В декабре 2024 года в геймерском сообществе и среди технических изданий поднялась шумиха — Intel анонсировала две видеокарты на новой архитектуре Xe2 Battlemage Intel Arc B570 и B580, главной особенностью которых стала их рекомендованная цена в $219 и $249 соответственно. К нам на обзор попала младшая модель B570. Изучим ее подробнее и сравним с RTX 4060, RTX 3060 12GB и RX 7600.
Очевидно, что в Беларуси, да и во всем мире найти Arc B570 по рекомендованной цене в $219 невозможно. Однако можно ожидать, что ее итоговая стоимость также останется ниже конкурентов. Для сравнения: RTX 4060 имеет рекомендованную цену $299, а RX 7600 — $269.
Для наглядного сравнения ценового позиционирования Intel Arc B570 с конкурентами стоит взглянуть на график минимальных цен в Каталоге.
На момент написания обзора Arc B570 стоила на 40 руб. дороже, чем RX 7600 и RTX 3060 12GB, но при этом на 107 руб. дешевле RTX 4060. Такое ценовое размещение выглядит удачным, особенно учитывая, что видеокарта вышла менее месяца назад.
Однако сама по себе цена не дает полной картины. Гораздо важнее, насколько производительность B570 соответствует стоимости — именно это и показали наши тесты.
Новинка Intel Arc B570 является прямым конкурентом по производительности для видеокарт NVIDIA RTX 4060 и AMD RX 7600, поэтому сравнивать новинки будем с ними. Также для удобства сравнения добавили RTX 3060 12GB — именно эта карта остается актуальной у многих геймеров, кто собирал ПК во время ее выхода.
Год анонса |
2024 |
2023 |
2023 |
2021 |
Интерфейс |
PCIe 4.0 x8 |
PCIe 4.0 x8 |
PCIe 4.0 x8 |
PCIe 4.0 x16 |
Микроархитектура |
Xe2 |
RDNA 3 |
Ada Lovelace |
Ampere |
Чип |
BMG-G21 |
Navi 33 |
AD107 |
GA106 |
Техпроцесс |
5 нм |
6 нм |
5 нм |
8 нм |
Потоковые процессоры |
2304 |
2048 |
3072 (CUDA) |
3584 (CUDA) |
RT ядра |
18 |
32 |
24 |
28 |
L2 кэш |
18 МБ |
2 МБ |
24 МБ |
3 МБ |
L3 кэш |
— |
32 МБ Infinity Cache 2gen |
— |
— |
Базовая частота |
— |
1720 МГц |
1830 МГц |
1320 МГц |
Максимальная частота |
2500 МГц |
2655 МГц |
2460 МГц |
1777 МГц |
Частота памяти |
2375 МГц |
2250 МГц |
2125 МГц |
1875 МГц |
Тип памяти |
GDDR6 |
GDDR6 |
GDDR6 |
GDDR6 |
Объем памяти |
10 ГБ |
8 ГБ |
8 ГБ |
12 ГБ |
Ширина шины памяти |
160 бит |
128 бит |
128 бит |
192 бит |
Пропускная способность |
380 ГБ/с |
288 ГБ/с |
272 ГБ/с |
360 ГБ/с |
TBP |
150 Вт |
165 Вт |
115 Вт |
170 Вт |
Обе новинки Intel Arc используют одинаковый чип BMG-G21. По сравнению с Arc B580, у младшей модели Arc B570 меньше ядер и энергопотребление, снижена пропускная способность памяти.
Рассмотрим подробнее структуру чипа BMG-G21.
Global Dispatch – центральный элемент в архитектуре Xe2, отвечающий за распределение вычислительных задач между рендер-слайсами и Xe-ядрами.
В основе GPU лежит рендер-слайс, являющийся основным вычислительным блоком графического процессора. В архитектуре BMG-G21 насчитывается пять таких рендер-слайсов, каждый из которых включает:
Перейти к тестам
Каждое Xe-ядро оснащено 256 КБ кэша L1. На уровне всего GPU присутствует 18 МБ кэша L2, который распределяется между различными блоками чипа. Он играет ключевую роль в уменьшении задержек при доступе к данным и повышении общей пропускной способности памяти.
Что интересно, организация кэша Intel BMG-G21 напоминает таковую у NVIDIA.
В составе BMG-G21 также предусмотрены два многоформатных кодека (MFX), каждый из которых поддерживает аппаратное кодирование и декодирование современных видеоформатов, таких как AV1, HEVC, AVC, VP9, XAVC-H. Наличие двух таких блоков позволяет одновременно обрабатывать несколько видеопотоков.
Главным отличием Arc B570 от конкурентов является 10 ГБ видеопамяти. AMD и NVIDIA в бюджетном сегменте нормализовали объем видеопамяти 8 ГБ, сделав упор на технологии апскейла. Intel в новой архитектуре получила сильное преимущество, оснастив свои карты 10 ГБ и 12 ГБ видеопамяти для B570 и B580 соответственно. Увеличенный объем видеопамяти потребовал и увеличение шины памяти, чтобы она не стала узким местом при высоких нагрузках.
Вместе с релизом новых видеокарт Intel обновила свою технологию масштабирования — XeSS2.
XeSS Super Resolution — это компонент технологии XeSS 2, отвечающий за апскейлинг изображения. Он использует машинное обучение для увеличения разрешения рендеринга, улучшая детализацию без значительного роста нагрузки на ГПУ. Игра рендерится в разрешении ниже целевого, например 1080p вместо 2K. Это снижает нагрузку на ГПУ, позволяя повысить частоту кадров с минимальной потерей качества. Затем XeSS-SR реконструирует изображение в высоком разрешении, добавляя четкость текстурам, сглаживая края объектов и убирая артефакты.
На видеокартах Intel Arc апскейлинг выполняется с помощью XMX-блоков (аналог тензорных ядер в NVIDIA). Они используют нейросетевую модель, натренированную на высококачественных изображениях, чтобы предсказать недостающие детали.
Генератор кадров XeSS Frame Generation — это часть технологии XeSS, использующая машинное обучение для создания промежуточных кадров, повышая частоту кадров без значительной нагрузки на GPU. В отличие от AMD FSR 3, которое использует только оптический поток, Intel применяет искусственный интеллект через XMX-блоки, как это реализовано в NVIDIA с тензорными ядрами. Такой подход делает XeSS-FG более продвинутым, чем AMD FSR 3, и адаптированным под архитектуру Intel Xe2.
Генератор кадров работает только на видеокартах Intel архитектуры Xe2, поскольку зависит от XMX-блоков.
При включении генерации кадров система рендерит один кадр, затем использует оптический поток и AI-алгоритмы, чтобы предсказать следующий промежуточный кадр. Это означает, что фактический «живой» кадр (с реальными игровыми данными) отображается с задержкой, так как система ждет завершения генерации нового кадра. Вместо мгновенного вывода ГПУ сначала вставляет сгенерированный промежуточный кадр, создавая искусственную плавность, но без обновленного ввода. В итоге управление ощущается с задержкой, так как новый реальный кадр еще не просчитан.
Для уменьшения задержки ввода в обновленной XeSS 2 добавлена технология Xe Low Latency. Она снижает разрыв между действиями игрока и их отображением на экране, делая управление более отзывчивым.
Драйверы Intel в Беларуси напрямую с официального сайта скачать нельзя, имейте это в виду.
Если заглянуть в архив версий драйверов Intel, можно заметить, что после анонса Intel Arc Battlemage обновления стали выходить почти еженедельно.
Комплектация ASRock Intel Arc B570 Challenger довольно простая: видеокарта и документация, все как полагается для бюджетного сегмента, но больше и не нужно.
На верхней грани есть небольшая полоска подсветки цветом градиента от синего к зеленому. Свечение подсветки достаточно яркое, что может понравиться не всем. Управлять яркостью подсветки или цветом нельзя, однако на самой плате со стороны бэкплейта есть тумблер включения/выключения подсветки.
По ссылкам — характеристики и цены в Каталоге Onlíner.
Протестированы следующие видеокарты:
Для тестирования видеокарт мы используем единую методологию собственной разработки. Видеокарты были нами протестированы в Full HD, 2K- и 4K-разрешениях в шести тестах:
Все игры и карты тестировались на одном стенде с использованием одной версии драйверов.
Версия драйвера Intel: 32.0.101.6257.
Версия драйвера NVIDIA: 566.03.
Версия драйвера AMD: 24.8.1.
Во всех играх установлено самое высокое качество графики из возможных. Вместо сглаживания DLAA/XeSS/FSR использовалось встроенное в игру сглаживание для релевантного сравнения видеокарт друг с другом. Для большего соответствия реальному игровому опыту использовались игровые тестовые сцены, а не встроенные в игры бенчмарки.
ASRock Intel Arc B570 Challenger 10GB имеет двухслотовый дизайн охлаждения и оснащена двумя вентиляторами диаметром 95 мм. Видеокарта питается через стандартный 8-pin-разъем.
Согласно официальным данным, TBP (общее энергопотребление всей карты) составляет 150 Вт. В синтетическом тесте OCCT при максимальной нагрузке потребление чипа составило 106 Вт, а потребление всей карты — 160 Вт.
Что касается температуры, в стресс-тесте карта прогревалась до 62°C, а при максимальной скорости вентиляторов охлаждалась до 50°C.
Среднее энергопотребление Arc B570 во всех разрешениях составляет 140 Вт, что делает ее более экономичной, чем RTX 3060 12GB (164 Вт) и RX 7600 (176 Вт), но менее эффективной, чем RTX 4060 (113 Вт). Таким образом, видеокарта предлагает улучшенный баланс между производительностью и энергопотреблением на фоне решений от AMD и предыдущих моделей NVIDIA (за исключением RTX 4060).
Средняя температура в играх в самой горячей точке (hotspot) составила 65°C, что находится примерно на одном уровне с конкурентами. При нагрузке видеокарта остается практически бесшумной, что ожидаемо для бюджетных чипов.
Список игр, в которых проводили тесты в классической растеризации. Во всех играх настройки качества графики выставлены на максимально возможные.
В FHD-разрешении Intel Arc B570 показывает 66 fps в среднем, находясь на одном уровне с RTX 4060 и RX 7600.
В 2K-разрешении Arc B570 выдала 48 fps, следуя вровень с RTX 4060 и RX 7600 .
В 4K все карты показывают низкую производительность, что ожидаемо для бюджетного сегмента. Производительность Arc B570 составила 24 fps, чуть опережая RTX 4060 и RX 7600.
Что примечательно, RTX 3060 12GB остается аутсайдером во всех разрешениях, заметно уступая более свежим моделям. Несмотря на 12 ГБ видеопамяти, архитектура Ampere начинает устаревать, что сказывается на производительности в современных играх.
Однако не обошлось без нюансов. В God of War: Ragnarok, которая изначально входила в список тестируемых игр, Intel Arc B570 показала странное поведение. В определенной тестовой сцене при наведении камеры на конкретное место производительность падала почти вдвое. Пока остается неясным, связано ли это с багом самой игры, который исправят патчем, или же проблема кроется в драйверах Intel.
Включение трассировки лучей — тяжелая нагрузка не только для бюджетных видеокарт, но и для среднего сегмента. Модели начального уровня изначально не рассчитаны на комфортный гейминг с рейтрейсингом, особенно на высоких настройках.
Тем не менее чтобы наглядно продемонстрировать возможности видеокарт из этого обзора, мы протестировали их с максимально возможными настройками трассировки лучей.
Список игр, в которых проводили тесты. Во всех играх настройки качества графики и трассировки лучей выставлены на максимально возможные. В Cyberpunk 2077 использовался Path Tracing.
С включением трассировки лучей Arc B570 демонстрирует неожиданно высокие результаты — 34 fps на одном уровне с RTX 4060. Чуть отстает RTX 3060 с 12 ГБ видеопамяти, показывая в среднем 25 fps. У AMD же теперь не остается ни одного аргумента в пользу их худшего результата — 16 fps.
Почему такие результаты?
Такой результат для Intel Arc B570 стал возможен благодаря мощным RT-блокам, содержащим три пайплайна трассировки на один RT-юнит, а также широкой 160-битной шине памяти с высокой пропускной способностью в 380 ГБ/с. Пайплайн трассировки – это последовательность этапов обработки лучей, включающая их генерацию, пересечение с объектами и расчет освещения. Чем больше таких пайплайнов в каждом RT-юните, тем быстрее и эффективнее видеокарта обрабатывает сцены с трассировкой.
На этом фоне AMD RX 7600 значительно уступает. В ее архитектуре используется всего один пайплайн на RT-юнит, а 128-битная шина памяти с пропускной способностью 288 ГБ/с становится узким местом при обработке трассировки лучей. Из-за этого видеокарта демонстрирует слабую производительность в играх с активированным рейтрейсингом.
RTX 3060 12GB, несмотря на 192-битную шину памяти, тоже показала слабый результат. Ее RT-ядра первого поколения устарели и уже не могут конкурировать с новыми архитектурами. Кроме того, высокая пропускная способность памяти не смогла компенсировать недостатки архитектуры Ampere, что привело к заметному отставанию.
RTX 4060 осталась немного впереди в 2K- и 4K-разрешении за счет улучшенной работы с кэшем. Несмотря на 128-битную шину памяти с пропускной способностью 272 ГБ/с, 24 МБ L2-кэша помогли сократить задержки при обработке лучей. Дополнительное преимущество видеокарте дали RT-ядра третьего поколения, которые включают отдельные BVH-ускорители. Именно их отсутствие у Intel Arc B570 становится одним из факторов отставания в рейтрейсинге.
Что такое BVH и зачем он нужен? BVH (Bounding Volume Hierarchy) — это технология, позволяющая видеокарте быстрее определять, с какими объектами в сцене может пересечься луч при трассировке.
Чтобы проще понять принцип работы, представьте себе огромный склад, забитый коробками, где нужно найти видеокарту. Если проверять каждую коробку по очереди, это займет слишком много времени. Но если сначала отсортировать коробки по категориям, затем проверить большие ящики, а потом сузить поиск до небольших коробков внутри, задача решится намного быстрее. Именно так работает BVH: видеокарта группирует объекты в иерархию контейнеров, отбрасывает ненужные области, не проверяя каждый объект по отдельности, и ускоряет обработку лучей, тестируя только те элементы, которые действительно могут оказаться в кадре.
Архитектура Intel Arc 2 также использует BVH, но его обработка выполняется внутри стандартных RT-блоков. Чтобы компенсировать отсутствие отдельного BVH-ускорителя, Intel задействует BVH-кэш (16 КБ), который частично нивелирует этот недостаток, но не полностью.
Intel XeSS 2 выделяется среди конкурентов тем, что предлагает большее количество пресетов для настройки апскейлинга — 5—6 против 3—4 у DLSS и FSR 3. Самый качественный режим XeSS использует более высокое рендер-разрешение, чем аналоги DLSS и FSR, что снижает прирост FPS, но улучшает детализацию. Для корректного сравнения с другими апскейлерами мы выбрали пресет «Максимальное качество» для XeSS даже при наличии варианта«"Максимальное качество+». У DLSS и FSR использовался пресет «Качество». Во всех тестах были задействованы максимальные настройки графики. Список протестированных игр с включенным масштабированием:
Включение масштабирования дало существенный прирост FPS во всех тестах, повышая комфортность гейминга, но с некоторыми компромиссами в качестве изображения.
В Full HD (1080p) видеокарты не упираются в ограничения видеопамяти, поэтому разница между ними не так заметна. В этом разрешении Arc B570 с XeSS показывает 90 fps в среднем, немного уступая RTX 4060 и RX 7600.
В 2K-разрешении Arc B570 уже догоняет RTX 4060 и RX 7600, а в 4K и вовсе выходит в лидеры среди всех протестированных видеокарт.
RTX 3060 12GB вновь оказывается аутсайдером, уступая во всех разрешениях, кроме 4K, где она немного опережает RX 7600 за счет 192-битной шины памяти. Однако в целом архитектура Ampere уже начинает терять актуальность в современных играх.
Важно учитывать, что у каждого апскейлера разные алгоритмы рендеринга. Они используют отличающиеся исходные разрешения перед масштабированием до финального, что влияет на производительность. Поэтому показатели FPS между DLSS, FSR и XeSS напрямую не эквивалентны, а зависят от специфики их работы.
Кроме того, в данном тесте мы не оценивали качество изображения, сосредоточившись исключительно на разнице в производительности. Оценка визуального качества требует отдельного тестирования с видеофиксацией для наглядного сравнения.
Как мы отмечали в начале обзора, с выходом XeSS2 у видеокарт Intel на архитектуре Xe2 появилась поддержка генерации кадров. Однако на данный момент игр с ее полноценной реализацией все еще немного, и они не входят в стандартный пул тестов. Чтобы дать объективную оценку работе XeSS-FG, потребуется отдельное исследование с расширенным списком совместимых проектов, что мы планируем сделать в будущем.
Intel Arc B570 показала результаты, сопоставимые с RTX 4060 и RX 7600. В FHD видеокарта демонстрирует 66 fps, находясь на одном уровне с конкурентами.
В 2K она удерживает небольшое преимущество, набирая 48 fps против 46 fps у RTX 4060 и RX 7600. В 4K производительность ожидаемо падает, но B570 остается впереди, показывая 24 fps и немного опережая ближайших соперников.
При включении трассировки лучей Arc B570 неожиданно догоняет RTX 4060 и значительно опережает RX 7600. Это стало возможным благодаря улучшенным RT-блокам, которые обрабатывают лучи быстрее, чем у AMD. Однако из-за отсутствия специальных ускорителей BVH карта все же уступает NVIDIA в самых сложных сценах.
С включением апскейлера XeSS 2 карта получает заметный прирост fps. В FHD она немного уступает RTX 4060 и RX 7600, но в 2K и 4K догоняет и даже обходит конкурентов. Отдельно стоит отметить, что XeSS 2 предлагает больше профилей масштабирования, чем DLSS и FSR 3, что дает пользователям больше гибкости в выборе между качеством изображения и приростом fps.
В целом Arc B570 оказалась серьезным конкурентом RTX 4060 по своей производительности и главное — по цене. Видеокарту Intel на момент тестирования продавали в Каталоге по 1180 рублей, что дешевле RTX 4060 примерно на 150 рублей. За время тестированимя мы не наблюдали проблем с драйверами, которые бы не встречались у AMD и NVIDIA. Так что при выборе новой бюджетной видеокарты новинку Intel точно можно рассматривать. Главное, чтобы она была в наличии по адекватной цене.
Благодарим партнеров Newton, «Надежную технику» и HAFF за предоставленные для проекта видеокарты.