«За такой пакет фишек в школе могли и придушить», — нервно посмеивались мы, когда высыпали на стол сокровище для любого ребенка из начала «нулевых». Фишки, кэпсы, сотки, поги… Картонные (а иногда и пластиковые) кругляши с нарисованными персонажами популярных детских ТВ-шоу ворвались в постсоветскую реальность с задержкой. Если на Западе пик их популярности пришелся на середину 90-х, то в нашей стране воспоминания о кэпсах относятся к концу 90-х и началу «нулевых».
Тогда нынешние 30-летние менеджеры среднего звена заканчивали начальные классы, переходили в среднюю школу и коллекционировали картонные диски с любимыми персонажами из мультиков и детских сериалов. Сегодня мы расскажем о кэпсах, сотках, фишках, погах (как их только ни называли), объясним, как они связаны с японскими самураями и бутылками с молоком, но сперва поностальгируем.
Сколько слез было пролито за игрой в фишки! Особо хорошие друзья могли играть исключительно «на интерес», тогда как в школьных классах и во дворе действовали «мужские» законы: проиграл — и фишки переходят новому хозяину. Неудивительно, что во многих школах учителя и завучи по воспитательной работе охотились за «подпольными игровыми клубами», нещадно изымая и разрезая все фишки на глазах у задержанных игроков.
Правил игры было несколько. В большинстве случаев двое-трое игроков скидывали в одну стопку по несколько своих фишек рубашкой вверх. Затем с помощью рук и считалки «камень, ножницы, бумага» выбирался тот, кто сможет первым ударить стопкой о землю. Те кэпсы, которые перевернулись, забирал их новый владелец. Конечно же, у первого хода куш мог оказаться баснословным, а потому еще перед началом игры могли разгореться нешуточные страсти.
Но это в жесткой (даже жестокой) версии правил. В более мягкой фишки доставались тому, кто сумел перевернуть их большее число лицом вверх за один круг, когда все участники выполнили свой подход.
Стопку надо было обязательно брать за ребро. При этом другие игроки следили за тем, чтобы между фишками в стопке не было просвета, а бросок был выполнен строго сверху вниз, без подкрутки. Гнутые и пластиковые фишки класть под низ строго запрещалось.
Естественно, никаких тебе видеоповторов или добросовестного судейства. Законы морали, совести в и без того неустоявшемся мальчишеском обществе соблюдались через раз. А потому игра в фишки нередко заканчивалась затаенными обидами, прямыми оскорблениями или даже драками.
А если кто хотел отыграться, то мог взять в долг у казино… То есть у самого богатого на фишки игрока. Были и свои курсы: за одну фишку с покемонами можно было получить две любые другие. За биту — десять. За выполненную домашку можно было договориться и на больший заем.
Биты — тяжелые и толстые металлические, но чаще пластиковые фишки. Они были далеко не у всех, а потому с ними редко играли, потому как правила в такой игре были чуть другие. Фишки складывали стопкой на земле и по очереди били по ним битой. Забирали те, что перевернулись.
Казалось бы, простейшая игровая задумка корнями уходит в средневековье. Причем средневековье японское. Еще в период Эдо (1603—1867) в феодальной Японии существовала игра Мэнко. В те годы игральные мэнко представляли собой глиняные кругляши различной формы.
Со временем и развитием технологий они превратились в карты (в том числе круглые) из плотной бумаги, на одной стороне которых находился рисунок. Этот рисунок отражал популярную культуру своего времени. В средневековый период были популярны изображения ниндзя и самураев, в период перед Второй мировой войной преобладала тематика милитаризма — на карты наносили изображения военной техники. Поражение в войне отразилось и на тематике мэнко. На них стали рисовать персонажей из аниме и манги, бейсболистов.
Принципы игры были неизменны с того самого средневекового периода: один игрок кладет карту на пол или игровую поверхность, а другой бросает свою карту так, чтобы порывом воздуха или непосредственным ударом перевернуть карту противника рубашкой вниз. Перевернул? Забираешь карту себе.
В начале 20-го века японские эмигранты добрались до Гавайских островов. С ними переезжали их семьи, дети. Естественно, переезжали и некоторые развлечения, включая мэнко. Естественно, на Гавайях производить их не было кому, а потому дети японских мигрантов выкручивались как могли и пользовались картонными крышками (сaps) от бутылок с молоком.
Этими винтажными крышками закупоривали стеклянные бутылки не только от молока, но и от питьевого шоколада, фруктовых соков. Обычно они были разноцветными, на них изображались коровки, ковбои или фермерские пейзажи. А потому неудивительно, что эти красочные кэпсы привлекли детское внимание.
На десятилетия мэнко из бутылочных крышек стала любимой игрой гавайских детей. Новую жизнь в игру в 1991 году вдохнула гавайская учительница Блоссом Галбисо. Чтобы ее ученикам было проще познавать арифметику, женщина познакомила ребят с любимой игрой своего детства. При том что игра не требовала какой-либо физической активности и не грозила ученикам травмами.
Учительница вместе с детьми начала коллекционировать крышки от молока под брендом Haleakala Dairy. Хотя уже с 1955 года компания отказалась от стеклянных бутылок, она продолжала продавать крышки, чтобы поддерживать давнюю игровую традицию.
К коллекционированию и игре со временем подключалось все больше людей, из-за чего спрос на продукцию Haleakala Dairy только рос. Компания же выпускала не только молочную продукцию, но и соки. Один из видов сока, в состав которого входили маракуйя, апельсин и гуава, был крайне популярен на Гавайях. На английском эти фрукты называются passionfruit, orange и guava. Соответственно, аббревиатура сока… правильно, POG. И этот POG размещался на всех картонных круглых крышечках этого сока.
Канадская фирма, которая выпускала упаковку и крышки для Haleakala Dairy, неожиданно столкнулась с возросшим спросом на свою продукцию. Заказы посыпались не только от производителей молока и соков, но и от гавайских банков, морских центров, образовательных учреждений, спортивных клубов и многих других, а интерес к погам переметнулся с островка на континентальную часть США.
Дельцы с континента, крупные издатели бейсбольных карточек и комиксов тут же прочувствовали коллекционный потенциал кэпсов и запустили производство собственных. «Уму непостижимо, — говорил в 1993 году в интервью газете Hartford Courant представитель компании SkyBox. — Вы открываете банковский счет — вам вручают пог. Вы покупаете „Хэппи Мил“ в McDonald’s — вам дарят пог. За все, что вы делаете, вы получаете пог». Кто бы мог подумать, но крышка от бутылки с молоком превратилась в серьезный маркетинговый инструмент, предмет для коллекционирования. Каждая уважающая себя компания обзаводилась фирменными погами.
SkyBox вскочила в этот вагон, выпустив фирменные DC SkyCaps. Это были 54 кэпса с игровой инструкцией и перечнем для коллекционеров. На кругляшах, как можно догадаться, были изображены супергерои вселенной DC Comics.
В сентябре 1994 года The New York Times писала, что только на Гаваяйх за год продают погов на $350—500 млн. В Калифорнии за неделю реализовывали более 10 млн погов по средней цене в $1. Так называемые биты (пластиковые или металлические утяжеленные поги) продавали за $6. Они были своеобразными спиннерами своего времени, но, в отличие от нынешней забавы, продержались на рынке куда как дольше.
Когда мы были детьми, то далеко не все кэпсы могли опознать. У кого-то в почете были кругляши с покемонами. Их выставляли на партию либо обменивали только по курсу 2 к 1: две «обычки» за одного покемона. В отдельных школах кэпсы с фирменной аббревиатурой POG ценились куда выше. Хотя большинство школьников даже не знали, что за зверь изображался на конкретно этих погах.
Дело в том, что на фоне всеобщей истерии некий находчивый бизнесмен с американским именем Алан и подозрительно славянской фамилией Рипински в 1993 году выкупил у гавайцев торговую марку POG и основал World POG Federation. Эта федерация запустила серию турниров по игре и придумала своего маскота — Погмэна (Pogman). Судя по сюжетам на кэпсах, это был неотесанный, гиперактивный и зубастый комок шерсти.
Правда, спустя три года основатель компании практически довел WPF до ручки, его отстранили от руководства, компанию переименовали и переориентировали на выпуск других игрушек.
Естественно, история кэпсов (а также фишек, погов и соток) не закончилась со смертью WPF. Эта федерация изжила себя скорее потому, что не располагала большим ростером лицензий на различные объекты авторского права. Производители комиксов, ТВ-сериалов и мультфильмов запускали собственные линейки фишек с собственными узнаваемыми и горячо любимыми аудиторией персонажами: покемоны, «Могучие рейнджеры», Street Fighter, Ninja Turtles и многие другие.
Естественно, на локальных рынках со временем стали появляться и собственные фишки. Которые, правда, не несли особой ценности для заядлых игроков или коллекционеров. Ну кому нужны герои сериалов «Солдаты» или «Моя прекрасная няня»?
Нынче новые фишки встретить довольно сложно — в сравнении с периодом той же 17-летней давности. Но начать собирать собственную коллекцию вполне можно. На нашей «Барахолке», например, их продают поштучно. Фишку можно купить за 20 копеек, POG у некоторых коллекционеров ценится дороже — 30 копеек за штуку, битки — по полтиннику.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by