2—3 апреля состоится онлайн-конференция AiHUB STUDY 2025, посвященная искусственному интеллекту. Представители крупных и видных компаний расскажут, как используют ИИ в своей профессиональной деятельности: будут представлены реальные кейсы, запланировано проведение мастер-классов. Одним из спикеров станет Андрей Гусаров — маркетолог, который в числе первых в Беларуси стал внедрять ИИ в повседневные и рабочие задачи. Мы поговорили с ним о внедрении новой технологии в нашу жизнь, о том, людям каких профессий стоит напрячься, и не приведет ли повсеместное использование нейросетей к деградации.
Если прямо сейчас отключить интернет во всем мире, жизнь остановится и начнется хаос. Станет ли когда-нибудь таким же значимым ИИ?
— Я не могу вам дать точный ответ о развитии и значимости ИИ в долгосрочной перспективе 10, 15 или 20 лет. Ведь то, как будет складываться ситуация, зависит от огромного количества факторов, включая то, в каких масштабах правительства стран будут внедрять ИИ в жизнь граждан. Однако, если мы говорим про дистанцию в два, три года или пять лет, то никаких значимых изменений в нашей с вами жизни точно не произойдет. И зависимости от ИИ, скорее всего, не случится.
Насколько глубоко ИИ уже проник в повседневную и профессиональную жизнь, какие конкретно задачи решают нейросети? Как в своей работе вы используете ИИ?
— Нейросети и искусственный интеллект становятся неотъемлемой частью как в моих личных делах, так и в бизнес-процессах моих компаний. Например, с помощью нейросетей мы анализируем данные и прогнозируем результаты маркетинговых кампаний, изучаем потребности клиентов. И здесь дело не в том, что ИИ дает лучший результат, а в том, что с его помощью задачи выполняются существенно быстрее, чем бы это делал человек. Также ИИ помогает нам автоматизировать создание контента.
Многим людям уже надоели «пластмассовые» картинки в рекламе, сгенерированные нейросетями. Что вы можете им ответить?
— Здесь однозначного ответа быть не может. Дело в том, что, во-первых, продавать лично всегда эффективнее. Поэтому я советую использовать образ человека, который похож на вашу целевую аудиторию в рекламе.
Если мы говорим про использование картинок из нейросетей в рекламе, то здесь нужно руководствоваться всего одним правилом. Сейчас стало очень много рекламы, и она достаточно однотипная. Использование нейросетей помогает пробить баннерную слепоту. И если заставляет человека увидеть вашу рекламу, то в этом плохого ничего нет.
Нужно ли как-то, по вашему мнению, регулировать развитие ИИ-технологий? Или надо дать полную свободу и это будет приносить только пользу?
— Я лично считаю, что любое ограничение развития — это не очень хорошо. Однако, если вспомнить историю Сары Коннор из легендарного блокбастера «Терминатор», наверное, следует контролировать, куда, как и зачем внедряются нейросети, чтобы в один прекрасный момент не проснуться в мире, где ты ничего не значишь.
Какие профессии могут быть полностью заменены ИИ в будущем, а какие совсем не почувствуют изменений?
— Полностью заменены ИИ могут быть те профессии, где работа основана на четких алгоритмах, обработке данных и предсказуемых сценариях. Например, операторы кол-центров — чат-боты и голосовые ассистенты уже выполняют большую часть работы. Бухгалтеры начального уровня — автоматизированные системы учета, такие как «1С» или SAP, сводят к минимуму ручной ввод данных. Контент-менеджеры низкого уровня — генерация текстов, описаний товаров и SEO-контента уже частично автоматизирована. Аналитики рутинных данных — ИИ быстрее и точнее обрабатывает большие массивы информации, выявляя закономерности.
Но есть профессии, которые вряд ли подвергнутся значительным изменениям. Среди них креативные специалисты, маркетологи-стратеги, HR-специалисты, психологи и психотерапевты. ИИ, безусловно, трансформирует рынок труда, но полностью заменить человека сможет далеко не везде.
Школьники, студенты, а теперь и профессионалы часто прибегают к использованию нейросетей для выполнения заданий. Как вы считаете, не приведет ли это к снижению образованности и эффективности труда?
— Если школьники и студенты просто копируют готовые ответы без анализа, это действительно приведет к снижению уровня образования. Они перестанут развивать критическое мышление, логику и самостоятельность. Однако если нейросети станут вспомогательным инструментом — например, для быстрого поиска информации, проверки гипотез или автоматизации рутинных задач, — то от этого образование только выиграет.
В профессиональной среде ситуация аналогичная. Если специалист полностью полагается на ИИ, не проверяя результат, то качество работы, безусловно, снизится. Но если нейросети используются для ускорения процессов, это повысит работоспособность и эффективность сотрудника.
Ключевая задача — научить людей правильно пользоваться ИИ-инструментами. Чтобы люди не просто слепо доверяли тому, что сказала нейросеть, а анализировали, проверяли и дополняли предоставленные ею данные, опираясь на свой опыт. Тогда ИИ станет инструментом для усиления компетенций, а не их подменой.
Каким вы видите будущее белорусской ИИ-сферы в ближайшие несколько лет?
— Как я уже говорил выше, в краткосрочной перспективе на дистанции в два-три-четыре года никаких кардинальных перемен в белорусской ИИ-сфере не предвидится. Ситуации с внедрением нейросетей в нашу жизнь зависит от государственных инициатив и масштабов применения ИИ в различных сферах. В любом случае процесс требует рационального подхода и взвешенных решений. Важно понимать, что ИИ, в первую очередь, это инструмент для повышения эффективности труда специалистов.
Сможет ли робот сочинить симфонию?
— Как вы знаете, ИИ уже умеет создавать музыку, анализируя стили композиторов, но настоящая симфония — это ведь гораздо больше, чем просто набор нот и аккордов. Музыка рождается из эмоций, прожитого жизненного опыта и чувств автора, а ИИ пока не обладает самосознанием, эмпатией и воспоминаниями. Поэтому да, он может сымитировать стиль Бетховена или Моцарта, но точно не сочинит нечто по-настоящему гениальное и пронзительное.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by