Уже больше года интернет спорит о том, какая видеокарта лучше: RTX 4060 с 8 ГБ или RTX 3060 c 12 ГБ? У видеокарты RTX 3060 больше ядер, шире шина, больше объем памяти и долгое время была ниже цена. По всем признакам у RTX 4060 не было шансов в этом противостоянии. Однако в таком сравнении упускают несколько очень важных технических деталей. Читайте в новом обзоре Onlíner Lab, какая народная видеокарта лучше, сколько памяти надо для Full-HD-игр и при чем тут кэш.
Onlíner Lab — новый проект Onlíner по тестированию видеокарт на основе единой методологии собственной разработки. Все игры и видеокарты тестируются с одинаковыми настройками и в одинаковых условиях. Результаты оформляются в виде обзоров и параметров в Каталоге Onlíner. Главная цель проекта — помочь читателям Onlíner в выборе новой видеокарты с учетом реалий белорусского рынка.
Первые обзоры Onlíner Lab:
> Обзор видеокарты RTX 4070 Ti Super
> Обзор видеокарты RTX 4070 Super
На обзоре видеокарты RTX 4060, 3060 и 4060 Ti из одной линейки Palit Dual. Мы выбрали данные модели для того, чтобы показать, на что способны одни из самых недорогих и одновременно самых покупаемых видеокарт.
Характеристики чипов приведены в таблице ниже.
RTX 4060 |
RTX 3060 12 ГБ |
RTX 4060 Ti |
RTX 3060 Ti |
RTX 4070 Super |
|
Год анонса | 2023 | 2021 | 2023 | 2020 | 2024 |
Микроархитектура | Ada Lovelace | Ampere | Ada Lovelace | Ampere | Ada Lovelace |
Чип | AD107 | GA104 | AD106 | GA104 | AD104 |
CUDA | 3072 | 3584 | 4352 | 4864 | 7168 |
RT ядра | 24 | 28 | 34 | 38 | 56 |
L2 кэш | 24 МБ | 3 МБ | 32 МБ | 4 МБ | 48 МБ |
Частота | 2460 МГц | 1777 МГц | 2535 МГц | 1665 МГц | 2475 МГц |
Ширина шины памяти | 128-бит | 192-бит | 128-бит | 256-бит | 192-бит |
Пропускная способность | 272 ГБ/с | 360 ГБ/с | 288 ГБ/с | 504,2 ГБ/с | |
Частота памяти | 2125 МГц | 1875 МГц | 2250 МГц | 1750 МГц | 1313 МГц |
Объем памяти | 8GB GDDR6 |
12GB GDDR6 |
8GB / 16GB GDDR6 |
8GB GDDR6 |
12 ГБ GDDR6X |
TGP | 115 Вт | 170 Вт | 160 Вт | 200 Вт | 220 Вт |
RTX 4060 — самая покупаемая видеокарта по статистике Каталога Onlíner. RTX 3060 все еще на втором месте, хотя ее заказы упали на 43% (с февраля по апрель). Судя по первым данным за май 2024 года, этот тренд на снижение продолжится. Цена на обе видеокарты сейчас установилась в районе 1100 рублей.
Ниже на графике зеленым выделены видеокарты NVIDIA, красным — AMD.
По ссылкам — характеристики и цены в Каталоге Onlíner.
Протестированы следующие видеокарты: Palit GeForce RTX 3060 Dual 12GB, Palit GeForce RTX 4060 Dual 8GB и Palit GeForce RTX 4060 Ti Dual 8GB.
Все видеокарты на обзоре оснащены двумя вентиляторами и не очень толстым радиатором охлаждения. В синтетической нагрузке OCCT средняя температура RTX 4060 была 64° (Hot-Spot 79°), у RTX 3060 — 66° (Hot-Spot 78°), а 4060 Ti — 68° (Hot-Spot 81°). В играх средняя температура почти не отличается.
При включении скорости вращения вентиляторов на 100% температура снижалась на 10° в тесте OCCT. Любопытно, что фирменная утилита Palit ThunderMaster почему-то не давала управлять на RTX 4060 двумя вентиляторами по отдельности, как на других картах из линейки Dual, которые мы тестировали.
Среднее энергопотребление в Full-HD-играх у видеокарты RTX 4060 составило 112 Вт — ровно на 50 Вт меньше, чем у RTX 3060 в тех же условиях.
Для тестирования видеокарт мы используем единую методологию собственной разработки. Видеокарты были нами протестированы в Full HD, 2K- и 4K-разрешениях в шести тестах:
Все игры и карты тестировались на одном стенде с использованием одной версии драйверов и одной версии ОС. Подробные настройки всех игр можно посмотреть на отдельной странице.
Во всех играх установлено самое высокое качество графики из возможных, если иное не указано в описании всех настроек. Для большего соответствия реальному игровому опыту использовались игровые тестовые сцены, а не встроенные в игры бенчмарки.
На сравнительных графиках будут представлены ближайшие по цене конкуренты. Кроме видеокарты RTX 3060 Ti и видеокарт AMD, которые мы протестируем позднее и тогда обновим графики.
Видеокарта RTX 4060 в Full-HD-разрешении обеспечивает в среднем 81 fps среди протестированных нами игр без использования трассировки лучей или DLSS. Меньше 40 кадров было только в Alan Wake 2. В играх Cyberpunk 2077, Last of Us и Horizon Forbidden West было 55-60 fps. Однако полноценное впечатление о производительности карты складывается через сравнение с другими моделями.
В Full HD видеокарта RTX 4060 в среднем на 19% мощнее RTX 3060. В других разрешениях разница меньше — 13% и 11% соответственно в 2K и 4K. Видеокарта RTX 4060 Ti на 25% опережает RTX 4060 по среднему фреймрейту во всех разрешениях в протестированных нами играх. Но и цена Ti-модели выше на 400 рублей.
12 ГБ видеопамяти у RTX 3060 не оказали решающего влияния на результаты в Full-HD-играх. Средняя загрузка памяти RTX 3060 составила 7304 МБ. У видеокарты RTX 4060 тоже в Full-HD-играх этот показатель существенно ниже — 6396 МБ. RTX 3060 пытается заполнить все 12 ГБ видеопамяти только при повышении разрешения. Например, в 4K она была сопоставима или обходила RTX 4060 по средней частоте кадров в тех в играх, где средняя загрузка памяти была больше 10 ГБ. Но узким местом тут все равно выступает слабый чип.
Рост производительности RTX 4060 обеспечен переходом на новую платформу, увеличением частоты и, чуть ли не самое важное, увеличением кэш-памяти L2 с 3 до 24 МБ. Последний факт часто упускают в спорах о производительности двух карт.
Кэш-память L2 прямо влияет на эффективность чипа, потому что хранит часто используемые данные ближе к ядрам обработки. Это уменьшает время доступа к данным и снижает нагрузку на основную память.
Видеокарты RTX 4060 и 3060 не предназначены для комфортной игры с трассировкой лучей. С ними можно любоваться красивыми отражениями и тенями только в Full HD при средней частоте кадров 33—36 fps с ультранастройками графики. Если их снизить, результат точно будет лучше. Но иллюзий тут не стоит питать, ведь многое еще зависит от конкретной игры. Например, в Cyberpunk и Alan Wake 2 на RTX 4060 было 15 fps с трассировкой лучей, а в «Хогвартсе» — 36 fps.
Ниже сравнительный график видеокарт по играм с поддержкой трассировки лучей в Full-HD-разрешении. Приводить графики в 2K и 4K нет смысла, потому что там часть игр буквально не прошли тест, выдавая жалкие 2 кадра в секунду или вовсе не запускаясь.
DLSS (Deep Learning Super Sampling) — это технология улучшения качества изображения, которая увеличивает частоту кадров через рендеринг кадров с более низким разрешением и затем увеличивая их с помощью искусственного интеллекта до установленного разрешения. В играх пользователю дается выбор уровня масштабирования DLSS для баланса между производительностью и качеством изображения.
Включение DLSS с пресетом «Качество» на RTX 4060 и 3060 заметно увеличило среднюю частоту кадров в большинстве протестированных нами игр. Например, в Cyberpunk на RTX 4060 частота кадров выросла с 55 fps до 91 fps в Full-HD-разрешении с ультранастройками.
DLSS также помогает запускать игры с трассировкой лучей. RTX 4060 в нашем случае наибольший эффект показывает в Cyberpunk (с 16 fps до 35 fps) и Spider-Man Miles Morales (с 44 fps до 70 fps). Ниже график только по Full-HD-разрешению. В 2K и 4K видеокарта RTX 4060 с трассировкой лучей и DLSS едва выдавала 20—30 fps, а Cyberpunk, Alan Wake 2 и даже «Ведьмак 3» были абсолютно неиграбельны.
Генерация кадров DLSS — привилегия только видеокарт NVIDIA RTX 40**. Генерация позволяет увеличивать количество кадров в секунду за счет создания дополнительных кадров с помощью искусственного интеллекта. Технология сильно зависит от изначального фреймрейта, потому что алгоритмы DLSS используют информацию из предыдущих кадров для создания новых. И если их было очень мало, то генерация вам только ухудшит ситуацию.
Среди протестированных нами игр на RTX 4060 было обнаружено много проблем с генерацией кадров в разрешении 2K и 4K, где изначальная средняя частота кадров была ниже 50 fps. Визуальные артефакты и очень сильная задержка ввода не позволяли комфортно поиграть. Исключением стали только две игры в 2K-разрешении — Hogwarts Legacy и Witcher 3. В обоих случаях при включении генерации кадров и DLSS одновременно фреймрейт вырос в 2 раза, не вызывая заметных артефактов и повышения задержки ввода.
В Full HD таких проблем мы не наблюдали ни в одной игре. Тут генерация кадров на RTX 4060 вместе с DLSS давали прибавку в производительности больше чем на 60%, а с трассировкой лучей — больше чем в 2 раза. Именно по указанным причинам мы приводим ниже графики только по Full-HD-разрешению.
Для своей цены видеокарта RTX 4060 отлично себя показывает в Full-HD-разрешении на ультраграфике — в среднем 81 fps. В 2K похуже, но все еще играбельно — 57 fps. На «ультрах» в 4K из нее можно выжать 30 fps. Магия DLSS и генерация кадров точно помогут продлить время до того, когда вам придется снижать настройки. С этими технологиями в некоторые игры даже можно поиграть с трассировкой лучей. Эффективнее всего DLSS и генерация кадров на RTX 4060 работают в играх с Full-HD-разрешением.
Технические отличия между RTX 4060 и 3060 могут сильно запутать. У видеокарты RTX 3060 установлено 12 ГБ памяти, шире шина памяти и больше ядер. Долгое время она была еще и дешевле на 200—300 рублей, чем RTX 4060. А все наши тесты говорят о полном превосходстве RTX 4060 в играх.
В Full-HD-разрешении RTX 4060 8 ГБ на 19% мощнее RTX 3060 12 ГБ, а разница в цене между ними меньше 100 рублей.
Такое преимущество обеспечено не только переходом на новую архитектуру и увеличением частоты, но еще и значительным увеличением кэша L2. За счет этого RTX 4060 эффективнее работает с данными, снижая нагрузку на видеопамять и повышая свою энергоэффективность.
Благодарим интернет-магазин HAFF и импортера «Надежная техника» за предоставленные для проекта видеокарты.