Один из читателей Onlíner предложил интересную затею: сравнить реальную температуру и ту, которую публикуют в прогнозах в сети. С учетом внезапно установившихся в Беларуси зимой холодов идея показалась любопытной. Правда, есть несколько нюансов (о них ниже), да и на практике все оказалось куда сложнее, чем ожидалось. И отметим: на научность мы не претендуем, лишь фиксируем наблюдения.
Максимально серьезный подход: мы купили уличный градусник за 5 рублей и выбрали несколько популярных среди белорусов интернет-площадок для сравнения. Не все очевидно указывают источник информации о погоде (вероятно, где-то под какими-то очень глубокими сносками эти данные имеются), кто-то добавляет свои алгоритмы обработки данных. Далее мы в течение недели ежедневно в полдень сравнивали прогнозные показатели из прошлого дня с текущими.
И здесь начались финты с градусами. Дело в том, что 5-рублевый градусник, хоть и висит за окном (к тому же неутепленного как надо балкона), температуру все же берет не совсем уличную: он частично прикрыт от потоков воздуха, да и от дома наверняка веет ИК-излучением.
Второй аспект, на который указывает сайт Белгидромета (а его мы принимали за точку отсчета, потому он, как и градусник, фигурирует во всех графиках), — это «региональные» отличия. Так, в Советском районе Минска, например, местная метеостанция показывает −5, в Первомайском в тот же самый момент — почти −9, а на домашнем термометре −3. Причины? Ветер, влажность, рельеф и много чего еще.
Что из этого следует? Да все просто: нельзя сказать «Завтра в Беларуси 5 градусов мороза», потому что температура и на соседних-то улицах одного города может отличаться почти вдвое.
Итак, где мы подглядывали температуру? На термометре, а также на Pogoda.by (Белгидромет), Gismeteo, Mail.ru, «Яндексе», Meteo.by, погодных сервисах Yahoo и AccuWeather. Была предпринята попытка самостоятельно прогнозировать погоду, но примерно на второй день стало очевидно: что-то не то. Еще парой камней бесконечности преткновения стали погода в течение дня (утром и вечером дубак, днем как повезет) и ощущения: почему-то при −4 холодно так, что кровь стынет и лицо отваливается, а при −8 очень неплохо, хоть и свежо.
Отдельно отметим, что данные Pogoda.by брались с метеостанции, территориально более близкой к журналисту Onlíner. В остальных случаях использовались показания безальтернативно для всего Минска. Мы разбили график на части, чтобы было понятнее. Во всех случаях прогнозный показатель брался в предшествующие «реальным данным» сутки.
И еще важный момент, который в том или ином виде есть у некоторых сервисов, — это «ощущение». Пример — технология ReelFeel компании AccuWeather, есть и другие вариации на тему. Такие алгоритмы позволяют понять, почему при −8 может быть «теплее», чем при −4. Придумали технологию, кстати, задолго до того, как стали популярными словосочетания «большие данные» и «искусственный интеллект».
Что она делает? Для получения цифры (на примере ReelFeel) в расчет принимают текущую температуру, плотность и тип облачного покрова, интенсивность солнца и его положение на небосклоне, давление, ветер, а одной из важнейших переменных является легендарная влажность. Плюс некоторые «секретные ингредиенты» формулы.
Так из −4 получается −16, например (и это действительно может чувствоваться как пронизывающий холод). Поэтому в разное время года — осенью и весной, например, — одна и та же температура ощущается по-разному.
И снова все просто: атмосфера — это весьма хаотическая сущность, которая любит меняться самым непредсказуемым образом. Потому и прогнозы на многие дни вперед носят отчасти вероятностный характер.
Вот вам бородатый анекдот в тему.
Приходят как-то местные осенью к мудрецу и спрашивают:
— Какая будет зима — теплая или холодная?
— А на что вам?
— Если холодная, пойдем хворост собирать про запас, если теплая, не станем.
Мудрец думает: «Если скажу, что теплая, а будет холодная, померзнут, и будет беда. А если скажу, что холодная, соберут хворост, и ладно». Он говорит:
— Ой, холодная будет!
Ушли местные, а мудрец засомневался: вдруг ошибся, а авторитет терять не хочется. Пошел к метеорологу за советом. Приходит на станцию, спрашивает спеца:
— Скажи мне: зима холодная будет?
Метеоролог посмотрел в окно и отвечает:
— Холодная.
— А как ты узнал?
— А вон местные хворост собирают.
В каждой шутке есть доля правды. Дело в том, что, помимо атмосферной непредсказуемости, есть и другие переменные, влияющие на точность прогноза. Появление суперкомпьютеров, которые умеют моделировать погоду (а это очень ресурсоемкий процесс), помогло в этом деле, однако они не сделали прогнозирование безошибочным.
В цепочке остается человек-специалист, который выбирает модель для расчетов, зная или предполагая, какая из них эффективнее, какие у нее слабые и сильные стороны. (Да и вообще, от профессионализма метеоролога зависит примерно все даже при использовании суперкомпьютеров: он интерпретирует данные — ИИ так не сможет.) Данные для обработки, в свою очередь, могут содержать ошибки (градусник дал сбой или «поймал» аномалию, в месте, где зарождался погодный феномен, не оказалось датчика и так далее), или могут не быть учтены переменные, которые на момент создания прогноза отнесли к незначительным.
По этим и другим причинам прогнозы на ближайшее время обычно точнее, чем на длительный отрезок времени. И потом прогноз — это указание на то, как может быть, а не как будет. Существует мнение, что самыми точными являются прогнозы на 5 дней (до 90% точности), а после 10 дней они сбываются с вероятностью 50/50. По крайней мере так заявляют в Национальном управлении океанических и атмосферных исследований США. Ну, и стоит отметить, что с каждым годом прогнозирование становится все более точным. Хотя снова напомним: на разных сторонах улицы погода может быть очень разной. И создается впечатление, что вариант «посмотреть на градуснике» за окном наименее эффективный.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by