Дарвин в шоке. Рецензия на фильм «Планета обезьян: Война»

Автор: Ян Альшевский
14 июля 2017 в 8:00

Фильм «Восстание планеты обезьян», давший начало перезапуску и трилогии, вышел без малого шесть лет назад. Тогда нам предложили фантастический триллер, вызывающий какое-то неприятное сосущее чувство опасности внутри. Банальный, в общем-то, сюжет обернули в относительно интересную обертку. Режиссерское кресло тогда занял британец Руперт Уайатт, за плечами которого на тот момент был единственный крупный кинопроект.

Несмотря на все огрехи (корректнее назвать их «косяки») финансовый успех не заставил себя ждать, и вот в 2014-м выходит «Планета обезьян: Революция» с новым режиссером, подросшим раза в два бюджетом и сместившимся в сторону боевика сюжетом. Хорошая касса дает зеленый свет для съемок очередного фильма. Мэтт Ривз сохраняет за собой звание режиссера, а Энди Серкис продолжает изображать из себя мудрого альфа-самца рода обезьяньего — Цезаря. Серкис, кстати, совсем не новичок в деле motion capture: в свое время он перевоплотился с помощью компьютерной графики в Голлума в трилогии «Властелин колец».

Фото: collider.com

По сюжету с момента «начала конца человечества» прошло 15 долгих лет и 5 лет после событий второй части — «Планеты обезьян: Революция». Начиналось же все, напомним, с разработки лекарства от болезни Альцгеймера, но в какой-то момент «все пошло не так». К настоящему моменту людей на Земле осталось совсем немного, да и то исключительно военных. Такое, по крайней мере, создается впечатление, хоть милитаристского духа картине не хватает.

Разумные приматы не могут задавить числом из-за агрессии со стороны вооруженных до зубов «безволосых», довольствуясь немногочисленным трофейным оружием, копьями и стрелами. Группой людей, которые жаждут крови, руководит вояка-психопат, ведомый какими-то собственными мотивами и психологическими травмами. Зовут его просто — Полковник. Чтобы ввести зрителя в курс дела — не все внимательно следили за развитием событий — в начале «Войны» нам кратко пересказывают предысторию конфликта. А впереди — война.

С первых кадров и до финальных титров все происходящее на экране напоминает классический фильм о войне. На выбор: Второй мировой, во Вьетнаме или какой-то еще. Или скорее завоевание Америки. Только вот неясно, кто находится в угнетенном положении — индейцы или новые американцы. Для поднятия градуса и демонстрации того, что все серьезно, зрителю со старта показывают зарисовку в стиле вьетнамской войны с джунглями, взрывами, пальбой и горами трупов — сразу на ум приходит аналогия с драмой «Апокалипсис сегодня». Что-то подобное происходит в разных масштабах и позже, однако война тут ведется иная, даже не партизанская.

Для создания нужной атмосферы одну из воюющих сторон заменили обезьянами, все происходящее припудрили ржавой пылью погибших городов, от которых ничего не осталось, да раздали оружие. И вот мы наблюдаем не военный конфликт прошлого, а закат цивилизации, намеки на постапокалипсис и жалкие, но вполне активные остатки мыслящих существ. Voilà — получилась фантастика, а не «Спасение рядового Райана».

Основная часть повествования отдана подопечным Цезаря, вокруг которого и строится сюжет. Высокоинтеллектуальный самец оказывается триггером происходящего на экране, генерирует драматические события, он запоминается. Как ни странно звучит, но именно люди выглядят в новой «Планете обезьян» чужеродным элементом — чем их меньше, тем лучше. Не сюжетно, а с точки зрения восприятия — куда интереснее разглядывать результаты труда компании Питера Джексона Weta Digital, которая занималась созданием визуальных эффектов во всех трех «обезьяньих» фильмах, чем наблюдать за вымирающими (ли?) людишками. То же касается и отношений: вроде ничего особенного и в исполнении людей выглядело бы банально, а шимпанзе, орангутангов и горилл — как минимум необычно.

Чарльз Дарвин, познакомившись с Цезарем, был бы как минимум удивлен, но наверняка доволен. Где еще удастся увидеть обезьяну, которая смогла за полтора десятка лет стать не просто умной, а мудрой, проницательной и… слишком человекоподобной. В зверях на экране не осталось ничего дикого, ничего того, что эволюция закладывала в них на протяжении очень долгого времени — даже в ситуации невероятного стресса. Как итог — некоторые персонажи представляют собой штампы или клише с традиционных «предателей», «героев», «не определившихся» и так далее. Вся эта человеческая мораль не идет обезьянам, но иначе нельзя, зритель не поймет, не пустит слезу, не будет сочувствовать или ненавидеть.

Хвала богам Голливуда: в «Войне» нет никакого «фирменного» американского сортирного юмора (на самом деле есть немного, но это не считается) — комичные ситуации можно сосчитать на пальцах, они не отвлекают, а иногда созданы не столько действием, сколько звучащей музыкой. Интересный и запоминающийся персонаж — Плохая Обезьяна. Да, именно так его и зовут, и произносить имя нужно с правильной интонацией, укоризненно. Этот шимпанзе, напоминающий повадками Добби из Гарри Поттера, — глуповатый, добрый и безобидный. Или рыжий Морис с пронзительным взглядом Карин Коновал и своим характером. Или накачанный Ракета. В картине Ривза очень хорошо прописаны обезьяны-герои, люди же — серая масса.

Неожиданные сюжетные повороты, его изящные изгибы или слепые пятна? Кто-то поймет, что будет дальше и каков финал, минут через 15—20 после начала просмотра. Через полтора часа вы наверняка догадаетесь, о каких событиях может рассказать будущий фильм.

Тем не менее интерес и сопереживание никуда не исчезает. Грамотно подобранный саундтрек ложится на визуальный ряд, как шоколадная паста на теплый хлеб. Порой в приступах интереса и эмпатии к героям на экране лицо само начинало корчить рожи, как у приматов. Нет, ну действительно иногда очень натурально все выглядит, забавно и в какой-то мере мимимишно!

А вот главный и очевидный плохиш Полковник в исполнении Вуди Харрельсона оказался не слишком удачным. Харизматичный типаж актера куда-то исчез, и в то немногое экранное время, что ему отвели, злодейства кажутся вымученными. Полковник запоминается благодаря недоумению — зачем он тут? И без него можно было обойтись. Может, так и было задумано? Ну, выгорел человек эмоционально, всякое на войне случается.

Создатели трилогии намекают на продолжение, указывая на будущее Земли. С людьми? С обезьянами? С мутантами? Посмотрим.

7,5
Оценка Onliner.by
«Войну» сложно назвать блокбастером, но и философской картиной нельзя. Длительный хронометраж — 2,5 часа — это много или мало? Свежие «Трансформеры» за это время успевают выжечь мозг своей бессмысленностью, новая «Планета обезьян» куда более интересное зрелище во всех смыслах. Кто-то считает, что это заслуга Weta Digital, другие отдают должное актерам да режиссеру. Истина скорее посередине.
Нравится
Визуальный ряд
Саундтрек
Запоминающиеся персонажи
Не нравится
Банальный сюжет
Продолжительность фильма
Никакой злодей

Палатки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by