2982
6
10 августа 2025 в 8:00
Автор: Антон Мерзляков. Фото: Влад Борисевич

«На сборку ушло пять лет». Минский энтузиаст восстановил мощнейший ПК 1990-х — чего это ему стоило

Автор: Антон Мерзляков. Фото: Влад Борисевич

Как выглядел один из самых производительных ПК в середине 90-х годов прошлого века? Подобным вопросом задался минский коллекционер, которому удалось собрать полностью работающий компьютер сегодня, спустя практически 30 лет после его выхода. Расспросили энтузиаста об особенностях машины подробнее.

Нашего собеседника зовут Артем — мужчина уже рассказывал нам о белорусском микрокомпьютере MK-90, а также про «сетап мечты» геймера 2000-х с уникальными 3D-очками.

На этот раз энтузиаст сосредоточился на одной из наиболее производительных для середины 1990-х годов «рабочих станций» в исполнении IBM. Артем не только сумел собрать работающее устройство, добыв оригинальную клавиатуру, мышку и остальную периферию от IBM, но и дополнил «сборку» интересным и в чем-то уникальным артефактом — «первым в мире массовым 3D-ускорителем».

«Эта технология стала причиной уязвимостей Spectre и Meltdown»

Рассказ Артем начинает с особенностей процессоров Intel, на которых базируется вся «рабочая станция».

— Осенью этого года исполняется 30 лет с момента презентации процессора Pentium Pro от Intel. Интересно, что технологии, еще тогда заложенные в Pentium Pro, использовались и в следующих линейках процессоров компании. Какие-то их отголоски добрались даже до современных Intel Core 10-й серии.

Оцените размер Pentium Pro (справа) в сравнении с Pentium

В Pentium Pro внедрили несколько важных нововведений, одно из которых — спекулятивное выполнение инструкций. Проще говоря, в этом случае процессор не просто выполнял команды строго по порядку, а как бы пытался предугадать следующие шаги.

Например, у нас есть конструкция if, которая может выполняться в зависимости от условия. Конвейер начинал заранее выполнять одну из возможных веток еще до того, как было окончательно понятно, какая из них понадобится. Если предсказание оказывалось верным, это давало прирост производительности. Если оказывалось, что «предсказание» не сработало, то процессор делал откат (rollback) — сбрасывал спекулятивные результаты и переключался на правильный путь. Это позволяло существенно ускорить выполнение кода, особенно в ситуациях с частыми развилками.

На этих новых (на тот момент) технологиях впоследствии основывались знаменитые уязвимости — Spectre и Meltdown, — которые Intel (и не только) пришлось срочно фиксить в своих процессорах.

Spectre и Meltdown — это критические уязвимости аппаратного уровня, обнаруженные в большинстве современных процессоров, которые используют технику спекулятивного выполнения для повышения производительности. Простыми словами, они позволяют программам без разрешения и незаметно для пользователя получать доступ к данным других программ, в том числе к ядру операционной системы, что считается крайне опасным.

Артем резюмирует:

— Pentium Pro — прорыв как середины 1990‑х. Он был построен на новой архитектуре P6, которая позже легла в основу Pentium II, III и даже первых Core. Этот процессор работал на частотах от 150 до 200 МГц и впервые в потребительских системах получил выделенный кеш второго уровня (L2), размещенный рядом с ядром, что обеспечивало очень высокую на тот момент скорость обмена данными.

«Двухпроцессорная рабочая станция»

Просим подробнее поведать про устройство в сборе.

— Компьютер, который мне удалось собрать, интересен тем, что это рабочая станция IBM PC 365 (можно просто IBM 365). Ее выпускали для тех, кому не хватало мощности обычных десктопных компьютеров. Тех, кто работал с CAD-чертежами (например — архитекторы), кому было просто необходимо более мощное железо, в том числе для серьезных научных расчетов. 

Артем также обращает внимание:

IBM PC 365 — это одна из первых станций на платформе Intel, умеющая работать с двумя процессорами одновременно (забегая вперед: такой присутствует в станции Артема. — Прим. Onlíner). Внутри — чипсет Intel 440FX, специально заточенный под Pentium Pro, и все остальное железо подобрано так, чтобы выдерживать круглосуточную нагрузку.

Впрочем, для работы второго процессора также требовалась либо Windows NT 4.0, либо позднее Windows 2000. Есть еще один нюанс: мультипроцессорную конфигурацию должно было поддерживать и конкретное приложение. То есть за исключением Quake 3, использование двух процессоров в тех же играх того времени никакого прироста по производительности не давало.

Артем отмечает: его IBM 365 сейчас работает на Windows 98, из-за чего двухпроцессорная конфигурация имеет мало смысла

«Первый в мире массовый 3D-ускоритель»

В разговоре, когда Артем разобрал системный блок, выяснилась интересная деталь. Коллекционер добавил в свой IBM 365 элемент, которого изначально для него не предполагалось, но который также во многом определил эпоху.

— Я установил [в компьютер] первый в мире массовый 3D-ускоритель — 3DFX Voodoo 1. В чем основной интерес этой платы? На ней мы видим два реле, установленные около выхода. Эти реле издают характерный щелчок, когда монитор переключается на 3D-ускоритель. 

— Погоди: между 3D-ускорителем и видеокартой есть разница или это одно и то же?

— Изначально видеокарты [имеются в виду модели 1990-х] выводили изображение в 2D-варианте. Далеко не все старые видеокарты были способны работать в 3D-режиме в принципе. Речь шла о софтверном рендеринге, который полагался на мощности процессора, CPU. А компания 3DFX в 1996 году решила это исправить и выпустила свое массовое решение — 3DFX Voodoo 1. Оно, по сути, позволяло расширить возможности «классической» видеокарты функциями 3D-ускорения.

— Это условно помогало в играх?

— В тех, которые работали в объемном 3D-режиме, — да. Например, для запуска той же Quake ускоритель был очень крутым, рвал все и вся. Правда, позволить его из-за цены мог не каждый. Voodoo 1 был лишь у одного из моих одноклассников, который рос в достаточно обеспеченной семье. Помню, как на тот момент только по рассказам слышал, насколько ускоритель улучшал графику.

Артем по моей просьбе разъясняет и еще раз упрощает: с IBM 365 изначально поставлялась 2D-видеокарта. 3D-ускоритель от 3DFX он скорее установил «по фану». «Он тех же годов, аутентичный. Владелец IBM 365 в 1990-е мог себе такой установить», — заявляет коллекционер.

«Мультимедийный комбайн»

Артем обращает внимание на еще одну весьма редкую деталь.

— Здесь установлен дополнительный CD-ром Creative Infra. Это был своеобразный эксперимент «Креатива», которые выпустили линейку CD-рома со встроенным ИК-передатчиком. И к ним в комплекте шел такой пульт [как на фото ниже]. При установке драйверов у нас появлялась возможность сделать из нашего компьютера мультимедийный комбайн.

Тут есть и кнопки управления громкостью системы, можно было плеером управлять, и даже мышкой — прямо с дивана с помощью такого пульта. На то время это была довольно-таки забавная технология. Но прижиться она не смогла — наверное, оказалась не слишком удобной и востребованной. Тем не менее она также соответствует духу времени.

ИК-передатчик представлен черным прямоугольником на верхнем дисководе

«На сборку ушло пять лет»

— Сложно было заполучить эту рабочую станцию?

— Я давно хотел собрать такой ПК, но долго как-то не удавалось: в Беларуси они встречаются довольно редко. Да и в СНГ подобный «гость», в принципе, нечастый. На самом деле этот компьютер «скомпонован» сразу из двух IBM 365. Сперва я отыскал первый экземпляр, но он был нерабочим (у него наблюдались проблемы с BIOS, система не запускалась). Зато у него оказалась полностью живая панель на передней части корпуса — красивая, без каких-либо пятен или трещин. 

Редкую оперативную память на 512 МБ достал только на eBay. Для середины 1990-х это очень много. Для понимания: в 2000-м у меня появился ПК с 64 МБ оперативной памяти, чего тогда хватало на все игрушки и задачи.

Для установки второго процессора, который мы видим на плате, был необходим VRM-модуль, который в комплекте с рабочей станцией не шел (если она была с одним процессором изначально). Найти такой — отдельный квест (но со временем у меня появился их запас).

— Сколько времени ушло, чтобы собрать работающий IBM 365?

— В принципе, я искал довольно пассивно — всего на протяжении порядка пяти лет. Но в этом году вышло, что подвернулось сразу две рабочие станции. Подходящий монитор у меня уже давно был [Артем подмечает, что его монитор — новее моделей, которые шли на рубеже 1995/96 годов, но также оригинальный, от IBM], колонки и клавиатура от IBM — тоже. Повторюсь: из двух системников собрал один. Тот, который не был нужен, продал. 

— Такая рабочая станция сегодня столь редка, что в Беларуси поиски растянулись на такой долгий срок?

— Не совсем так. Сам по себе IBM 365 заполучить можно, пускай и придется постараться. А вот оперативную память (на 512 МБ. — прим. Onlíner) — практически нереально. Ее в таком объеме я ни разу не встречал ни в Беларуси, ни в России.

«Сегодня бы такой ПК стоил $10 тысяч»

Называть точную сумму, которую пришлось потратить на «сборку», коллекционер не хочет. Но отмечает, что многое зависит от обстоятельств и места/степени сохранности конкретных компонентов системы/«очереди» на них среди людей, которые увлекаются ретротехникой. В целом сегодня ценник (очевидно, неофициальный — среди коллекционеров в СНГ) за работающий IBM 365 в двухпроцессорной конфигурации может достигать «сотен долларов».

— А сколько все это стоило в конце 1995-го — начале 1996-го?

— Расчет примерный. Два процессора Pentium Pro — около $2,5 тысячи. Оперативная память, 512 МБ — еще $1 тысяча. Монитор с IBM 365, насколько мне известно, шел в комплекте плюс система чего-то стоила (возьмем условно $500). Получается, такая сборка выходила в районе $4000. И это если не брать в расчет, что здесь стоит отдельный 3D-ускоритель.

— Интересно, в какую сумму $4000 в середине 1990-х конвертировались бы сегодня?

— Думаю, с учетом инфляции — около $10 000 (специализированный конвертер в сети утверждает, что в $8,6 тысячи. — прим. Onlíner). Это, кстати, была одна из основных проблем компьютеров с Pentium Pro. Процессор и соответственно вся машина стоили очень дорого. Позволить себе их могли единицы. Для сравнения, топовая версия процессора Pentium II в 1997-м на старте стоила около $800.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by

ОБСУЖДЕНИЕ