История знаменитых фото. Человек с дырой в голове и Нагасаки после ядерного взрыва

11 марта 2017 в 8:00

В проекте Onliner.by «История знаменитых фото» мы будем описывать обстоятельства появления самых известных и знаковых для всего мира снимков. Каждый выпуск рубрики будет посвящен паре совершенно разных по характеру и содержанию фотографий. Сегодня расскажем об удивительном медицинском феномене и страшных последствиях атомного взрыва в Нагасаки.

Человек, оставшийся без части мозга (1849 год)

К сожалению, автор этого дагеротипа (ранний тип фотографии с использованием покрытой амальгамой пластины) неизвестен. Понятно лишь, что снимок делали в студии, однако даже место съемки сегодня установить сложно.

Снимок из коллекции Джека и Беверли Вилгасов; в настоящее время хранится в Анатомическом музее Уоррена

Впрочем, перед нами как раз тот случай, когда ценность кадра заключается не в профессионализме фотографа, а в том, что на нем запечатлено. На первый взгляд, речь идет об обычном портрете мужчины. Снимок представляет огромный интерес для медиков, поскольку он является единственным в мире наглядным подтверждением существования человека, выжившего после страшнейшей черепно-мозговой травмы. Заранее предупреждаем, что история не для слабонервных!

В сентябре 1848 года Финеас Гейдж работал прорабом на строительстве железной дороги в американском штате Вермонт. Вечером буднего дня с помощью направленных взрывов производилась расчистка места для рельсов. В какой-то момент что-то, как говорится, пошло не так, и металлический прут длиной около метра и диаметром больше трех сантиметров вонзился Финеасу под скулу, прошел сквозь мозг и пробил череп.

Восковая реконструкция в одном из музеев. Автор фото: Скотт О᾿Доннелл/Flickr/

Рабочего отбросило на землю, однако совсем скоро он поднялся и с помощью коллег своим ходом отправился в город. Когда Гейджа впервые увидели медики, то не могли поверить своим глазам. Перед ними был человек с огромной дырой в голове, через которую проглядывал частично разрушенный, пульсирующий мозг. Вообще-то, с такой травмой мужчина давно уже должен был быть мертвым, но он стоял на ногах, находился в полном сознании и даже шутил. Свой случай пострадавший сопроводил словами «Вот, доктор, работенка для вас».

Тот самый злосчастный участок железной дороги. Автор фото: Дэниел Акстелл

Финеас потерял левую лобную долю, в общей сложности лишившись более 10% мозга. Долгое время родственники, знакомые, да и сами врачи не верили в то, что мужчина выживет. С него снял мерки гробовщик, близкие оплакивали его так, будто Гейдж и правда умер. Ко всеобщему удивлению он не только выжил, но и полностью оправился физически.

Восстановление было долгим и трудным. На следующее утро после несчастного случая Финеас бредил, затем он впал в кому, потом медикам пришлось сражаться с поразившим рану грибком. Тем не менее уже через месяц после травмы Гейдж прогуливался по улице, а через два месяца он окреп настолько, что смог самостоятельно вернуться домой к родителям.

Компьютерное моделирование повреждений. Источник изображения: PLOS

Физически и умственно мужчина был полностью здоров. Он не утратил когнитивных способностей, ухаживал за лошадями, рассказывал студентам о своем случае, около восьми лет проработал водителем дилижанса. В общем, отделался довольно легко — потерянным зрением в левом глазу и огромным шрамом на голове. Также те, с кем Финеасу приходилось иметь дело, отмечали изменения эмоционального и психического характера. Ранее уравновешенный и добрый Гейдж стал агрессивным, капризным, грубым, в его лексикон прочно вошли нецензурные выражения.

Прижизненная маска и череп Финеаса Гейджа. Фото: Гарвардский университет

В 1860 году у Финеаса начались эпилептические припадки. Он потерял работу и вскоре скончался от участившихся приступов. Стали ли они следствием давней травмы? Скорее всего, да. Но однозначного ответа на этот вопрос никто не знает.

Случай Гейджа вызвал огромный рост интереса к изучению возможностей человеческого мозга. Полностью изменилось представление людей о локализации функций мозга, сильный толчок получило развитие нейрохирургии. О «человеке с дырой в голове» до сих пор пишут в учебниках по медицине в общем и психологии в частности.

Что же снимок? Если бы не неизвестный фотограф, история Финеаса Гейджа вряд ли бы вышла за пределы узкого медицинского сообщества. Оригинал фотографии долгое время находился в коллекции Джека и Беверли Вилгасов, а в настоящее время выставлен в Анатомическом музее Уоррена — там же, где и череп Финеаса.

Нагасаки через 20 минут после ядерного взрыва (9 августа 1945 года)

«Когда я ехал на велосипеде, то услышал звук самолета. Я постарался взглянуть назад и увидел нечто, похожее на радугу. В следующий момент меня сбросило с велосипеда, некоторое время земля содрогалась. Я прильнул к ней, чтобы не взлететь в воздух. Когда я взглянул вверх, то увидел, что дом, который я только что миновал, оказался разрушен… Крупные камни летели по воздуху, и один упал, ударил меня и снова улетел в небо. Я понял, что огромная бомба взорвалась неподалеку от меня, и подумал, что умираю… Когда, казалось, все стихло, я попытался подняться. Кожа на моей левой руке, от плеча до кончиков пальцев, свешивалась как лохмотья. Я дотронулся рукой до спины, но там не было одежды. Я мог чувствовать только нечто склизкое»,вспоминает события 72-летней давности Сумитэру Танигути.

Сумитэру Танигути держит в руках свое же фото в возрасте 16 лет. Источник фото: Associated Press

В момент, когда США сбросили на Нагасаки плутониевую бомбу «Толстяк», мужчине было 16 лет. Сумитэру работал разносчиком почты в Нагасаки и находился менее чем в двух километрах от эпицентра взрыва. Мальчишке повезло — он выжил, в отличие от 74 тысяч земляков. Правда, почти два года он мог лишь лежать на животе, а из больниц его выписали через четыре года. Но полностью восстановиться ему так и не удалось.

«Толстяка» на Нагасаки сбросили 9 августа 1945 года. Бомба взорвалась над промышленным районом города, между несколькими военными заводами. Нагасаки мгновенно накрыл огромный огненный шар. В течение нескольких минут из эпицентра взрыва росло черное облако дыма, поднявшееся на высоту более 12 километров.

Макет «Толстяка». Автор фото: QuartzMMN

Именно этот момент запечатлел 45-летний Хиромичи Мацуда. На снимке помимо гигантского ядерного гриба заметны четыре человека и автомобиль. На первый взгляд, спокойные позы мужчины, наблюдающих за последствиями взрыва, выглядят странно. На самом же деле им ничего не угрожало, так как до эпицентра было 10 километров.

Хиромичи Мацуда находился в Коягимати — районе, который удален от Нагасаки и расположен на полуострове. Увидев яркую вспышку и услышав грохот, он бросился в госпиталь, где проходил лечение, за своей камерой. Вернувшись примерно через 15 минут, он застал разросшееся на всю видимую часть неба облако дыма и трех человек неподалеку, которые обсуждали случившееся.

Щелк — фотография одной из самых тяжелых трагедий в истории человечества готова. Увы, но о личности Хиромичи Мацуды почти ничего неизвестно. Совершенно точно ни до, ни после взрыва он не был прославленным фотографом. Мы знаем только, что мужчина передал снимок в Музей атомной бомбы Нагасаки, где тот хранится до сих пор. Также знаем, что Хиромичи Мацуда умер в 1969 году.

А вот Сумитэру Танигути, воспоминания которого мы приводили выше, живет в Нагасаки — ему 88 лет. После трагедии раны у него не заживали на протяжении 15 лет, развились многочисленные опухоли (только в 2007 году он перенес 10 операций по их удалению). Мужчина не раз думал о самоубийстве, но остался жить, чтобы делиться с людьми своим жизненным опытом.

Нагасаки после бомбардировки

Сумитэру возглавляет Совет пострадавших во время ядерной бомбардировки Нагасаки и до сих пор участвует в митингах против ядерного оружия. «Чтобы создать мир, в котором мы сможем жить как люди, мы должны избавиться от всего, что можно назвать ядерным... Мы должны говорить о том, что случилось в Хиросиме и Нагасаки. Война закончилась давно, но мы все еще несем войну внутри себя», — считает мужчина.

Фотоаппараты в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by