олимпу» или падении с него, нет скучных жизнеописаний и надрывно-драматичных переживаний. По сути нам показывают историю взаимоотношений взбалмошной Тони с окружающим миром, главным образом с мужем и матерью.

Тоня Хардинг — реальная звезда американского и мирового фигурного катания 1990-х годов. Девушка выросла без отца, с волевой и даже жестокой матерью. Вместо того чтобы ходить в школу, по утрам Тоня колола дрова во дворе, а потом целый день занималась фигурным катанием, на которое уходили все деньги семьи. За то, что девушка не была похожа на утонченных фигуристок, ее не очень-то любили в жюри, но все же она стала чемпионкой США, успешно выступала на чемпионате мира и Олимпиаде. Карьера пошла под откос после того, как ее бывший супруг и телохранитель наняли бандитов для избиения Нэнси Керриган — основной соперницы Тони.

Половина фильма посвящена именно этому случаю и с удовольствием копается в мозгах и душе Хардинг. Знала ли она о покушении? Догадывалась ли? Могла ли помешать? Кто вообще виноват?

Кого могут заинтересовать разборки, пусть даже национального масштаба, среди далеких во времени и пространстве американских фигуристок? Тем не менее создатели картины сделали так, что кино с интересом смотрится даже если вы никогда не слышали о Тони Хардинг, терпеть не можете фигурное катание (его здесь совсем мало) и засыпаете в самом начале любых биографических лент.

Секрет — в форме подачи, которую выбрали кинематографисты. «Тоня против всех» — на удивление динамичный фильм, к тому же очень смешной. Правда, улыбка в данном случае пробивается сквозь грустинку. Знаете, как бывает, когда по сути нам показывают что-то очень плохое, но до неприличия смешное? Все из-за отношения героев к быту, работе и миру в общем. Бьет муж? Беда, но если стукнуть его в ответ, то не так уж и страшно. Холодная Лавона готова пырнуть ножом не оправдавшую ее надежд дочь? Обматери все на свете и вали из дома.

«Тоня против всех» похожа на «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» в том смысле, что и здесь вся интрига и весь интерес держатся не столько на сюжете, сколько на очень харáктерных персонажах. Особенно выделяется Лавона — та самая мама Тони, за которую актриса Эллисон Дженни по праву заслужила «Оскара». Беспринципная официантка, курильщица с амбициями, брезгливо воспринимающая собственную дочь только как возможность выбраться из нищеты, направо и налево сыплет смачными оскорблениями и бритвенными остротами и невозмутимо принимает любые удары судьбы. Отталкивающая и привлекающая одновременно, Лавона — однозначно одна из самых ярких и запоминающихся ролей последнего времени.

Хороша и Марго Робби в роли Тони, но ее образ все-таки уж слишком напоминает предыдущего персонажа актрисы — Харли Квинн из «Отряда самоубийц».

Наверное, о жизни любого человека можно снять интересное кино. Жаль, что далеко не всегда хорошие фильмы выходят даже из биографий великих людей. «Тоня против всех» — приятное исключение, где интересно смотреть за героиней, против которой ополчилась не только семья, но и вся страна. А как здорово здесь смонтированы вставки с псевдоинтервью, в которых постаревшие участники событий вспоминают былое, — каждый со своей колокольни и с едкими комментариями!

7,5
Оценка Onliner.by
Проблема у фильма одна. Несмотря на общую драйвовость, вторая половина ленты, та самая, где речь идет о расследовании нападения на Нэнси Керриган, все-таки слегка затянута и ближе к концу картины начинает утомлять. Отрезать бы минут 20 — стало бы только лучше.

«Короче»

Режиссер: Александр Пэйн.

В ролях: Мэтт Дэймон, Кристоф Вальц, Хонг Чау.

Эта картина не попала ни в один список номинантов на «Оскар». Однако многие ее ждали, некоторые специализированные издания даже упоминали «Короче» в качестве одной из самых ожидаемых премьер 2017—2018 годов. Все потому, что автор ленты — Александр Пэйн, на счету которого есть потрясающая «Небраска», а также отмеченные киноакадемиками «На обочине» и «Потомки».

От «Короче» ждали социальной сатиры, емкой фантастики, обличающего юмора, в конце концов печальной притчи о больших бедах маленького человека независимо от того, какого он роста. И вроде бы все это по чуть-чуть присутствует, но собранная из отдельных частей шарманка не играет, только лишь поскрипывает.

Пол Сафранек — типичный американец, каких десятки миллионов. Не богатый, но и не томящийся в нищете. Почти средний класс, до седин выплачивающий кредит за учебу, кусающий губы от накоплений, которых не хватает на тот шикарный дом, приглянувшийся жене. И вот внезапно все проблемы можно решить одним махом. Головастые скандинавы придумали способ уменьшать людей! А что, очень удобно, ведь десятисантиметровые коротышки потребляют мизерную часть ресурсов, а на копеечные сбережения могут позволить себе жить в царских хоромах, питаться исключительно качественной и полезной пищей. При этом можно ничего не делать, знай себе развлекайся, познавай огромный, закрытый куполом мир площадью с советскую хрущевку, а то и выбирайся в большой свет.

Но если бы все было только хорошо, то такой фильм никто бы не снял. Антиутопия — штука такая, что хорошего развития событий не допускает. Вот и в данном случае оказывается, что отличий маленького мира от большого не так уж много. Каким-то непостижимым образом благополучные районы обрастают многоэтажными гетто с беженцами, буйным цветом цветет сегрегация, а душевного покоя как не было, так и нет.

Основная проблема «Короче» в его неровности. Будто Александру Пэйну было очень больно решиться, что же в конце концов снимать. Сильнее всего получилась первая, самая фантастическая треть ленты — здесь есть свежая идея и тщательный подход к отображению процедуры уменьшения. Раздеть, побрить, усыпить, высверлить пломбы, организовать встречу «на той стороне» — наверное, так все и было бы в жизни.

Но потом создатели картины словно замирают — они не знают, как двигать сюжет и что делать дальше. В итоге нам подают набор из недоваренных и порядком надоевших страшилок об экологическом кризисе, несправедливости мира, перенаселенности планеты, унижении одних ради достатка других, конце света и тому подобном.

Дав попробовать кусочек свежей идеи, далее нас потчуют однообразным блюдом из пресного ничего. Главный герой сидит или ходит, встречается с какими-то вроде бы интересными, а на самом деле клишированными персонажами.

В полной мере проявилась недоработка как сценаристов, которые толком не прописали героев, так и актеров, которым особенно нечего было играть. Связанное с персонажами ленты упущение бросается в глаза при сравнении с двумя другими премьерами — «Тоней» и «Тремя билбордами». Там люди — это все, здесь же — серая масса. Удивительно, но даже Мэтт Дэймон не вызывает никаких эмоций: его герою не получается сочувствовать и сопереживать, даже ненавидеть персонажа не выходит. Невероятно скучная роль. Остальные не лучше: Кристоф Вальц не выходит из простецкого образа улыбчивого негодяя, а вьетнамская подружка протагониста раздражает как комар, которого хочется отогнать или прихлопнуть из-за навязчивого писка.

6
Оценка Onliner.by
«Короче» — фильм с интересной задумкой и посредственной реализацией. Ах, здесь критикуют общество потребления! Ух, как пропесочили погубивших окружающую среду капиталистов! Вот это да — все человечество готовы отправить в утиль! Пэйн слишком бесхитростно и прямолинейно задвигает не сложные в общем-то сентенции, облекая их к тому же в откровенно затянутую и неинтересную историю с такими же неинтересными героями.

Проекторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by