Это провал! Топ самых убыточных фильмов в истории кино

27 ноября 2017 в 10:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Недавний блокбастер «Лига справедливости», который мы даже поместили в топ самых ожидаемых фильмов года, огорчает своих создателей недостаточно активными сборами. Назревает кассовый провал. Но у картины Зака Снайдера есть множество «конкурентов», которые с треском провалились в прокате. Речь о блокбастерах с бюджетами в десятки и сотни миллионов долларов, которые принесли студиям еще более гигантские убытки. Сегодня вспомним десятку самых громких провалов.

Отметим, что точные расчеты в Голливуде не действуют. Простая формула «бюджет минус сборы равно прибыль или убыток» здесь не работает. Студии крайне редко разглашают полные затраты на производство и продвижение своих лент, включая маркетинговые издержки (а они порой могут быть не меньше расходов на съемки). Со сборами все тоже непросто, особенно с учетом того, что в разных странах кинотеатры могут забирать себе половину выручки с проката. Приходится опираться на косвенные данные и ориентироваться на расчеты киноэкспертов.

10. «Синдбад: Легенда семи морей», 2003 год (студия DreamWorks, убытки — $125 млн), и «Последняя фантазия», 2001 год (студия Square Pictures, убытки — $125 млн)

Открывают наш антирейтинг два мультфильма, вышедших в начале века. На первый взгляд, у «Синдбада» все нормально: $60 млн затрат на съемки и $74 млн сборов. Но это как раз пример того, что доверять только двум показателям не стоит. Потому что с учетом всех затрат мультфильм должен был принести около $200 млн, чтобы можно было поздравить DreamWorks хотя бы с выходом в ноль.

В «Легенде семи морей» использовалась как традиционная рисованная анимация, так и компьютерная, которой доверили отрисовку фонов и монстров. Увы, но зрители к тому времени уже успели отвыкнуть от классических мультфильмов и штурмовали кинотеатры, только если туда завозили компьютерную графику. После провала ленты компания DreamWorks окончательно отказалась от рисованной анимации.

Любопытно, что как раз у «Последней фантазии», вышедшей двумя годами ранее, с графикой было все в порядке. Более того, на момент релиза это было настоящее технологичное чудо с фотореалистичными компьютерными персонажами. На это потребовался нескромный бюджет, который к тому же был неоднократно превышен по мере работы над проектом. Скучный сюжет, ориентация только на поклонников аниме и в то же время отсутствие явной связи с играми серии Final Fantasy не пошли на пользу сборам.

9. «Приключения Плуто Нэша», 2002 год (студия Warner Bros., убытки — $128 млн)

Спустя несколько лет после выхода этого фильма Эдди Мерфи шутил, что знает всего одного или двух человек, которым понравились «Приключения Плуто Нэша», да и то он не уверен в их искренности. Да уж, кино получилось на редкость убогим.

Стилизованная под середину прошлого века фантастическая картина поражала своей тотальной упрощенностью, которую многие критики не стеснялись прямо называть глупостью. Несмешная комедия и убогая фантастика — вот что представляет собой эта лента, включенная в топ-100 худших фильмов.

Странно, что кто-то вообще пошел в кинотеатр, чтобы увидеть это недоразумение. Тем не менее жалкие 7 млн долларов были собраны. Это в 14 раз меньше только заявленных затрат!

8. «Остров головорезов», 1995 год (студия Carolco Pictures, убытки — $140 млн)

Знаете, почему блокбастеры на пиратскую тематику не выходили аж до 2003 года, когда в киномир ворвалась франшиза «Пираты Карибского моря»? Во всем виновато кино, вышедшее на экраны еще в середине 1990-х.

«Остров головорезов» — это тоже про пиратскую романтику, моря и каравеллы. Вот только заработать этот фильм умудрился позорные $10 млн. Капля в море на фоне более чем 100-миллионных затрат на съемки! В «Острове» было плохо все, но особенно — актерская игра и дурацкие трюки. Картину назвали бы худшей премьерой года, если бы не «Шоугерлз».

Провал «Острова головорезов» и «Шоугерлз» стал главной причиной закрытия студии Carolco Pictures — так уж случилось, что она занималась прокатом обоих фильмов. Жаль, ведь на счету этой компании такие легенды, как «Терминатор 2», «Вспомнить все» и первые три части «Рэмбо».

7. «Меч короля Артура», 2017 год (студия Warner Bros., убытки — $150 млн)

Самый свежий в нашей подборке фильм. Хотя стоит отметить, что почти все наиболее громкие кассовые провалы в целом характерны именно для XXI века. Никогда больше Голливуд не терпел столько убытков, как за последние 15—17 лет.

«Меч короля Артура» — не самая плохая лента в сегодняшнем рейтинге. Зато это тот редкий случай, когда одной из причин провала стал жесточайший разгром со стороны кинокритиков. Творение Гая Ричи поливали напалмом и не оставили на нем живого места. Впечатленные такими отзывами зрители решили поберечь свои доллары для более достойных кинопремьер.

К тому же, скажем честно, «Мечу короля Артура» было сложно выдержать конкуренцию со второй частью «Стражей Галактики». На сборах отрицательно сказалось также отсутствие звезд первой величины и фирменный стиль Гая Ричи, который не подходит псевдоисторическому фэнтези.

6. «Пэн: Путешествие в Нетландию», 2015 год (студия Warner Bros., убытки — около $152 млн), и «Земля будущего», 2015 год (студия Disney, убытки — около $152 млн)

В 2015 году вышло сразу два провальных фильма… Хотя нет, неудачных кинопремьер было гораздо больше, но две отметились особенно. Обе — детские картины, с непомерно раздутыми затратами на съемки и рекламу.

Возможно, у «Пэна» все сложилось бы более-менее хорошо, если бы авторы ленты не отдали предпочтение спецэффектам, которые слопали кучу денег и раздули бюджет до $150 млн. Еще столько же ушло на продвижение фильма в качестве семейной саги. Зрители кино не приняли. На «Пэна» не пошли из-за отсутствия «правильных» для сказки актеров — увы, но Хью Джекман ассоциируется с картинами совсем другого плана. К тому же мы в очередной раз получили доказательство того, что чрезмерное обилие CGI может испортить любой фильм.

У «Земли будущего» в загашнике были Джордж Клуни и Хью Лори, но этого оказалось мало, чтобы вернуть неподъемный бюджет в $320—330 млн. Простенький, даже примитивный сюжет и неоправданно дорогие спецэффекты поставили Disney на колени. Не в первый и далеко не в последний раз, как увидите дальше в нашем рейтинге.

5. «Тайна красной планеты», 2011 год (студия Disney, убытки — около $154 млн)

Честно говоря, такого фильма (точнее, мультфильма) я даже не помню. Тем не менее если глиняные таблички не врут, то шесть лет назад вышла самая убыточная в истории анимации картина.

Сделанный с помощью технологии захвата движений мультфильм поражал сюжетом и графикой. Первый был напрочь шаблонный, а вторая, несмотря на бюджет в $150 млн, вышла жутковатой и совершенно не соответствовала своему времени. Не помогла даже магия Роберта Земекиса, которому доверили продюсирование проекта.

После провала «Тайны красной планеты» в первую очередь пострадала именно репутация создателя трилогии «Назад в будущее». Компания Disney не одобрила его следующий проект — 3D-ремейк мультфильма «The Beatles: Желтая подводная лодка». Не удивительно, ведь на него был затребован такой же бюджет и планировалось использование такой же анимационной техники, как в «Тайне красной планеты».

4. «47 ронинов», 2013 год (студия Universal Pictures, убытки — около $154 млн)

Киану Ривз — прекрасный актер, но даже его харизмы не хватило, чтобы спасти от провала странный фильм, якобы основанный на легенде о 47 самураях, давших клятву отомстить за своего убитого господина. Правда, оказалось, что ничего общего с преданием это кино не имеет. Зато оно густо «обмазано» спецэффектами, которые смотрятся на удивление инородно.

Судьба у «47 ронинов» непростая. Проект пережил смену режиссера, повлекшую за собой дополнительные расходы. Кроме того, выход картины несколько раз переносили, назначив его в конце концов на праздничный сезон. Конкуренты в виде «Хоббита», «Волка с Уолл-стрит» и «Невероятной жизни Уолтера Митти» буквально задушили «ронинов». К тому же ленту ждал бойкот в Японии, где ее приняли за насмешку над древними традициями.

В мировом прокате «47 ронинов» взяли $150 млн. Этого было крайне мало. Пришлось закрывать год с потерями, достигшими в итоге $154 млн.

3. «Тринадцатый воин», 1999 год (студия Disney, убытки — около $180 млн)

Фильм о путешествии багдадского поэта Ахмеда Ибн Фадлана (Антонио Бандерас) в Волжскую Булгарию целых полтора года добирался до больших экранов. Когда добрался, то никого не впечатлил. Но особо и не огорчил. Вышло в меру интересное кино. И одно из самых провальных в кассовом плане.

На съемки «Тринадцатого воина» потратили не так уж и много по голливудским меркам — примерно $85 млн. Но еще больше ушло на рекламу. И общую сумму затрат картина уже потянуть не смогла. Несмотря на в целом нейтральные отзывы кинокритиков, зрители на фильм про какого-то средневекового араба не пошли.

Общая сумма убытков, которые понесло подразделение Disney, неизвестна. Точно знаем, что не меньше $100 млн. Однако по некоторым оценкам итоговая сумма превысила $180 млн.

2. «Одинокий рейнджер», 2013 год (студия Disney, убытки — около $190 млн)

Говорят, на съемках этого фильма деньгами сорили так, что Форт-Нокс обзавидовался. Виданное ли дело — на создание и продвижение ленты потратили почти $400 млн! Да на эти деньги можно купить Национальную библиотеку и еще останется.

Режиссер Гор Вербински исправно выбивал средства на топовых актеров (привет, Джонни Депп!), строительство целого палаточного городка, возведение деревни в заповедной зоне, настоящие индейские обряды. Нужна своя железная дорога? Не вопрос! Подавай настоящие раритетные паровозы XIX века? Вот, пожалуйста!

Видя все это, боссы Disney поняли — жди провала. Несколько раз премьеру переносили, чтобы избежать в прокате конкуренции с другими блокбастерами. Не помогло. Затянутую и непонятную в плане жанра мешанину не оценили ни кинокритики, ни зрители.

 1. «Джон Картер», 2012 год (студия Disney, убытки — около $200 млн)

Вот и лидер нашего рейтинга. Он едва не разорил студию Disney, а ее директор даже был вынужден подать в отставку. Все из-за катастрофического провала одной из самых громких блокбастерных премьер 2012-го.

Сложно однозначно сказать, почему фильм Эндрю Стэнтона стал печальным примером для кинематографистов всего мира. Лента о похождениях американца на Марсе была, конечно, не лучшим образцом развлекательного кино, но и совсем уж никчемной ее назвать нельзя. Так, приятное глазу буйство красок на вечерок.

Если смотреть на «голые» цифры, то все кажется не таким уж плохим. При заявленном бюджете в $250 млн картина собрала в прокате более $280 млн. На самом деле, точка безубыточности для «Джона Картера» находилась примерно в районе $600 млн — именно столько ему надо было собрать в кинотеатрах, чтобы все остались довольны.


Среди самых громких провалов в мире кино можно встретить такие фильмы, как «Восхождение Юпитер», «Бен-Гур», «Глубоководный горизонт», «Монстр-траки». Многие относительно недавние премьеры оказались никому не нужными. Впрочем, уверены, что 2018-й тоже не оставит без сюрпризов, в том числе неприятных.

Проекторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by