9944
26 декабря 2024 в 8:00
Автор: Антон Мерзляков. Фото: Александр Ружечка. Видео: Тимофей Арбузов

«Просто огромная сумма». Как 20 лет назад выглядела настоящая мечта геймера с 3D-очками ценой в целое состояние

Автор: Антон Мерзляков. Фото: Александр Ружечка. Видео: Тимофей Арбузов

Как выглядела идеальная ПК-сборка зажиточного геймера образца 2002 года? Вам бы понадобился «пузатый» монитор на 21 дюйм с частотой 120 Гц, мощнейший компьютер с процессором Pentium 4 на борту, флагманская видеокарта с чипом NVIDIA, а еще — очки от компании ASUS, с помощью которых получилось бы поиграть в Need for Speed, «Контру» и другие проекты в объемном «3D-стерео» (прямо как в кинотеатре). Поговорили с коллекционером, которому удалось собрать такой сетап сегодня. И расспросили, чего это ему стоило.

Нашего собеседника зовут Артем — он уже рассказывал нам о белорусском микрокомпьютере МК-90, выпускавшемся на заводе «Интеграл» с 1988 по 1991 год.

В руках коллекционера оказались и другие интересные техно-артефакты из прошлого. В том числе — для геймеров. Просим Артема более подробно рассказать о становлении 3D-изображения (точнее сказать: объемного) на персональных компьютерах и о том, какое железо для его работы было необходимо.

«Это была видеокарта мечты»

— Путь стереоочков, стереоизображения для компьютеров начинается в 1980-е. Но более массовая история, доступная относительно большому числу рядовых пользователей, стартует позднее.

Одним из первых, в 1995 году, вышел шлем Forte VFX1. Он стоил бешеных денег: на те годы около $600. При этом отличался лишь ограниченной поддержкой игр и [из-за цены] остался «вещью в себе». Хотя [он] был уже полноценным устройством со встроенным дисплеем (263×230 пикселей на каждый глаз) и требовал подключения к компьютеру. В 1998-м появился довольно массовый девайс от ELSA — затворные очки ELSA 3D Revelator, которые работали с видеокартами этой компании. Стоили они поменьше, в районе $100—150. Но тоже довольно быстро ушли с рынка. Возможно, не оправдали ожидания геймеров, возможно, плохо продавались. Да и в целом в те времена все происходило быстрее. Каждый год какая-то компания только зарождалась, а какая-то — покидала рынок.

В 1999-м о себе заявила ASUS. Видеокарты они выпускали уже не первый год и решили пойти в тему анаглифного стереоизображения. Устройство назвали VR-100G. Оно представляло собой программно-аппаратный комплекс из видеокарты и очков (в них, если по-простому, попеременно закрывается изображение для одного глаза). 

Почему делаем на этом акцент? На коробке есть надпись VR, что намекает на виртуальную реальность. Хотя от виртуальной реальности там нет ровным счетом ничего. Скорее, это усовершенствованная версия анаглифа, который могли видеть в детстве — с красно-синими очками для 3D-картинок. 

Очки из комплекта, описанного выше

В 1999 году также появилась видеокарта ASUS Riva TNT Ultra с поддержкой указанных VR-очков — для этого там предусмотрели отдельный порт. На ней запускались с достойной графикой все игры. Можно сказать, что на то время Riva TNT Ultra была видеокартой мечты. 

ASUS Riva TNT 2 Ultra

Параллельно представили так называемый ASUS VR Upgrade Kit — в такой набор входили сами очки и специальная плата, позволявшая подключить к любым видеокартам с чипом от NVIDIA (не только от ASUS) стереоочки. Скорее всего, подобный «апгрейд-кит» от ASUS выходил только в 1999 году: информации в сети об этом мало, но сейчас он настоящая редкость.  

Плата для подключения очков

«Революция каждый год»

Артему удалось собрать целую коллекцию топовых в конце 1990-х — начале 2000-х видеокарт (с чипами NVIDIA). Забегая чуть вперед, отметим: коллекционер предпочитает версии от ASUS. На всех фото показаны флагманские модели в каждой из линеек, которые наш герой со временем смог добыть.

Между этими топовыми видеокартами (снизу — RTX 4090) 20 лет разницы

— В те времена видеокарты развивались куда стремительнее, чем сегодня. В наши дни от условных GeForce GTX 1000-й серии до RTX следующего поколения прошло несколько лет. Тогда каждый год была небольшая революция. 

Эта революция со стороны NVIDIA случилась в виде первого поколения GeForce, видеокарты GeForce 256 (их существовало две модификации: с памятью SDR и DDR). Ее представили осенью 1999-го, и карта всех порвала, оказавшись главным фаворитом во всех топах. 

GeForce 256 DDR

В 2000-м поколение GeForce 2 стало, наверное, последним гвоздем (по крайней мере, одним из последних) в крышку гроба конкурирующей компании 3dfx, которая вышла с Voodoo 5500. Карта получилась продвинутой и современной, но не взлетела: у нее были проблемы с драйверами и общей производительностью (3dfx прекратила деятельность в декабре 2000 года, формальная процедура банкротства завершилась в 2002 году. — Прим. Onlíner).

GeForce 2

Вскоре появилась линейка видеокарт, еще на уровень поднявшая производительность чипов NVIDIA — речь про GeForce 3 (2001 год). Правда, такие карты отличились, наверное, одним из наиболее коротких циклов по выпуску в истории NVIDIA. Сегодня найти их, конечно, можно, но достаточно сложно. А GeForce 3 Ti500 у нас и в СНГ практически не встречается.

GeForce 3 Ti500

Наконец, в 2002-м появились легендарные GeForce 4 — их было уже огромное количество, в том числе у нас, в Беларуси. В основном люди выбирали относительно доступные MX-версии, но случались и более дорогие варианты.  

GeForce 4 Ti 4600 Deluxe
Комплект Deluxe-версии GeForce 4 Ti 4600 от ASUS

Самой топовой в данной линейке (в исполнении от ASUS) выступала GeForce 4 Ti 4600 (в версии Deluxe, как у коллекционера, с редкими голубыми 3D-очками. — Прим. Onlíner). Сейчас ее найти практически нереально, даже на международных аукционах вроде eBayА фото с человеком в модных голубых очках [сделанные фотографом Onlíner во время подготовки этого материала], возможно, одни из первых в сети.

Монитор за $500—1000 c 120 Гц

После рассказа об особенностях поддерживающих 3D-эффект видеокарт, VR-очках ASUS и способах их подключения просим Артема подробнее остановиться на другом железе, которое необходимо для «объемной» игры.

— Важный момент: сложности в доступе к технологии заключались не только в том, что видеокарты были недешевыми, а «апдейт-кит», предположительно, выходил только в 1999-м и стоил немалые $200. Кроме всего этого также нужен был монитор, который поддерживал частоту развертки в 120 Гц. Это очень много, особенно в те времена. Причем в немалом разрешении 1024×768. Только самые крутые мониторы предлагали такое, и стоили они в районе $500—1000. Обычно это были модели на 19—21 дюйм.

К тому же использование VR-очков ощутимо просаживало производительность (Артем давал протестировать игры с объемным эффектом на компьютере Soltek Qbic c CPU Intel Pentium 4 на 3,06 ГГц. — Прим. Onlíner). Потому что каждую из таких картинок приходилось рендерить два раза (для каждого глаза отдельно). Вкупе с этим получалась довольно-таки дорогая игрушка, которая в основном оставалась на полке. 

Возможно, с этим связано решение ASUS перестать выпускать видеокарты со встроенным портом подключения 3D-очков — по сути, последней оказалась GeForce 4 Ti 4600. Но с помощью «апдейт-кита» (а точнее ее специального переходника) использовать такие очки можно было с картами вплоть до серии GeForce 6 (2004 года). Далее поддержку выполняли на уровне драйвера. 

«Просто огромная сумма»

— Сколько такие видеокарты, очки и монитор могут стоить сегодня?

— На данный момент я судить не возьмусь. Стоят они сейчас столько, за сколько их найдешь. А в более-менее свободной продаже, даже на аукционах, большинства уже нет. Несколько лет назад, когда я заметил GeForce 4 Ti 4600 Deluxe (как в коллекции Артема, с редкими синими очками. — Прим. Onlíner) на ebay в последний раз, лот ушел примерно за $800. В целом, чтобы собрать такую коллекцию, у меня ушло порядка пяти лет.

— Резюмируем: предположим, что на дворе 2002 год и мы хотим собрать топовое решение в том числе для VR-гейминга с очками. Что необходимо?

— Мощнейший ПК, в котором будет работать флагманская видеокарта с чипом от NVIDIA, плюс монитор с поддержкой частоты в 120 Гц, в идеале — с разрешением от 1024×768 пикселей. 

— Если бы мы покупали такой набор в то время, какие бы это были деньги?

— Просто огромная (по тем временам) сумма. Можем прикинуть: видеокарта — в районе $400—500 (если берем коробочное решение, с очками), монитор — еще минимум $500, системник — примерно столько же. Получается не менее $1,4—1,5 тысячи за околотоповую конфигурацию, подходящую для объемного 3D-гейминга. Для сравнения: месячная зарплата в Минске в районе $200 (по курсу) на тот момент считалась очень хорошей. 

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by