Корж, грибы и 2 из 10. Рецензия на русскую псевдофантастику «Притяжение»

27 января 2017 в 8:00

В России не умеют снимать фантастику. Это похоже на проклятие или тяжкий крест, который несет на себе российский (справедливости ради, не только российский) кинематограф, штампующий либо «Елки», либо беспробудно-черняжную бытовую драму с глубоким философским подтекстом. Фантастике в этой системе координат места нет — получается, соответственно, либо позорный «Обитаемый остров», либо «Трудно быть богом», который и не фантастика вовсе.

Федор Бондарчук в очередной раз захотел снять кино не хуже, чем там. Конечно, у него снова не получилось, но суть не в этом. Главное, что с «Притяжением» нас некрасиво обманули. Это как пожухлая роза, которую вам дарит незнакомец где-нибудь в Риме, а потом клянчит за нее немыслимые для такой посредственности деньги.

В трейлерах нам демонстрировали бодрый фантастический боевик, который наконец-то покажет этим американцам, как надо снимать правильный блокбастер о нашествии пришельцев. Приемлемые спецэффекты, какой-никакой драйв, простой сюжет — было понятно, что шедевра ждать не стоит, но одноразовое развлечение для глаз получиться могло. Первые полчаса именно так все и было, пока зрелище не превратилось в топорную драму уровня детсадовского утренника. Но обо всем по порядку.

К Москве приближается неопознанный летающий объект а-ля гигантский космический глаз. Бравые вояки легко сбивают преодолевший тысячи световых лет корабль, который в итоге падает на жилой район Чертаново. Результат — десятки разрушенных многоэтажек, сотни жертв, крик, слезы и хаос.

Все это — самое лучшее, что есть в «Притяжении». Да, количество продактплейсмента на минуту экранного времени зашкаливает, но смотреть на локации, взятые будто из S.T.A.L.K.E.R. или «Метро 2033», интересно. В это время ловишь себя на мысли, что все идет неожиданно хорошо, не хуже какой-нибудь среднестатистической голливудской фантастики. Хочется принять условности вроде совершенно неестественных моделей поведения героев, понять и простить все недостатки, просто расслабившись, дав отдохнуть мозгу и глазам.

Но потом происходит НЕОЖИДАННЫЙ СЮЖЕТНЫЙ поворот, и «Притяжение» со скоростью света мчится к своему персональному месту в кинематографическом аду. Фильм превращается в еще более постыдную, чем оригинал, вариацию «Сумерек» по-русски. Фантастика заканчивается, рождается типичный представитель российской сериальной машины.

С этого момента окончательно исчезает любое сопереживание героям. Потому что раньше они действовали просто неправдоподобно, а теперь превратились в схематичных примитивных персонажиков, мотивы которых обусловлены разве что непрофессиональной работой сценариста. Становится все сложнее закрывать глаза и на традиционно слабую для российского кино игру актеров. Достойно справляется только Олег Меньшиков, однако его роль полковника, к сожалению, второстепенная и на фоне остальных легко теряется. Иногда еще Ирина Старшенбаум чувственно открывает рот, но если при этом она начинает говорить — пиши пропало. Определенно, в России творится какая-то беда с подготовкой актеров.

Дальше — хуже. «Сумерки» шатаются, то и дело склоняясь к «Инопланетянину» Стивена Спилберга, старому сериалу «Альф» и даже к «Полету навигатора». Приблизиться к ним, само собой, не получается даже на километр. А потом начинается морализаторство и нравоучение — становится совсем тошно, даже невыносимо.


Нет, гуманизм, антимилитаризм и толерантность — очень хорошо, даже великолепно. Но такое встречается на протяжении всей истории кинематографа. И великие говорили об этом и многом другом во сто крат профессиональнее Бондарчука, который опустился до примитивнейших приемов. Возможно, режиссер всерьез уверен, что он сказал нечто новое и неожиданное для всех. На самом же деле речь идет о банальных прописных истинах («Не враждуйте!»), вложенных в уста пришельца и Макса Коржа. Так выглядит дно.

Нашего соотечественника, к слову, пиарят очень активно. Как и модную группу «Грибы». Что ж, они, да еще легкая обнаженка должны привлечь внимание и симпатии некоторых пубертатных зрителей. Вот только многочисленные киношные прорехи ни они, ни кто-либо другой не залатает.

А еще раздражает лицемерие авторов «Притяжения». Вот они рассуждают о вреде курения, а через пять минут главные герои тычут в камеру пачкой чипсов известного производителя и закатывают глаза от наслаждения. Ну а что — если заплачено за рекламу, то почему бы и нет!

Смотреть кино не стоит даже ради спецэффектов. Потому что все они есть в трейлере. Если хочется увидеть лучшую часть «Притяжения», откройте YouTube, запустите трейлер на телевизоре и потратьте полторы минуты на «визуал». Все равно в фильме ничего больше не покажут, разве что по-сериальному неестественную драму с простым, как кирпич, посылом. Зачем, спрашивается, здесь 3D, если картина ни разу не о спецэффектах? Хотя погодите-ка, ведь это и не фантастика даже, а только пародия на нее.

Следующий закономерный вопрос — зачем вообще было выпускать «Притяжение»? И это после «Обитаемого острова», когда падать ниже, казалось бы, совсем некуда. Однако у Федора Бондарчука, безусловно, были свои, неведомые зрителям мотивы. Поэтому лента такая, какая есть — идеальное пополнение портфолио режиссера, который очень хочет показать всем русский Голливуд, да только все никак не выходит.

«Притяжению» повезло, что он вышел в этом, а не в прошлом году. Ведь тогда пальму первенства за самый худший фантастический фильм творение Бондарчука уверенно отобрало бы из слабых ручонок «Пассажиров». А так есть еще целых одиннадцать месяцев на то, чтобы увидеть более слабое зрелище, чем «Притяжение». Будет тяжело, но ничего невозможного нет! Вон, например, «Защитники» уже на горизонте и просят подвинуться нашего сегодняшнего героя.

2
Оценка Onliner.by
После «Пассажиров» казалось, что такую дрянную фантастику на большом экране покажут еще нескоро. А потом пришло «Притяжение». Которое, правда, и не фантастика вовсе, а обман, ловушка, заманивающая зрителя одним, но на деле предлагающая невнятный безвкусный микс из российских сериалов.
Нравится
Игра Олега Меньшикова
Неплохое начало
Не нравится
Бесталанные актеры
Плохо проработанные персонажи
Обман зрителя
Глупейший сюжетный поворот
Навязчивый продактплейсмент
Примитивный сценарий
Лицемерное морализаторство

Биотуалеты в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by