В 2020-м мы уже встречались с Игорем lollipop21k Солодковым — топовым киберспортсменом из Беларуси, специализирующимся на Counter-Strike. Тот разговор был про амбиции и ожидания, нынешний — про жесткие реалии этой индустрии. Выгорание, бесконечные тренировки и проблемы со здоровьем — узнали у Игоря, что разочаровывает киберспортсменов в киберспорте.
Сейчас Игорю 28 лет. По данным платформы FaceIT, в Counter-Strike 2, которая вышла только в прошлом году, Игорь уже провел больше 9000 матчей. Его рейтинг ELO — 3665, а на Twich молодого человека подписаны 47 тысяч человек.
Сейчас стриминг — главное направление lollipop21k. В этом июне из-за жизненных обстоятельств он поставил свою киберспортивную карьеру на паузу. И решил максимально плотно взяться за стриминг:
— С 22 июня этого года я стримлю практически каждую ночь, в среднем с 00:00 до 06:00. Сильно поднялся: если в июне на стриме было 100 зрителей, то сейчас — 800.
Есть стримеры, которые классно играют, но вообще не разговаривают с аудиторией. И есть те, кто просто общается, но практически не играет. Я пытаюсь совмещать и то, и то. Поэтому после шести часов стриминга болит все: и язык, и руки.
— Тебя устраивает материальная сторона стриминга?
— Сейчас я получаю либо столько же, сколько за киберспорт, либо больше — зависит от месяца. Единственное, что в киберспорте ты знаешь, ради чего каждый день просыпаешься. Победы, чувство, что ты лучше других игроков, азарт — все это я люблю. А со стримом ты живешь как будто бы в дне сурка: тут нет соревновательной истории, которая есть в киберспорте.
— Как ты разгружаешься от стриминга?
— Да никак. Я купил себе частный дом в Минске, это была наша с женой давняя мечта. И с шестого июня там идет ремонт. Для жизни это тяжело: не получается ни нормально поспать, ни отдохнуть, потому что постоянно что-то шумит, что-то нужно постоянно покупать.
Два-три месяца мы вообще жили без ванны и туалета. Я в прошлом сталкивался с ремонтом, но ремонт одной комнаты и целого дома — это вообще небо и земля.
— Деньги, слава, игры как работа — понятно, какие в киберспорте есть плюсы. А какие тут минусы?
— Самое главное — усталость и напряженный график. Иногда это ад. Ты встаешь в 09:00, в 10:00 у тебя уже первый матч, и до двух часов ночи ты играешь без перерыва. И может случиться так, что следующий день будет таким же. Это тяжело и ментально, и физически: иногда нет времени на то, чтобы поесть.
Если у вас какие-то международные турниры, то к такому графику плюсуются переезды и перелеты. Например, в 2021-м я поехал на чемпионат Европы в Мальту. Двое суток до чемпионата я не спал. Потому что я не умею спать в самолетах и после них мне очень плохо. В три часа дня мы прилетели, сели тренироваться, и в девять вечера я заснул перед компом.
В моменте можно словить сильное выгорание. Однажды я три недели просто лежал и смотрел в потолок, не хотелось ничего. Если не уметь менять фокус, то можно очень быстро ментально и физически истощиться.
— Иногда зовут в команду, в которой тебе нравится все. Но там может быть несколько человек, которые ведут себя как дети: опаздывают, постоянно делают наивные ошибки и т. д. Тебе приходится работать с людьми, с которыми ты в реальной жизни вообще никогда бы не разговаривал. У вас нет общих тем, кроме CS и TikTok.
Самое сложное тут — это тридцатилетние, которые мыслят как пятнадцатилетние. Тут уже ничего не поможет, потому что им бесполезно что-то доказывать.
По словам Игоря, одна из главных болей киберспорта — это невозможность управлять графиком собственной жизни:
— Планировать что-то в своей жизни невозможно. Дни рождения, свадьбы, выходные, отпуска — это ужас. Я сам чуть свою свадьбу не пропустил, потому что у меня были отборочные соревнования на чемпионат мира.
При этом, если ты хочешь быть действительно жестким в Counter-Strike, то на игру придется тратить очень много времени. Шестичасовые командные тренировки — это просто база. А поизучать механики, посмотреть какие-то видео и демки — это еще 3—5 часов. В итоге твой рабочий день может растянуться на 10—12 часов.
— Как такое количество времени за компьютером повлияло на твое здоровье?
— Чуть ухудшилось зрение: сейчас у меня –1. А так киберспорт — это всегда проблемы со спиной и запястьем. Если не контролировать этот момент, то можно очень жестко поплатиться. Поэтому в один момент я начал ходить в спортзал и заниматься спортом в принципе. С кистью начал разбираться из-за того, что иногда могут болеть связки.
Во время игры в CS люди часто очень по-смешному сидят. Если это увидит какой-нибудь ортопед, то сойдет с ума. Например, я во время игры сижу максимально неправильно: просто потому, что иначе я не смогу словить максимальный фокус в игре. Сколько раз я ни пытался поменять позу, столько и не получалось.
— Заработок в киберспорте нивелирует эти проблемы?
— С финансовой стороной тоже не все просто. Организации, в которых ты играешь, могут просто на тебе заработать. Не всегда все максимально прозрачно оформлено, и лично меня один раз обманули на большие деньги.
— Есть ли какой-то возраст, после которого нет смысла рваться в киберспорт?
— Если до 15 лет ты нигде не засветился, то ты никому уже не интересен. Сейчас порог входа в CS намного выше, чем раньше. Тут очень много 15-летних ребят, которые уже разрывают.
Еще тут много зависит от удачи. Например, попадешь ли ты в правильную команду, к правильному тренеру. Одно дело, когда ты жутко талантливый и у тебя в голове все хорошо. Но если с чем-то есть проблемы и ты еще попадешь не к тем людям, то твои проблемы только усугубятся.
— Киберспортивный психолог поможет решить эти проблемы?
— В моменте — да. Но это очень хардовый и узкий специалист, и толковых в СНГ таких 5—6 человек.
Киберспортивное восприятие всех деталей очень своеобразно. Это спорт, но видоизмененный, где нужно разбираться во множестве приколов. Условно, если ты не разбираешься в сленге, то не будешь понимать, о чем говорит человек, который сидит напротив тебя. А можешь даже сделать ему хуже.
— Киберспорт и классический спорт вообще сильно похожи?
— Да, это командное взаимодействие со всеми вытекающими. С уважением друг к другу, с необходимостью выстраивания коммуникации.
Но здесь есть и серьезные различия. Например, если в обычном спорте ты тысячу раз поднимаешь штангу, то становишься сильнее. Но в CS ты не станешь сильнее после того, как тысячу раз выстрелишь в бота. Здесь слишком большое количество деталей и нюансов, которые нужно учитывать.
— Возраст игрока тут так же критичен, как в условном футболе?
— Тут у 17-летнего пацана больше шансов, чем у 28-летнего мужчины с опытом. Это вопрос не физического старения: в том же футболе 28 — это пик карьеры. Но тут есть вопрос мотивации и способности киберспортсмена уделять игре нужное количество времени.
А времени тут нужно сильно больше, чем в обычном спорте. Даже если ты Криштиану Роналду и у тебя две тренировки в день и качалка, то занимаешься ты 6—8 часов в день. А остальное время ты в любом случае отдыхаешь, потому что твой организм не выдержит больше. А в CS можно тренироваться хоть по 14 часов.
Например, у меня в 28 лет мотивация есть. С реакцией тоже все отлично, и играю я хорошо. Уверен, что смогу еще показать многое.
— Есть ли вообще желание возвращаться в киберспорт, если стриминг приносит столько же?
— Я решу это, когда разберусь с личными проблемами, месяца через два-три. Возможно, посчитаю, что киберспорт не нужен, потому что на стриминге и зарабатываешь больше, и твой успех зависит только от тебя, а не от тиммейтов.
Еще одна штука, связанная с Counter Strike. Тут есть смысл играть профессионально только в том случае, если ты планируешь выйти на Major. Это и большие деньги, и увековечивание своего имени в истории CS, и возможность поиграть на чемпионате мира.
Есть команды, у которых потенциальная возможность выйти на Major есть. А есть команды, в которые ты приходишь и понимаешь, что вы туда не попадете даже со сверхзвездной силой. И играть на достойном уровне в такой команде — это пустая трата времени для киберспортсмена. Мне такое точно не подходит.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by