рецензия

Искусственный интеллект против натурального слабоумия. Рецензия на фильм «Трон: Арес»

3789
7
11 октября 2025 в 8:00
Автор: Дима Михеев
рецензия

Искусственный интеллект против натурального слабоумия. Рецензия на фильм «Трон: Арес»

Автор: Дима Михеев
Выиграй модный аэрогриль! Покупай в приложении с доставкой Príme и получай шанс выиграть аэрогриль Roome

Последние годы в мире технологий проходят под знаком искусственного интеллекта: он стремительно проникает во все сферы жизни. Искусство, как всегда, отражает и переосмысливает происходящее. Эти перемены попытался изобразить норвежский режиссер Йоаким Рённинг, известный по пятым «Пиратам Карибского моря» и «Малефисенте»: он снял продолжение франшизы «Трон» о противостоянии людей и программ с Джаредом Лето в главной роли. Разбираемся, что у него получилось.

О фильме

Название: «Трон: Арес» (Tron: Ares).
Режиссер: Йоаким Рённинг.
Сценаристы: Дэвид ДиДжилио, Джесси Вигутоу, Стивен Лисбергер.
Актеры: Джаред Лето, Грета Ли, Эван Питерс, Джефф Бриджес, Джиллиан Андерсон.
Жанр: фантастика, боевик, приключения.
Страна: США.
Где смотреть: в кинотеатрах.

В тексте могут быть незначительные спойлеры.

Поскольку «Арес» — это третий фильм кинофраншизы, растянувшейся уже на 43 года, стоит коротко напомнить, о чем были предыдущие части. Первый «Трон», вышедший в 1982 году, рассказывал о гениальном программисте Кевине Флинне, который попал в виртуальный мир и подружился там с программами. Тот фильм отметился как один из первых, где активно использовали компьютерную графику, которая к сегодняшнему дню безнадежно устарела.

Спустя 28 лет Disney перезапустила франшизу, выпустив «Трон: Наследие», где уже сын Флинна попадает в цифровую реальность и встречает там своего отца. Фильм имел проблемный и наивный сюжет, но был очень стильным, запомнился потрясающим саундтреком от Daft Punk и даже сумел обрести фан-базу.

Если первые два «Трона» исследовали человека в развивающейся среде цифровых технологий, погружая персонажей в новый мир, состоящий из кода, то в третьей части создатели пошли в обратном направлении. Фильм рассказывает главным образом о программе по имени Арес, которая оказывается в реальном мире. Программа, или же искусственный интеллект (Ареса в фильме называют и так, и так), создана компанией Dillinger и предназначена стать идеальным цифровым солдатом в человеческой реальности. По крайней мере, так Ареса презентует военным Джулиан Диллинджер (Эван Питерс), глава компании и главный антагонист истории. На противоположном фланге сюжета компания ENCOM во главе с Ив Ким (Грета Ли), которая буквально за все хорошее и против всего плохого.

Впечатления от фильма делятся ровно на две половины: сюжетную и аудиовизуальную. Они совсем не мэтчатся друг с другом, поэтому и говорить о них стоит отдельно.

В первых двух «Тронах» то, как персонажи попадали в виртуальность, было условностью, но материализация программ в «Аресе» — совсем странная. Цифровая программа распечатывается на гигантском лазерном 3D-принтере и каким-то образом становится неотличимой от человека. «Технология переносит форму биологии через ток» — такая фраза однажды звучит в фильме, но она лишь провоцирует новые вопросы, а не что-либо объясняет.

При этом ИИ в реальном мире живет лишь ровно 29 минут. Почему именно столько и почему через этот период программы с истошным криком распадаются в пыль? Объяснение одно: это сценарный костыль, чтобы оправдать погоню за священным Граалем — кодом постоянства, спрятанным в цифровых закромах Кевина Флинна. Этот код позволит Диллинджеру штамповать армию ИИ-солдат, а Ким с его помощью хочет изменить мир к лучшему.

И это следующая проблема. Антагонист истории — чересчур карикатурный злодей, действия которого нелогичны, а мотивация будто бы заключается в том, чтобы просто быть злым. У Джулиана Диллинджера есть мать, которую играет Джиллиан Андерсон. Постаревшая Дана Скалли служит лишь приложением к антагонисту, чтобы дополнить клише, что всякий гротескный злодей — это обязательно маменькин сынок. Если персонажа Андерсон выбросить из фильма, ничего не изменится, особенно учитывая то, как бездарно заканчивается ее сюжетная арка.

Ив Ким, глава ENCOM, наоборот, безупречно добрая женщина, страдающая от потери близкого человека и несправедливо попадающая в смертельно опасные передряги. Грете Ли, сверкнувшей тонкой игрой в фильме «Прошлые жизни», здесь не дают развернуться: она весь фильм или смотрит в монитор, или куда-то бежит. Создатели будто делали мультфильм для трехлеток, а не научную фантастику, иначе непонятно, как объяснить таких плоских и «черно-белых» персонажей.

Но все же главным персонажем заявлен Арес в исполнении Джареда Лето. На его метаморфозе построен главный конфликт фильма. Программа была создана для защиты сети компании Dillinger и заодно как прототип цифрового воина в реальном мире. Имя — символическое, так же звали древнегреческого бога войны, о чем вам прямо скажет один из второстепенных персонажей. А если символизма покажется мало, то в фильме упомянут еще Буратино и Франкенштейна, чтоб уж наверняка зритель понял всю «глубину».

Поначалу Арес — это безмолвный раб своего создателя, который готов выполнять любые приказы, не задумываясь о морали. И логично, ведь это лишь строки кода: что прописано — то и выполняется. Однако вскоре после первого акта фильма Арес без адекватных на то причин вдруг начинает резко очеловечиваться: осознает, что его создатель не бог, а карикатурный злодей, и сомневается в этичности заданий, которые ему дает Диллинджер. Более того, Арес совершает разворот на 180 градусов и занимает противоположную сторону, хоть это и никак не обосновано.

Ему противостоит Афина — программа-напарница, которая остается на темной стороне, на службе у антагониста. Здесь авторы продолжили играть в символизм с именами, но проиграли. В древнегреческой мифологии Арес — безрассудный и кровожадный воитель, а Афина хоть тоже символизирует войну, но отличается мудростью и справедливостью. В фильме же все ровно наоборот. Женщина-программа безжалостно преследует своего бывшего партнера и Ив с целью уничтожить, демонстрируя странноватые вайбы Терминатора. Но в самый ответственный момент становится не способной нажать на курок, чтобы довести единственную миссию до конца.

Создатели не могли не подмигнуть и давним поклонникам франшизы, для чего была сделана большая сцена с Джеффом Бриджесом, который, впрочем, больше напоминает Джеффри Лебовски, чем Кевина Флинна. В ней Арес попадает в тот самый интерфейс 80-х из первого фильма, что выглядит довольно мило, но вообще никак не укладывается в сюжет.

Первые два фильма франшизы при всех своих проблемах заявляли любопытные темы: человек как божество, диктатура, отношения отца и сына, возникновение новой жизни. «Трон: Арес» не может внятно сказать ничего, а лишь создает условия для погонь и перестрелок, чтобы показать впечатляющие экшен-сцены.

К слову о них, переходя ко второй половине впечатлений. Визуал и звук — то, ради чего можно смотреть этот фильм, но желательно на большом экране. Казалось, что удивить в 2025 году спецэффектами сложно, особенно, когда они столь искусственные и компьютерные, но здесь это играет только в плюс, ведь визуализируется мир цифровых технологий. В «Аресе» потрясающие сцены погонь на светоциклах по Ванкуверу, которые оставляют за собой разрушительные следы. Хоть и не совсем понятно, как они функционируют: то разрезают машину пополам, то работают просто как стеклянная преграда.

Также впечатляют проработанный виртуальный мир, в котором здорово сочетаются светящиеся элементы с органикой, и насыщенные красные и алые цвета, придающие визуалу динамику. Выглядит все это действительно здорово, если не обращать внимание на сюжет и не засыпать на скучных диалогах. Стоит отдать должное специалистам по визуальным эффектам и оператору Джеффу Кроненвету, который уже показывал свой класс ранее в «Бойцовском клубе», «Исчезнувшей» и «Девушке с татуировкой дракона».

Все это визуальное пиршество жирно подчеркивается потрясающим саундтреком музыкантов Трента Резнора и Аттикуса Росса из группы Nine Inch Nails. Пригласить в предыдущий фильм «Трон: Наследие» Daft Punk было гениальной идеей, так как это не только одна из величайших групп в истории электронной музыки — в их собственном лоре исследуется взаимодействие цифрового и реального миров. К сожалению, Daft Punk существовать перестали, и нанять Nine Inch Nails, пожалуй, было единственным верным решением.

У Резнора и Росса получилось грамотно сохранить вайбы саундтрека Daft Punk, при этом привнести в музыку свой собственный индастриал-стиль. Треки получились такими, будто их действительно создавали не люди, а программы: колючие, дерзкие, динамичные.

Выходит, что «Трон: Арес» — это потрясающий аудиовизуальный аттракцион, внутри которого пустота. Музыка и изображение настолько превалируют над содержанием, что это больше кажется двухчасовым клипом альбома Nine Inch Nails, чем фильмом с их саундтреком.

Сегодняшний мир действительно сильно трансформируется с повсеместным распространением ИИ. Кого-то это пугает, кого-то воодушевляет, за кого-то нейросети уже выполняют половину работы. Казалось бы, такое благодатное и огромное поле для творчества, но в фильме даже не попытались заявить хоть сколько-нибудь цельные и трогающие идеи о меняющейся реальности, кроме как показать сам факт проникновения искусственного интеллекта в наш мир.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by

ОБСУЖДЕНИЕ