A1 и МТС окончательно закрывают некоторые популярные архивные планы, предложив абонентам воспользоваться другими. В редакцию Onlíner поступило немало сообщений, касающихся именно этих двух компаний, в которых пользователи высказывали негодование из-за изменений. Мы заглянули в договоры операторов и попытались найти там указания на то, как строятся взаимоотношения компании и ее клиента, когда речь об услугах.
Важно отметить, что операторы постоянно проводят различные маркетинговые акции, правила участия в которых описаны в отдельных соглашениях и дополнениях. Мы же уделим внимание основным документам: как их видит обычный абонент.
Абонентов этой компании интересовало, в первую очередь, прекращение обслуживания абонентов архивных тарифных планов «Без Лимита» и «Без Лимита 2.0» с 01.06.2025. Сообщалось, что до указанной даты абоненты данного тарифного плана могли самостоятельно перейти на любые актуальные предложения компании, а абоненты, не сменившие тарифный план самостоятельно, переводятся на тарифный план «Драйв Анлим». Алгоритм перевода описан в отдельном PDF-документе.
Из него следует, что плата за «Драйв Анлим» для клиентов, у которых до последнего времени был «Без Лимита» и «Без Лимита 2.0», составит до 31 декабря 2025 года 31 рубль и 33 рубля соответственно (есть также отдельные условия в рамках прошлых рекламных активностей). Полная же стоимость «Драйв Анлим» — 40 рублей без одной копейки в месяц. В эту сумму входит безлимит интернета и 700 минут во все сети.
А что в договоре?
Договор об оказании услуг электросвязи.
Мы не будем цитировать все пункты, но вы можете перейти по ссылке и перечитать договор. В частности, можно обратить внимание на пункты 1.3, 1.3.1 и 1.3.2, которые описывают алгоритмы заключения договора и внесения в него изменения, а также в разделе «Права и обязанности сторон» — 2.1.4 (информирование клиента об увеличении стоимости услуг не позднее чем за 10 дней до вступления изменений в силу) и 2.1.5 (информирование через официальный сайт компании об изменениях договора, порядка оказания услуг, а также иных изменениях, связанных с обслуживанием клиента в компании). Два последних рассказывают, как абонент может узнать о договоре и перечне/условиях предоставления услуг.
Среди пунктов «прячется» 2.2.7, который гласит: «[Компания имеет право] изменить в одностороннем порядке условия договора, опубликовав изменения на официальном сайте компании www.A1.by».
Что касается клиента (обобщая), он имеет право пользоваться услугами (пункт 2.4.1), а также расторгнуть договор (6.2).
Есть также пункт 3.13, в котором говорится: «Условия предоставления услуг и тарифных планов изложены в справочно-информационных материалах/порядках/правилах, издаваемых компанией, которые доступны для ознакомления на официальном сайте компании www.A1.by, а также в пунктах заключения договора». Можно предположить, что обязанность по сбору всей информации, связанной с услугами и тарифами, возлагается на клиента, а компания лишь предоставляет такую возможность.
Далее — раздел «Стоимость услуг и порядок их оплаты». В нем есть пункт «4.1. Стоимость оказываемых услуг определяется тарифами компании, действующими на день предоставления услуг. В случае изменений, судя по всему, можно вернуться к пункту 2.2.7.
Оператор констатировал, что с 10 июня прекращается обслуживание по архивным тарифным планам «Безлимитище», «Безлимитище+», «Безлимитище Х» и «Безлимитище 2.0». Абоненты могут перейти на другие самостоятельно, если этого не сделают, их переведут автоматически на «#Безлимитище»: «как наиболее близкий по параметрам к закрываемым».
Для абонентов «выключаемых» тарифных планов предусмотрены дифференцированные скидки до 31 декабря 2025 года (PDF-документ):
А что в договоре?
Договор об оказании услуг сотовой подвижной электросвязи МТС.
Сразу можно прыгать к пункту 2.12, в котором компания рассказывает о каналах информирования абонентах о правилах, предоставлении услуг, скидках, акциях и так далее (речь о так называемых «Публичных офертах»). В пункте 4.2.2 абонент обязывается (подписав договор) ознакомиться с условиями договора и приложений к нему, а также всех сопутствующих документов.
Оператор, в свою очередь, имеет право «определять условия оказания Услуг и (или) тарифных планов посредством введения новых Услуг и (или) тарифных планов либо внесения изменений в действующие Публичные оферты» (4.3.1) и «вносить изменения (дополнения) в условия Договора, самостоятельно устанавливать и изменять тарифы на Услуги (тарифные планы), а также определять иные ценовые условия оказания Услуг» (4.3.3).
Что касается отключения услуг, работает пункт 4.3.8: «<Права оператора> приостанавливать (прекращать) применение существующих тарифных планов, отдельных Услуг, а также переводить Абонентов с одного тарифного плана на другой в порядке, предусмотренном Договором или законодательством». Дополнением к нему является пункт 4.4.1 и 4.4.3. Последний гласит: «<…> уведомлять об изменении (дополнении) условий Договора (в том числе тарифов) путем опубликования текста изменений (дополнений) на интернет-сайте Оператора не позднее чем за 10 календарных дней до внесения изменений (дополнений)».
Выходит, подписав или приняв условия договора иными способами, абоненты компаний соглашаются с тем, как операторы будут предоставлять услуги, а их клиенты — пользоваться ими.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро