21 797
24 апреля 2024 в 8:00
Автор: Герман Клименко

Только «Цива», «Герои» и StarCraft! Эти белорусы выбирают старые игры

Автор: Герман Клименко

Мы ежемесячно выпускаем подборки самых ожидаемых игр. Но геймерам, десятилетиями играющим в одну и ту же игру, такие подборки просто без надобности. Мы поговорили с такими белорусами, ценящими исключительно олдскул, а заодно узнали, что их бесит в новых играх. Ностальгия, винтажные приставки и огромная любовь к третьим «Героям» — дальше по тексту.

«Игра простая, как шахматы. Тем она и крута, несмотря на квадраты пикселей»

Денису — 43. С пяти лет он играет в шахматы. А в первую Civilization — с 1993 года:

— Любовь на всю жизнь. Выпустили уже или пять, или даже семь новых частей. Но это все не то. Утрачен дух «Цивилки».

Да, графика стала круче. Намного сложнее и разветвленнее стала сама игра. Ребенок-пятиклассник сел поиграть в последнюю, я глянул — ну неинтересно мне во всем этом разбираться. А иногда включишь первую «Цивилизацию»… На автомате играешь, а голова в этот момент о других делах думает. Игра простая, как шахматы. Тем она и крута, несмотря на квадраты пикселей.

И да, я не один такой «псих»: «сябры» моего возраста тоже продолжают резаться в эту игру. Ну а когда первая «Цивилка» и шахматы надоедают, включаются, естественно, HoMM 3. Вторые «Герои» тоже были крутыми, но карт было мало. А третьи — как те же шахматы с элементом случайности.

Я не играю ни в какие другие игры. Мне просто некогда разбираться в них. Да и не интересно: все, что мне нужно, есть в этих трех играх — шахматы я тоже отношу к пошаговым стратегиям.

«Я смотрю на игры: что это такое вообще? Я даже названий таких не знаю!»

Михаил, который работает инженером на Витебском заводе тракторных запасных частей, за графикой в играх никогда не тянулся:

— Для меня главное — это геймплей и сюжет. А мое последнее игровое обновление датируется 29 октября 2013-го, когда вышла Battlefield 4. И насколько крутым был сюжет в третьей части, настолько все плохо реализовано в четвертой. Больше всего это напоминало индийский фильм с нарушениями физики и логики. Ноль сопереживания.

В 2017-м смотрел в сторону апгрейда компьютера, но понял, что смысла в этом нет, потому что ничего из новых игр не цепляло. Мой личный топ — Call of Duty, Call of Duty: United Offensive, Call of Duty 2, Q&Q Generals Zero Hour, Quake 3 Arena и NHL 09. И конечно, вишенка на торте —  Delta Force Land Warrior, 2000 года выпуска. Я пять лет искал обновления для ноутбука, чтобы запустить это шедевр, который стал для меня первым шутером.

Если не считать Battlefield 3—4, я до сих пор играю в те игры, которые проходил в компьютерном клубе Net Fighter. А недавно недалеко от дома открылся компьютерный клуб с новыми компами: стильно, модно, молодежно! Я смотрю на игры: что это такое вообще? Я даже названий таких не знаю!

«Гэта сапраўдны кіберспорт, які можа здзіўляць і праз 20, 30, 40 гадоў»

По образованию Алексей врач, работает в БГМУ преподавателем. Сейчас пишет диссертацию о влиянии радона на здоровье населения. По его словам, из-за последней времени на игры остается мало. Но мужчина все равно раз в неделю запускает третьих «Героев»:

— Гісторыя HoMM 3 для мяне пачалася вельмі даўно. Быў яшчэ падлеткам, адпачываў у бабулі ў Слуцку, і сяброўка Наталля пазнаёміла з гэтай гульнёй.

Вядома, вельмі складана параўноўваць паміж сабою «тройку» ўзору 2005, 2010 і 2024 гадоў. Скажу толькі, што ў свой час WOG сапраўды зламаў усiм мозг (хто не ведае, што гэта, нават не трэба пачынаць).

Усё вельмі змяніў выхад аматарскага патча HotA з анлайн-лобі. Ведаеце, гэта як перараджэнне Half-Life у КС ці «варыка» ў «дотку». Самае галоўнае, што HotA дае магчымасць нармалёвага, плюс-мінус сбалансаванага PvP і рэгулярна абнаўляецца. Напрыклад, першага студзеня 2024-га выйшаў новы замак.

А PvP у HoMM 3 — гэта адказ на пытанне, чаму менавіта варта гуляць у «Герояў» у 2024-м! Так, у «тройцы» выходзяць геніяльныя сінгл-мапы і сцэнары (толькі паглядзіце на Paragon 3). Сапраўды, можна сколькі заўгодна разважаць пра настальгію і ўсё такое. Але, «тройка» жывая і неверагодна цікавая менавіта з-за анлайн-лобі. У анлайне цяпер 2481 гулец, на «твічы» праходзяць турніры з прызавым фондам 10 000 долараў. І, самае галоўнае, пачынае гуляць тое пакаленне, для якіх гэта гульня не пра настальгію зусім.

«Героі 3» — гэта не пра графоній і напрацоўку клікаў за адзінку часу. Гэта барацьба інтэлекту, шахматы з рысамі ўсемагутнага рандому. Гэта пра напрацоўку меты, якая змяняецца кожныя некалькі месяцаў. Пра захапляльныя матчы з дзясяткамі тысяч гледачоў. Гэта сапраўдны кіберспорт, які можа здзіўляць і праз 20, 30, 40 гадоў.

Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
8 ГБ GDDR6, 1830 МГц / 2670 МГц, 3072sp, 24 RT-ядер, трассировка лучей, 128 бит, 2 слота, питание 8 pin, HDMI, DisplayPort
Onlíner рекомендует
8 ГБ GDDR6, 2310 МГц / 2535 МГц, 4352sp, 34 RT-ядер, трассировка лучей, 128 бит, 2 слота, питание 8 pin, HDMI, DisplayPort

В качестве своей второй любимой олдскульной игры Алексей называет одну из культовых частей The Elder Scrolls, Morrowind:

— «Маравінд» — асобная гісторыя. Гэта пра атмасферу і сінглплэй. У яго таксама больш за 10 гадоў гуляю. Але «Маравінд» — гэта пра тое, каб пасля анлайн-лобі, дзе 16-гадовы геймер цябе разнёс у пух, крышачку акрыяць і атрымаць асалоду.

Чаму не Skyrim ці Oblivion? З «Маравіндам» усё зусім па-іншаму. Гэта багаты і вялікі свет, а галоўнае — гiсторыя. Неверагодная гісторыя свету, якой няма ў іншым «скрутках».

«Да и вообще: раньше берешь игру и играешь. А сейчас — обновления, сервисы»

По словам Евгения, в рядах заядлых геймеров он уже давно не числится. Но если и запускает игру, то только олдскульную, 2000—2007 годов выпуска:

— Для меня это ностальгия. Как с друзьями делили один комп на 3—4 человека, залипали всю ночь во вторых и третьих «Героев». А после ночных посиделок собиралась и рано утром шли в компьютерный клуб играть в StarCraft или CS 1.6. Утром всегда был аншлаг, потому что примерно с 7:00 до 10:00 можно было поиграть со скидкой в 50%. Поэтому олдскульные игры — это в первую очередь воспоминания о детстве и летних каникулах.

Ну и в целом эти игры были очень проработанными для своего времени. А компании по производству современных игр сейчас делают коммерцию и предоставляют потребителям ограниченный выбор, не давая возможности купить старые доработанные версии. Звучит это как «или покупай, или „досвидос“».

Да и вообще: раньше берешь игру и играешь. А сейчас — обновления, сервисы. Кому-то может не понравиться твой ник или название почты. Сочтут еще это нетолерантным и вообще заблокируют твой аккаунт, за который ты заплатил.

домашний/офисный/профессиональный, Apple M2, SSD 256 ГБ, графика: Apple M2 GPU (10 ядер), Mac OS
игровой (геймерский), AMD Ryzen 7 5700G, 32 ГБ DDR4, SSD 512 ГБ, графика: NVIDIA GeForce RTX 3060 12 ГБ, БП 500 Вт, Windows 11 Pro
игровой (геймерский), Intel Core i5 12400F, 16 ГБ DDR4, SSD 960 ГБ, графика: NVIDIA GeForce RTX 3060 12 ГБ, БП 700 Вт

«Современные релизы как-то не цепляют. Нет души»

Рассказ о своей любви к старым релизам Никита начал с 2010-го. Тогда он учился в девятом классе и его однокласснику купили Xbox 360:

— Мы к нему просто табунами ходили. Всем было интересно, как эта консоль работает и какие игры там есть. Через несколько месяцев количество заинтересованных поредело, но меня Xbox 360 держал до самого конца. Gears of War 2, Fable 2, Forza Motorsport 3, MagnaCarta 2, Naruto: The Broken Bond — я обожал эксклюзивы, которые выпускали для этой приставки. Я целый год смотрел, как их проходит мой приятель, и мне никогда не надоедало.

Но после девятого класса этот парень перешел из школы в училище, а с ним ушли из моей жизни и игры для «бокса». Я и сам надолго завис в свеженьком StarCraft II, поэтому переживать перестал довольно быстро.

Но вот спустя 13 лет появилось время, возможности и желание купить себе приставку. Долго думал между пятой «плойкой» и Xbox X. И последний взял как раз из-за того, что вспомнил про эксклюзивы для Xbox 360. Так что уже почти год играю только в то, о чем не мог перестать думать в девятом классе.

А вот современные релизы как-то не цепляют. Нет души. Зато есть микротранзакции и баги постоянные. Поэтому предпочитаю проверенную классику: для меня тот же Fable 2 гораздо круче распиаренного The Witcher 3.

«Мои любимые игры — те, которые я обсуждал с друзьями в школе»

Привязанность к старым играм Павел обосновывает или ностальгией, или событиями в жизни, которые были связаны с этими играми:

— Те, кто не играл в них в свое время, могут никогда и не понять эту привязанность. Мои любимые — игры, которые я обсуждал с друзьями в школе. Например, Crash Bandicoot 1-3, Castlevania: Symphony of the Night, God of War 1/2, Resident Evil 4, Shadow of the Colossus, Devil May Cry 3...

Этот список может дополнить любой, кто родился в 90-х. Если играть в них сейчас, то это, скорее, ради ностальгии. Существуют интересные сервисы, связанные с эмуляцией: они добавляют больше интереса к ретро-играм.

По словам Павла, старые приставки вроде PlayStation 2 имеют имеют ряд преимуществ:

— Их легко эмулировать. Кроме того, библиотека ROM-файлов для таких игр часто является легальной, что делает доступ к ним удобным и безопасным.

Возможно, я бы больше полюбил игры Nintendo, если бы они были более популярны у нас в 90-х. Но исторически сложилось так, что была только PS 2. У нее самая большая библиотека игр благодаря ее популярности в то время. И эмуляторы для PS 2 и PS 1 имеют поддержку 99% игр.

— А что вас раздражает в новых игровых релизах?

— Ярким примером, который затронул меня лично, является Warcraft Reforged. Каково было мое разочарование, когда игру моего детства просто испортили.

«Все новые игры — история на один раз»

Егор вспоминает, что первая приставка у него появилась в 1987 году, и не советский гаджет, а американская консоль:

— Это была Atari 2600, которую отец привез мне из Эстонии после командировки. А в 2010-м вместо того, чтобы обновлять компьютер, я купил Game Boy Advance. И довольно долго в него играл: в Golden Sun, Mario и Pokemon.

Кроме таких винтажных релизов, Егор много играл в первый StarCraft. А вот в Heroes of Might and Magic III играет до сих пор:

— Главная причина — рандомайзер. В «Героях» всегда присутствует уровень реплея, в них интересно играть снова и снова. А вот все новые игры — история на один раз. Я это заметил давно, еще лет 15 назад. Даже StarCraft 2 — это уже совсем не то, что первая часть.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by