24 января 2018 в 15:18
Автор: Виталий Олехнович

«Че, пацаны, аниме?» Семь фильмов, за которые не будет стыдно перед мужиками во дворе

Автор: Виталий Олехнович

Как объяснить мужикам во дворе, что аниме — это не «китайские порномультики», а вполне самостоятельный, имеющий право на жизнь вид визуального искусства? Во-первых, лучше не говорите с мужиками во дворе про аниме. Во-вторых, если все-таки завели речь, так расскажите о чем-нибудь хорошем. Японцы выпускают больше 200 аниме-сериалов и под сотню фильмов в год. И проходных работ там больше, чем чего-то качественного. Сегодня мы рассказываем о семи японских анимационных лентах, которые обязательно стоит посмотреть.

«Идеальная грусть» / Perfect Blue (1998, психологический триллер, 16+)

Пожалуй, это лучшая работа одного из лучших японских режиссеров Сатоси Кона. Его произведениями вдохновлялись голливудские звездные режиссеры Даррен Аронофски и Кристофер Нолан, которые даже позаимствовали отдельные кадры из этих картин.

К сожалению, в возрасте 46 лет режиссер умер от рака, так и не укрепившись в звании мэтра японской анимации. После него остались наброски незавершенного пятого фильма и четыре законченных полнометражных произведения, каждое из которых достойно попадания в этот список. Но в подробностях мы остановимся на двух ключевых лентах, которые и принесли Сатоси Кону славу и любовь зрителей, — «Идеальная грусть» и «Паприка».

Через фильмы японского режиссера проходит мотив размытой границы между сном и реальностью, которая в отдельных случаях приправлена щепоткой безумия и заигрывания с символизмом. Озвученное выше справедливо для «Идеальной грусти» — дебютной самостоятельной работы Кона. Она как нельзя лучше демонстрирует авторский стиль, который задал для себя режиссер, полюбивший водить зрителей за нос, стирая грань между фантазией и реальностью.

«Идеальная грусть» рассказывает историю поп-идола Мимарин Кириго. В японской культуре идолы — это как западные звезды, только с чистым имиджем и невинной репутацией. Это недостижимые идеалы, на которые ориентируют японскую молодежь. Поп-идол Мима завершает песенную карьеру и уходит в актрисы, в более жестокую и грязную индустрию, которая потребует от нее предать свою совесть и принципы, чтобы чего-то добиться. И первая же ее работа — роль в сериале о маньяке-убийце и актрисе.

Далеко не все фанаты готовы отпустить девушку, простить ее предательство. Коренные перемены в имидже, маниакальные поползновения со стороны фанатиков, кровавые убийства в ближайшем окружении надломят и так неустоявшуюся психику главной героини. С этого момента зрителю только и остается задаваться вопросами. Что из происходящего реально, а что является сериалом о маньяке в аниме о маньяке? За чьим больным сознанием мы на самом деле наблюдаем? Кто здесь настоящий, а кто просто актер, играющий свою роль? Сатоси Кон умело жонглирует сюжетными пересечениями как своего фильма, так и того, в съемках которого участвует героиня. Тем самым он все глубже погружает зрителей в разворачивающийся водоворот безумия.

Да, оригинальная «Идеальная грусть» в виде романа о маньяке, преследующем поп-идола, принадлежит Ёсикадзу Такеути. Но заслугу Кона не получится преуменьшить. Такеути хотел снять полноценный фильм с живыми актерами, однако киностудии, ознакомившись со сценарием, отвечали отказом. Ввязаться в авантюру решился только «Сумасшедший дом» — аниме-студия Madhouse Inc. Но перед автором оригинала Сатоси Кон поставил жесткие условия: сценарий будет переписан, историю он перестроит по своему усмотрению, ключевые элементы в виде поп-звезды и маньяка останутся. Дебют оказался блестящим.

«Паприка» / Paprika (2006, фантастика, 16+)

Это последняя полнометражка, которую успел закончить Сатоси Кон и которая принесла ему мировую славу. Начав триллером в кроваво-красных тонах безумия, к «Паприке» режиссер эволюционировал до красочной фантастики. В ней размытая грань между реальностью и сном выступает уже главным сюжетным механизмом.

Надо отметить, что только в фильме «Однажды в Токио» (Tokyo Godfathers, 2003) режиссер отошел от намеченной линии. Сценарий этой рождественской комедии Кон писал самостоятельно. В ней трое бездомных берут под опеку новорожденную девочку, найденную на свалке. Бомжи отправляются искать родителей ребенка, попутно встревая в переделки и раскрывая причины, по которым оказались на улице. «Однажды в Токио» — это добрая сказка с роялями в кустах и колоритными персонажами, которая заслуживает просмотра. Но данный материал не является описанием творческого пути Кона, а потому давайте вернемся к «Паприке».

Сюжет аниме разворачивается вокруг группы ученых, которые создали устройство, позволяющее входить в чужие сны. Звучит знакомо? Если вы позабыли, то в фильме «Начало» (2010) Кристофера Нолана существует аналогичное устройство. А одна сцена из голливудского блокбастера чертовски напоминает аналогичную сцену из «Паприки». Да и само аниме по сути является фильмом по мотиву романа Ясутаки Цуцуи. Кон долгое время хотел взяться за его экранизацию.

Один из персонажей «Паприки» — женщина-психолог Ацуко Чиба — использует «ловца снов» в личной врачебной практике. В снах она превращается в 18-летнюю рыжеволосую Паприку. Ей-то и придется помочь в расследовании: несколько прототипов устройства были украдены, неизвестный преступник начинает вторгаться в чужие сны, сводя спящих с ума.

Помимо запутанного сюжета «Паприку» и лично Сатоси Кона хочется хвалить за приемы монтажа в картине. Первые четыре минуты фильма прекрасно демонстрируют, как хорошо он овладел техникой Match Cut — склейкой разных сцен визуально похожими объектами, композициями и действиями в конце одной и начале другой сцены. Чтобы понять, что это такое, лучше один раз увидеть, чем трижды перечитать.

К тому же отдельного упоминания достойно музыкальное сопровождение аниме. Саундтрек для «Паприки» писал японский электронщик и поклонник фильма «Кин-дза-дза» Сусуму Хирасава. Его же музыка звучит в культовом сериале «Берсерк», но это совсем другая история.

«Призрак в доспехах» / Ghost in the Shell (1995, киберпанк, 16+)

«Призрак в доспехах» снят в 1995 году по манге крайне внимательного к деталям затворника Масамунэ Сиро. Режиссер Мамору Осии для полнометражного фильма выбрал основной сюжет манги, в некоторых деталях перерисовав источник, а в некоторых изменив его на свой вкус.

Сюжет аниме разворачивается в недалеком будущем вокруг 9-го отдела — специального подразделения местной японской полиции. В нем служат как люди, так и частично киборги. Например, главная героиня майор Мотоко Кусанаги сохранила в себе от человека только головной мозг и сегмент спинного. Именно она становится главной движущей силой расследования действий загадочного хакера Кукловода. Он взламывает сознание людей и способен подменять их воспоминания.

В фильме не так и много экшен-сцен. Мамору Осии в большей степени концентрируется на эволюции философии Мотоко. Кибернетический боец успел позабыть свое настоящее имя и все чаще сомневается в том, может ли называть себя человеком, был ли он им когда-нибудь. Где проходит грань между искусственным интеллектом и живым разумом? Что делает человека человеком? И может ли искусственный интеллект эволюционировать в первичном бульоне океана информации, обретя сознание, душу и личность?

«Призрак в доспехах» не стесняется жонглировать символами. Особенно ими пронизана немая сцена ближе к середине ленты, с пейзажами города: бесконечные провода и вывески, клонированные манекены и отражения. Городскую сцену сопровождает музыка Кендзи Каваи. Она фигурирует в картине трижды и является хоровым исполнением свадебной песни. Зачем фильму понадобилась песня о браке, узнает тот, кто досмотрит его до конца.

«Призрак в доспехах» оказал большое влияние на тогда еще братьев Вачовски, которые использовали некоторые приемы и элементы в своей первой «Матрице». Собственно, они этого и не отрицали. Некоторые критики считают, что аниме визуально вдохновлялось «Бегущим по лезвию» Ридли Скотта.

«Могила светлячков» / Grave of the Fireflies (1988, антивоенная драма, 12+)

1988 год для студии Ghibli стал звездным. Именно тогда были выпущены сразу два знаковых для студии фильма — «Мой сосед Тоторо» и «Могила светлячков». Это абсолютно разные по настроению работы двух мэтров японской анимации. Первая картина принадлежит карандашу Хаяо Миядзаки, а вторая — его другу и коллеге Исао Такахата. Именно вместе с ним Миядзаки основал уже легендарную студию Ghibli. И если про дедушку Хаяо могли слышать даже далекие от аниме люди, то Такахата известен куда меньше.

«Тоторо» был детской сказкой, «Могила светлячков» — мощной, тяжелой и безжалостной к зрителю антивоенной драмой о детях великой Японской империи, которая проиграла войну. Исао Такахата считает, что вступление Японии в войну было осознанным и ошибочным выбором. К моменту окончания Второй мировой ему было неполных 10 лет. В 1945 году стало очевидно, что у Японии не осталось никаких шансов на благоприятный исход. Воздушные силы страны были практически уничтожены, американские бомбардировщики беспрепятственно превращали японские города и их жителей в пепел с помощью напалма.

Бомбардировка Токио 9 марта по количеству жертв превзошла любой из атомных ударов по Хиросиме и Нагасаки — около 100 000 погибших гражданских. Но это никак не подталкивало милитаристское правительство Японии к подписанию мира. Всего бомбардировкам за годы войны были подвергнуты более 60 японских городов. Можно долго их оправдывать или осуждать...

Но Такахата в «Могиле светлячков» осознанно не делает никаких выводов, он просто показывает историю 14-летнего Сэйта и его младшей сестры Сэцуко, которых война сделала сиротами. При этом фильм начинается со смерти главного героя, и у зрителей не остается иллюзий относительно хорошего финала. Ведь эта картина не про военные действия, а про их последствия для тех, кто и оружие в руках держать не умеет.

Лента может показаться слегка наивной, а логика и мотивация главного героя не всегда будут понятны взрослому зрителю. Но «Могила светлячков» — это один из лучших образчиков антивоенного фильма, который заставляет осознать ужасы войны без прямой демонстрации рек крови или свистящих над головой пуль. За этим можно обратиться к аниме «Босоногий Гэн», в котором рассказывается о выжившем при атомном взрыве Хиросимы парнишке. Работа более прямолинейная, в открытую говорит о ненависти к милитаризму и откровенно демонстрирует сцены смерти от атомного взрыва, которые родились в воображении режиссера.

«Твое имя» / Your Name (2016, романтическая фантастика, 12+)

Макото Синкая очень часто называют вторым Хаяо Миядзаки. Но в отличие от мэтра у Синкая есть одна большая проблема — он рассказывает одни и те же истории. Правда, временами меняет приемы, посредством которых двигает сюжет. Стоит отдать режиссеру должное — делает он это крайне талантливо, окуная зрителей в ностальгические и теплые воспоминания из юношества по чему-то утраченному, забытому, но по-прежнему дорогому. По тому, что теплится в нашей душе приятным огоньком первой любви, первых взрослых чувств. Состояние после фильмов Синкая можно описать одной фразой — светлая грусть.

«Твое имя» — это пик творчества молодого режиссера. Аниме вышло в прошлом году и побило рекорд по кассовым сборам оскароносного аниме Миядзаки «Унесенные призраками» — $357 млн против $275 млн. Голливудские коршуны уже выкупили права на киноадаптацию аниме, продюсером которой выступит Джей Джей Абрамс, а сценаристом — автор «Прибытия».

Последнее творение Синкая рассказывает историю столичного парня Таки Тачибана и провинциальной девушки Мицухи Миямизу. Их разделяют сотни километров, но в один день судьба связывает их по некой таинственной причине, которую молодому человеку еще предстоит выяснить.

В завязке же сюжета Таки и Мицухи непонятным образом периодически просыпаются в телах друг друга. Этот прием не раз фигурировал во многих картинах, но Синкай не зацикливается на нем, а лишь демонстрирует несколько комедийных ситуаций, заставляя прикипеть к героям. Когда в один день перемещения между телами резко заканчиваются, Таки твердо решает отправиться на поиски своей подруги. Во время путешествия ему и предстоит столкнуться с главной причиной мучительной разлуки. После этого сюжетного поворота история приобретает мистический оттенок.

Описание звучит немного банально, но поверьте, «Твое имя» не зря считается самым главным аниме современности и пиком Синкая, который ему будет сложно превзойти. Хоть сам фильм не идеален и дотошный зритель найдет огрехи, за которые извиняется и режиссер.

«Акира» / Akira (1988, фантастический боевик, 16+)

Эта работа открыла для массового западного зрителя японское аниме. Кацухиро Отомо сумел создать динамичный боевик в футуристичном мире Нео-Токио, отдающем запашком киберпанка. «Акира» стал первым анимационным японским фильмом с частотой 24 кадра в секунду (до этого использовали частоту в два-три раза меньше), а потому и на Западе показать его было не стыдно. К тому же сама рисовка сохраняет вполне смотрибельное качество даже спустя 30 лет.

История разворачивается в 2019 году на улицах Нео-Токио. Старый Токио был уничтожен ядерным взрывом во время Третьей мировой войны, а на улицах нового правят банды и беспредел, с которыми правительство не особо справляется. На одной из таких молодежных шаек и концентрируется рассказ.

Во время очередных разборок байкеры сталкиваются со сбежавшим подопытным ребенком. Столкновение провоцирует у одного из них пробуждение парапсихических способностей. Военные заберут его, друзья (уличная шпана и трудные подростки) попытаются выручить, а сам Тэцуо, опьяненный мечтами о неограниченной силе, отправится на поиски загадочного Акиры, чей культ процветает среди маргиналов Нео-Токио.

От этого аниме не стоит ждать глубоких размышлений, да и за обилием экшена в сюжетных поворотах можно слегка потеряться. Но не потому, что он чересчур мудреный, а из-за немного сумбурной подачи. Все-таки для Кацухиро Отомо это была дебютная работа.

Однако несмотря на это, «Акира» сумела превратить японскую анимацию из детских фильмов и сериалов во что-то более серьезное, на что не грех взглянуть и взрослому. Не будь этой ленты, мы могли бы не получить «Призрака в доспехах» таким, какой он есть.

«Унесенные призраками» / Spirited Away (2001, приключенческое фэнтези, 12+)

Аниме Хаяо Миядзаки — это всегда многогранные сказки с красочной подачей, пронизанные гуманизмом и идеями гармоничного существования человека в мире технологий и природы. В большинстве своем эти фильмы о детях и для детей, но также для взрослых, которые не стесняются ребенка внутри себя. Не удивительно, что сказки Миядзаки находят отклик в душе многих людей.

Но до «Унесенных призраками» за пределами Японии режиссера практически не знали. Ситуацию исправили «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля и «Оскар» за лучший анимационный фильм. После этого работы Миядзаки стали появляться и в эфире телевидения постсоветских стран. Даже далекие от аниме люди вполне могут быть знакомы с «Унесенными призраками» (хотя субъективно автору этой статьи куда больше нравится «Принцесса Мононоке»).

Как и во многих аниме Миядзаки, главной героиней этой картины стала сильная девочка. Маленькая Тихиро и ее родители заблудились в лесу. Любопытство приводит их к пустынному городу, где они находят богато накрытый стол. Очарованные ароматом, они накидываются на еду и превращаются в свиней. Отныне животные являются пленниками колдуньи Юбабы, а Тихиро придется пройти через ряд испытаний в мире могущественных духов, поработать в банях для богов и сказочных существ, чтобы снять ведьмины чары и попутно повзрослеть.

За безумием мира духов два часа следишь широко раскрытыми глазами. Ведь произведение Миядзаки сродни путешествию Алисы в Страну чудес. К дизайну персонажей и окружения режиссер подошел основательно, вдохновившись японским фольклором. Но даже самых жутких богов мира «Унесенных призраками» автор ленты умудрился сделать милыми и забавными.


В список не попали фильмы, снятые по сериалам, а также вся фильмография Миядзаки. В формате этого материала не нашлось места картинам «Меч чужака», «Кошачий суп», «Яйцо ангела», «Волчьи дети Амэ и Юки», «Железобетон» и многим-многим другим. Одни покажутся неподготовленному зрителю чрезвычайно японскими, другие — чересчур умными, третьи — слишком простыми.

Кронштейны в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by