Браво, Нео! Рецензия на боевик «Джон Уик 2»

13 февраля 2017 в 12:25

Вообще-то писать рецензию на «Джон Уик 2» мы не планировали. Первый «Джон Уик», конечно, был крепким, как подошва кирзового сапога, боевиком, но ждать от продолжения чего-то большего не получалось. Однако после «На 50 оттенков темнее» душа настойчиво требовала противоядия. Смотрим репертуар на выходные, на глаза попадается «Джон Уик 2». Что ж, почему бы и нет — разок можно глянуть. Теперь же думаю, в какой день пересмотреть.

Начало фильма не предвещает ничего хорошего. Да, добротный драйвовый боевик с перестрелками, драками, погонями и кучей жанровых условностей вроде неубиваемости главного героя. Простой сюжет, рисованные злодеи, борьба зла со злом. Пфф, да мы все это видели и не один десяток раз!

«Джон Уик 2» раскрывается медленно и неожиданно оказывается фильмом, которого так не хватало современному Голливуду. Более того, во второй половине лента начинает играть совсем другими красками по сравнению с первой частью. Жанровые условности с лихвой компенсируются несколькими меняющими правила игры приемами — и вот перед нами не стандартные «пострелушки», а с кинематографической стороны нечто гораздо большее, даже несущее в себе двойной смысл. «Джон Уик 2» — настоящий подарок для любителей драйвового кино и, как ни странно, фанатов «Матрицы».

Первый и наиболее весомый плюс фильма со всех его сторон — это Киану Ривз. У 52-летнего актера потрясающая харизма, на которой держится добрая половина картины. Кажется, будто образ Уика во многом списан с самого Киану, того самого, с гамбургером в руках, который стал интернет-мемом.

Вся эта неуклюжая грация и угрюмое молчание в сочетании с ураганной динамичностью и неприкрытой жестокостью ставят нового «Джона Уика» высоко-высоко над погрязшими в условной политкорректности и сугубо развлекательной тянучке современниками наподобие «Трех иксов». Такие боевики и раньше-то снимали редко, а теперь и подавно.

Уик долго раскачивается, а потом нехотя, но без розовых соплей и лишних слов устраивает кровавую баню. Здесь не делают разницы между афроамериканцами и белыми, женщинами и мужчинами — по заслугам получают все. В стороны летят ошметки черепов, на экране декалитрами фонтанирует кровь, вовсю хрустят сломанные кости, а пули с особенно мерзким звуком впиваются в плоть. До откровенного трэша «Джон Уик 2» не опускается, балансируя на грани, но при этом на все 100% оправдывает возрастной рейтинг «18+».

При, казалось бы, не отличающемся разнообразием сеттинге хватает у ленты и собственных находок. Вот вроде бы сплошные перестрелки, погони, драки да пустые диалоги. При этом некоторые эпизоды обставлены столь изобретательно, что врезаются в память раз и навсегда. Например, такого «обмена пулями» (по-другому эту перестрелку назвать сложно) среди толпы людей между Уиком и одним из его антагонистов еще нигде не было. А бой на ножах в вагоне метро! А погоня по руинам! Весь «Джон Уик 2» состоит из вот таких ярких пятен, следующих одно за другим.

Структурно фильм и вовсе напоминает какой-нибудь динамичный компьютерный экшен. Здесь тоже есть разные уровни с кардинально отличающимися друг от друга локациями, пачками умирающие враги-болванчики, неуязвимый главный герой, который, кажется, вот-вот воскреснет на ближайшей точке сохранения в случае не слишком умелых действий некоего условного геймера. Мини-боссы, разные задания, перезарядка пистолета патронами павших противников, оружейный магазин… Помнится, подобного эффекта добивались авторы российского боевика «Хардкор». «Джон Уик 2» пошел дальше, более аккуратно и органично соединив кинематограф и мир консольно-компьютерных игр.

Такова первая сторона фильма — боевика с жанровыми условностями, который удерживает зрителя благодаря харизме главного героя и потрясающе поставленным боевым сценам. Однако замечательным его делает вторая, не столь заметная, сторона. Дело в том, что «Джон Уик 2» не просто отвешивает реверансы в сторону «Матрицы», но и намекает на нечто гораздо более серьезное…

Вот Уик встречается с «Морфеусом» и предлагает ему выбор — принять один вариант или второй. Отличная ностальгическая перекличка с миром братьев (простите, сестер) Вачовски! Но дальше обе киновселенные начинают переплетаться еще более явным образом. Схожие локации и персонажи, знакомые телефонные рингтоны, а в конце так и вовсе недвусмысленный намек на программирование действий десятков, сотен, тысяч, а может, и миллионов людских копий на выполнение одной задачи. Плюс не забываем стилизацию под компьютерные шутеры.

Возможно, авторы не планировали возникновения таких ассоциаций у зрителя, а все получилось случайно. Но что-то верится в это слабо. От предчувствия того, что может произойти в третьей части франшизы, мурашки по коже. Правда, обмануться в своих ожиданиях будет крайне печально. И все же не удивимся, если в следующей части франшизы окажется, что все события «Джона Уика» — это приквел к оригинальной «Матрице» до очередной перезагрузки. Шутка, конечно, но фантазию фильм будоражит, и это главное.

Киану Ривз снова нашел себя, и снова в трилогии (изначально планировалось снять три части «Джона Уика»). Вдвойне здóрово, что перед нами оказался не только отличный боевик, но и максимально кинематографичный по своей сути фильм, который любит делать намеки, задавать вопросы и будоражить фантазию.

Замалчивать недостатки фильма было бы несправедливо. Благо их не так уж много. Если не искать подводных камней, то сюжет второго «Джона Уика» выглядит слишком вторично — штампы с мафией, кланами и русскими здесь щедро рассыпаны по всему хронометражу. Также в ленте хватает затянутых диалогов, при этом не несущих в себе ничего, кроме пафосной болтовни типа «сильных мира сего». Минут на 10—15 кино можно было смело сокращать.

8,5
Оценка Onliner.by
Отличный вариант хорошо провести время, посмотрев добротный боевик, к тому же приправленный скрытым смыслом.
Нравится
Постановка боев
Динамичность
Харизма Киану Ривза
Яркие эпизоды
Отсылки к «Матрице»
18+
Не нравится
Вторичный сюжет
Много ненужных диалогов

Проекционные экраны в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by