Вчера в прокат вышел фильм «Майор Гром: Игра» — сиквел картины 2021 года, снятый по комиксу Bubble Comics. В первой части полицейский Игорь Гром боролся с линчевателем и зрительскими ожиданиями. Сейчас же ему придется пободаться с медными трубами и новым злодеем. Справился ли он с этими задачами — дальше по тексту.
Перед разбором сиквела давайте вспомним, каким получился «Майор Гром: Чумной доктор», который вырос в полноценный фильм из бодрой короткометражки 2017 года.
Ленту про хмурого полицейского, олицетворяющего фразу «Добро должно быть с кулаками» в рецензиях в основном хвалили. Особенно удачно картина выглядела на фоне предыдущих попыток российского кинематографа ступить на тропу кинокомикса. Нафталиновая «Черная молния» (вы про нее еще помните?) и абсурдные «Защитники» Андреасяна выгодно оттеняли дебют Bubble Studios.
В сравнении же с западными кинокомиксами «Майор Гром» выглядел уже не так убедительно. На фоне топовых релизов Marvel и DC история Игоря Грома блекла из-за нехитрого сюжета и прямолинейных персонажей. Не обошлось и без очевидного «дай списать»: Петербург подозрительно напоминает Готэм, а главный злодей фильма — Лекса Лютера из «Бэтмена против Супермена».
Но все-таки лента собрала достойную кассу, и фан-база Игоря Грома из комиксов пополнилась новыми обожателями. Выпуск сиквела был только вопросом времени. Но стоило ли его на это зрелище тратить? Давайте разбираться.
Ощущения от сиквела примерно такие же, как и от оригинала. На одной чаше весов — классная съемка и бодрый саундтрек, на другой — невыразительный и одновременно с этим перегруженный сюжет, от которого через полтора часа просмотра просто устаешь.
В принципе, получилось как у Marvel. Если, конечно, мы говорим про фильмы Marvel последних трех лет, которые не обругал только ленивый. К «Игре» сложно придраться с технической стороны, но вот в плане художественного повествования здесь россыпь вопросов.
Однако, если вам понравилась первая часть, то должна зайти и вторая. И наоборот: все, что заставляло вас кривиться во время просмотра оригинала, осталось на месте. Если создатели и проводили работу над ошибками, то случилась она где-то за кадром, а на экран выпустили проблемный чистовик.
Теперь — во всех подробностях и с горсткой спойлеров.
После событий первого фильма Игорь Гром переквалифицируется в местную рок-звезду. Он все еще служит в полиции и носит кепку-восьмиклинку, но теперь с ним делают селфи, в его честь выпускают игрушки, а в Петербурге майору даже устанавливают памятник.
Гром и дальше поколачивал бы преступников, купаясь в лучах нежеланной славы, если бы не таинственный Призрак. Этот террорист сначала навешивает Грому, а затем затягивает полицейского в игру, ставка в которой — людские жизни. Грому нужно отыскивать бомбы, спрятанные Призраком. Получается у майора так себе: памятники архитектуры взрываются, люди гибнут, и вчерашние обожатели переводят Грома в разряд неудачников и пьяниц.
Параллельно с этим полицию Петербурга хотят проредить, заменив людей дронами. Их производством занимается компания Holt International, которую возглавляет напыщенный магнат Август ван дер Хольт, которого Гром и подозревает в покровительстве Призрака.
Вместе с Хольтом в когорту злыдней притянут и линчевателя Сергея Разумовского из первой части, и его дружка-наемника Олега Волкова. А в какой-то момент на Грома будет точить зуб не только троица злодеев, но и весь город.
Впечатляет ли сюжет? Ну, если «Майор Гром: Игра» — ваш первый супергеройский фильм, то можно словить парочку «вау». Но если вы не пробыли последние 15 лет в бункере и успели глянуть парочку фильмов Marvel, DC или Sony, то готовьтесь к перманентному дежавю.
Смертельные загадки Призрака отдают «Темным рыцарем», попытка выставить Грома злодеем в лице общества — «Возрождением легенды». Оттуда же подцепили террориста в маске, а злобный торговец оружием Хольт будто бы списан с Джастина Хаммера из второго «Железного человека». На мой взгляд, норма по вторичности здесь выполнена на все 100%.
Я больше всего радовался сценам с генерал-полковником Федором Прокопенко, которого сыграл Маклаков. Была надежда, что он сделает референс в сторону прапорщика Шматко и хоть раз скажет «Е-мое». Увы, не в этот раз.
А что с главными героями? Перед выходом «Игры» Тихон Жизневский, который сыграл Игоря Грома, называл своего персонажа «табуреточным». Мол, в первом фильме Гром был скуп на эмоции, и в сиквеле это планировали изменить. Но в результате его герой просто несколько раз поцеловался, один раз заплакал и пару раз побрыкался в приступе гнева. В остальном Гром остался насупленной версией Мэри Сью.
Его напарник, Дмитрий Дубин, так и остался зависшим где-то между Санчо Пансой и Шуриком. Практически весь фильм он посвящает собственному расследованию, которое практически ни к чему не приводит. Все, что старательно вынюхивает Дубин, просто проговаривает один из главных злодеев.
Призрак получился матрешкой из Бейна и Джокера. Разумовский — все еще бюджетный Лекс Лютер, которого тоже решили обмакнуть в джокеровщину. А Август ван дер Хольт — персонаж, который буквально первым своим появлением говорит «Я плохой, не дружите со мной», но замечает это только зритель. Связка этих злыдней выглядит карикатурно, и сопереживать им не хочется от слова «совсем».
Есть ли интересные герои? Фактурным получился Вениамин Рубинштейн — психиатр-гипнотизер, который занимается лечением Разумовского. Им стал Константин Хабенский: возможно, актеру просто захотелось сыграть кого-то, кто будет похож на Чехова.
Еще человеческие черты появились у Юлии Пчелкиной, девушки Игоря Грома. Из независимой журналистки она превратилась в пресс-атташе майора, но осознала это и позже взялась за новое опасное расследование. Ее линия напоминает историю внутри истории — не самую захватывающую, но и не кринжовую.
Очень хотелось бы сказать «на одном дыхании», но нет: лента тянется почти три часа. Мало того что это хронометраж в стиле Скорсезе, так еще и на зрителя давят центнером сюжетных перипетий.
Гром в одиночку ищет террориста. Полицейские пытаются отвоевать свою работу у дронов. Хольт хочет и заработать, и отомстить. Дубин ведет одно расследование, Пчелкина — другое. Рубинштейн экспериментирует с лечением, Разумовский покачивается на волнах безумия. В один момент все эти линии сводятся в одну точку, и получается сценарная каша.
Комками в ней оказываются ехидные подмигивания создателей в сторону зрителей. Вот вам и камео BadComedian, и отсылка на мем «Вы кто такие?», и даже превращение короткометражки про Грома в фильм внутри «Игры». Жаль только, что семилетний кинодебют Bubble Studios с Александром Горбатовым оказался бодрее и первого, и второго полнометражного фильма.
Почему? Да потому, что там не пытались сыграть по правилам западного кинокомикса, а решили сделать что-то свое. В полном же метре Bubble Studios косятся в сторону DC и Marvel, не до конца понимая, за счет чего работают их лучшие картины. Вместо постепенного раскрытия героев мы получаем ворох персонажей и сюжетные повороты, ведущие в тупик. А, и не забывайте про промашки с графикой и рояли в кустах — это чтобы прям точно, как у них.
Будет ли у истории Игоря Грома продолжение? Наверняка: это подтверждают и сцена после титров, и восторженные отзывы фанатов первой части. Но надежды на то, что это будет что-то свежее и самобытное, сейчас нет. Кажется, все, что готовы предоставить зрителю, — это прищур из-под твидовой кепки и штампы, которые другие франшизы пытаются с себя соскрести. «Майор Гром» же пока попросту не вырос из этих архетипичных для супергероики штанов.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by