«Беларусь уже на шаг впереди России по IT». Бизнесмен сменил Челябинск на Минск и всем доволен

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич
24 188
14 августа 2017 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Рассказы не врут: Челябинск — город действительно суровый, говорит IT-предприниматель Габиль Тагиев. Настолько, что входит в десятку городов России с самым загрязненным воздухом. Именно это обстоятельство подтолкнуло бизнесмена на поиски нового пристанища. Несмотря на возможность обустроиться в ряде весьма интересных мест, в том числе курортных, Габиль остановился на Минске. Он рассказал Onliner.by о новом для Беларуси стартап-акселераторе, рынке мобильных игр и том, почему наши стартапы отстают от российских лет на пять.

Почему Беларусь лучше Кипра

— К Челябинску у меня претензий нет — отличный город, правда. Но есть вопросы к людям в кабинетах, которые допустили серьезную ситуацию с загрязнением воздуха. Дошло до того, что некоторые начали уезжать из Челябинска. В первую очередь вымывается прослойка обеспеченных жителей, которые могут позволить себе переезд. Да, в процентном соотношении их немного, но надо понимать, что эти люди обеспечивают рабочие места, платят большие налоги в казну. Наша компания стала терять ключевых сотрудников. Я тоже задумался о переезде: появилась идея открыть офисы в разных городах и, возможно, странах, — рассказывает Габиль.


Весь прошлый год предприниматель провел в разъездах, выбирая подходящее место для жизни. Критериев было несколько: русскоязычная страна, хорошая экология («относительно Челябинска, конечно»), наличие IT-специалистов и комфортная атмосфера. Москва, Санкт-Петербург и Краснодар отпали. В первой много суеты и пресловутые пробки, во втором не понравилась погода в зимнее время, а в третьем оказалось мало нужных специалистов. Вариант с Кипром, который полюбился некоторым IT-компаниям, тоже не подошел: «Мне кажется, в такой обстановке тяжело работать. Пляжи, море, жара, коктейли — там хорошо отдыхать, но не бизнесом заниматься».


Европейская культура

Габиль вспомнил, что пару лет назад приезжал в Минск и впечатления остались хорошими. Принялся изучать условия: «В России многие воспринимают Беларусь как иностранное государство в прямом смысле слова — думают, что нужна виза, сложно въехать, многих пугает другая культура. Но могу сказать, что я чувствую себя как дома — люди смотрят те же фильмы, слушают ту же музыку, мы говорим на одном языке. Жители рассказывали, что лучше всех в Минске живут айтишники — мне это очень понравилось. Такое государство лучше страны, где лучше всех живут чиновники».


— У нас в крупных городах появляются технопарки, но нет единой четкой стратегии, единых правил и преференций. Для развития новых бизнесов нужно всего несколько вещей — правовая база, дешевые деньги, наличие специалистов. Предприниматель рискует больше всех (своим временем, деньгами) и должен полностью чувствовать себя в безопасности, не боясь, что в один момент могут забрать все, даже свободу. Мне кажется, Беларусь сейчас на шаг впереди России в поддержке айтишников. Здесь единая схема для всех, а в России — много и, скажем так, не для всех.


Также предпринимателю нравится, что в Беларуси «прижилась европейская культура»:

— У белорусских стартапов я вижу больше шансов на успех и сотрудничество с иностранными заказчиками просто потому, что здесь много аутсорсинг-компаний, которые годами учились западной культуре разработки, многие специалисты знают английский язык.


Чем хороши игры для 35-летних женщин

В Челябинске предприниматель основал компанию по разработке мобильных игр EVA Studio. Основная аудитория иностранная. Ориентация многих студий на внутренний рынок — большая ошибка, уверен Габиль. Даже при 145-миллионном населении России больше всего покупателей приложений — в США, Европе и Китае. Компания занимается простыми на первый взгляд играми: это различные match-three и их вариации. Данная область выбрана намеренно, а не потому, что такие проекты легче делать:

— Эта категория покупателей возникла относительно недавно. Женщины старше 35 лет всегда были вне игрового рынка: на компьютерах обычно играли их дети, причем игры там зачастую очень сложные для взрослых людей. К тому же их надо установить, настроить. Сейчас, конечно, процессы упростились, но все равно. А в социальных сетях и на смартфоне достаточно зайти в Google Play или AppStore и в одно касание загрузить игру. Мы получили гигантский рынок платежеспособной аудитории, которая очень любит простые игры.

«Раз людям что-то нравится, нужно продолжать в том же духе. Важно делать продукты для аудитории, а не для себя»

— Почему все такие игры выглядят практически одинаково?

— Вопрос не в скудности фантазии разработчиков, а в предпочтениях аудитории. Раз людям что-то нравится, нужно продолжать в том же духе. Важно делать продукты для аудитории, а не для себя. На самом деле match-three — очень многогранные продукты, там есть серьезная аналитика, элементы искусственного интеллекта и многое другое.

Компания ведет разработки в виртуальной реальности, несколько проектов уже выпущено. Габиль не разделяет популярное мнение специалистов индустрии, которые с приходом VR обещают революцию в развлечениях:

— Решили сделать небольшую игру, оценить рынок. К сожалению, он меня совершенно не удовлетворил. Пользоваться очками не хочется, это видно по играм: возврат к продукту спустя неделю-две практически нулевой. У VR есть будущее, но не в ближайшие пять лет. Поэтому виртуальную реальность развивают корпорации типа Facebook. Они могут десятилетиями вкладываться в убыточные сейчас сферы ради популяризации продукта. А если игровая студия хочет просто зарабатывать своими проектами в краткосрочной перспективе, то разработки на VR не советую.


Блокчейн, криптовалюты, ICO

Сейчас не то время, чтобы засесть в одной нише и игнорировать тренды, считает Габиль: «Если лезешь вглубь какой-то темы, то теряешь оперативность в остальных сферах. Надо быть более поверхностным. Только что-то появляется, нужно изучить и при необходимости заняться этим».

«Пробовали купить биткоин или эфириум? Это то еще счастье»

Новый тренд — блокчейн и криптовалюты. Идея для нового проекта у предпринимателя появилась уже в Беларуси:

— За несколько недель изучения темы у меня с партнерами сложилось свое видение этих вещей. Первый момент: блокчейн — революция в чистом виде, за технологией сто процентов огромное будущее. Второй — поскольку криптовалюты работают на блокчейне, у людей встречается какое-то недоверие к системе. Но криптовалюты — просто данность. Они есть и уже никуда не денутся. Третий тренд — ICO. Это важно для стартапов, которым, сам знаю, тяжело получить инвестиции. ICO же предполагает продажу токенов компании в обмен на криптовалюту. С инвесторами обычно как бывает: если проект похож на другие, это плохо; если нет конкурентов — значит, нет примеров успеха и проект слишком рискованный для вложений, и так по кругу. У высокорисковых проектов вообще нет шансов получить деньги от венчурных инвесторов. В Беларуси и России по сравнению с США и Израилем происходит очень мало инвестиционных сделок.


Проблема криптовалют еще и в сложности приобретения, говорит Габиль: «Пробовали купить биткоин или эфириум? Это то еще счастье. Нужно скачать какой-то кошелек размером под 100 ГБ, потом разобраться в запутанных правилах, освоиться в непонятном интерфейсе. И есть еще юридический нюанс: купить криптовалюту можно, а вывести довольно тяжело».


ICO сравнивают с IPO, то есть с размещением акций компании на бирже. Габиль поясняет, что это не совсем верно: «ICO — возможность выпустить токены своей компании и продать их за криптовалюту на открытом рынке. Плюс в том, что можно получить много инвесторов, которые вкладывают небольшие средства. Это возможность сломать классическую схему привлечения денег».


Так у Габиля с партнерами созрела идея акселератора Rocket ICO, который помогал бы стартапам выходить на ICO, а не искать инвесторов:

— Мы планируем работать с начинающими разработчиками. У людей иногда даже команды нет либо идеи слабые. Идея Rocket ICO — поддержка на всех уровнях. Человек сможет получить инвесторов, экспертов, команду и исполнителей, и все это — на базе нашего продукта Rocket ICO. А на платформе нашего коворкинга TechBuro проходит масса встреч по теме блокчейна, так что приглашаем. Сейчас наш проект в активной стадии разработки, скоро сможем предложить клиентам воспользоваться уникальным функционалом.


— Как оцениваете белорусские стартапы?

— Странное явление: сильные специалисты предлагают слабые идеи. Конечно, есть истории успешных проектов, но в основном разработчики почему-то не планируют выходить на развитые рынки, а ориентируются на местный. Нужно сразу идти на Европу, США, Китай. Качество стартапов пока что лет на пять отстает даже от российских. Но с помощью акселераторов можно ускоренными темпами сократить отставание. Если сейчас будут приняты верные правовые шаги — имею в виду обсуждаемый декрет о ПВТ, — Минск может стать местом притяжения зарубежных разработчиков. Это комфортный город для жизни и ведения бизнеса, а главное — здесь есть много IT-специалистов.


Габиль живет в Минске около трех месяцев. Говорит, минчане удивляются, когда слышат комплименты в адрес своего же города: «Не знаю, что людям не нравится. Атмосфера отличная, по крайней мере в IT-области». Предприниматель собирается осесть в Беларуси и вплотную заняться развитием местных стартапов.


Ноутбуки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by