Провал века ценой в миллиарды долларов. Как Apple пыталась, но так и не смогла сделать автомобиль

11 марта 2024 в 8:00
Источник: Клим Иванов

Провал века ценой в миллиарды долларов. Как Apple пыталась, но так и не смогла сделать автомобиль

Источник: Клим Иванов

В долгой истории Apple хватает провальных продуктов и неудачных решений. Но по масштабам и затратам мало что сравнится с суперамбициозным проектом «Титан». Одной из самых дорогих в мире корпораций казалось, что ей все по плечу, но создать свой собственный автомобиль она так и не смогла. Расскажем историю грандиозного провала, который стоил Apple миллиардов долларов и десятка лет разработок.

Справедливости ради, Apple никогда прямо не анонсировала собственный автомобиль. Максимум это были полунамеки со стороны Тима Кука. То есть, по сути, вроде как и провала никакого нет, ведь никто никому ничего не обещал. С другой стороны, о проекте «Титан» так много известно, что закрыть глаза на эту страницу истории Apple не получится.

Стив Джобс подумывал над Apple Car еще в 2008 году. Об этом рассказывал бывший топ-менеджер корпорации Тони Фаделл. Но тогда все ограничилось разговорами и мечтами, ведь Apple была занята развитием другого нового для себя продукта — iPhone.

Так автомобиль от Apple видят нейросети

Спустя еще шесть лет многое изменилось. «Яблоко» стало крупнейшей в мире корпорацией, iPhone продавались как горячие пирожки, а руководство компании было полно энтузиазма. С каждой секундой Apple становилась все богаче, но где гарантии того, что этот пир продлится и дальше? Это потом компания привяжет пользователей к себе сервисами, новой потребительской электроникой и тем, что принято называть экосистемой. Десять же лет назад в Apple отчаянно думали о том, как снова зажечь мир. Может, настало время выпустить собственный беспилотный автомобиль? В конце концов, почему бы не воплотить в реальность мечту Стива Джобса?

Начало

Судя по косвенной информации, стратегическое решение о работах над условным Apple Car было принято в 2014 году. План одобрил лично Тим Кук. Для его реализации собрали команду из тысячи специалистов во главе с экс-инженером Ford Стивом Задески. На все про все должно было уйти 5—6 лет, а продавать автомобили хотели начать уже в 2020 году.

Примерно в это же время слухи о проекте «Титан» начинают активно муссироваться. В Калифорнии замечают автомобили с массивными датчиками на крыше. Оказывается, Apple арендовала несколько автомобилей и навесила на них свое оборудование для тестирования беспилотных возможностей машин.

Кто-то принимает новое направление с энтузиазмом, а вот специалисты, знакомые с автоиндустрией, в основном посмеиваются и критикуют. «Мы берем необработанную сталь и превращаем ее в автомобиль. Apple понятия не имеет, во что ввязывается», — говорил тогда гендиректор General Motors Дэн Акерсон.

Тем временем Тим Кук практически весь 2015 год потратил на поиск потенциальных партнеров из автомобильной отрасли. Так, он посетил штаб-квартиру BMW, где его особенно заинтересовал электромобиль i3. Немецкий производитель в итоге отказался от каких-либо переговоров с Apple, потому что корпорация настаивала на тесной интеграции железа BMW с облачным ПО Apple. Баварцев такое предложение не устроило.

BMW i3

Тем не менее компания продолжает активно расширять команду проекта «Титан». Всего за год количество специалистов нового направления выросло почти до двух тысяч человек. В работу вовлечен и Джони Айв, тогда еще главный дизайнер Apple. Согласно его видению, будущий автомобиль должен был быть полностью автономным, даже без руля и педалей, а управление осуществлялось бы через команды Siri. Вам оставалось только плюхнуться в похожий на каюту салон и сказать голосовому помощнику, куда вас отвезти. Говорят, демонстрации с участием профессиональных актеров выглядели потрясающе (и немного странно).

Визуализация от Motor Trend за 2016 год

Пока Apple через третьих лиц тихонечко регистрировала разнообразные доменные имена вроде apple.cars, проект стал все заметнее тормозить. Не проработав и двух лет, «Титан» покинул Стив Задески. Полгода направление оставалось без руководства, пока возглавить его не уговорили Боба Мэнсфилда. Это влиятельный и авторитетный топ-менеджер, который довольно долго отвечал за развитие аппаратного обеспечения iMac и MacBook. Официально к 2016 году он находился на пенсии, но оставался в Apple в качестве консультанта в различных секретных проектах. Так, считается, что он приложил руку к созданию Apple Watch. Тим Кук решил, что он мог бы спасти и автомобильный проект корпорации.

13.6" 2560 x 1664, IPS, 60 Гц, Apple M2, 8 ГБ, SSD 256 ГБ, видеокарта встроенная, Mac OS, цвет крышки темно-синий, аккумулятор 52.6 Вт·ч
15.3 2880 x 1864, IPS, 60 Гц, Apple M2, 8 ГБ, SSD 256 ГБ, видеокарта встроенная, Mac OS, цвет крышки серебристый, аккумулятор 66.5 Вт·ч
Выбор покупателей
14.2" 3024 x 1964, IPS, 120 Гц, Apple M3 Pro (11 ядер), 18 ГБ, SSD 512 ГБ, видеокарта встроенная, Mac OS, цвет крышки черный, аккумулятор 70 Вт·ч

От автомобиля к софту

Боб Мэнсфилд не помог. Даже несмотря на то, что планируемый выпуск авто отложили до 2021 года, а команду, работавшую над системами автономного вождения, усилили бывшим руководителем похожей системы в BlackBerry.

Боб Мэнсфилд

Спустя несколько месяцев после своего назначения, осенью 2016 года, Боб предложил отказаться от собственного автомобиля и сосредоточиться на решениях, которые могли бы делать автономным практически любой современный автомобиль. Должно было получиться нечто вроде суперпродвинутой версии CarPlay: вы подключаете к своему автомобилю iPhone (плюс какие-нибудь навесные приблуды с датчиками), и дальше он отвечает за вождение машины.

Следующие четыре года проект «Титан» развивается именно в этом направлении. Огромные ресурсы направляются на разработку программной части. Автономные системы вождения в Apple называют «матерью всех AI-проектов». По Калифорнии разъезжает несколько Lexus с оператором внутри и довольно аккуратно оформленной системой датчиков на крыше. В 2018 году у корпорации было больше тестовых беспилотных авто, чем у другого фаната автономных перевозок — Uber.

Apple продолжает активно расширять персонал (говорят, в 2018 году над проектом «Титан» работало уже около пяти тысяч человек). Переманиваются топовые специалисты из Tesla, Mercedes, BMW, Porsche и других автомобильных гигантов. В это же время за кражу секретов и передачу их китайским автомобильным брендам арестовывают несколько сотрудников Apple.

В 2019 году корпорация купила компанию Drive.ai, основанную учеными из Стэндфордского университета. К тому времени стартап довольно успешно управлял небольшой службой тестовых беспилотных автобусов в Техасе.

В общем, работа кипела так, что в Apple снова задумались о собственном авто.

Опять двадцать пять

В новостях конца 2020 года сообщалось, будто начало серийного производства машин запланировано на 2024 год. Причем Apple вроде как намерена удивить мир не только системой беспилотного вождения, но и революционной аккумуляторной технологией.

Корпорация проводит переговоры с Hyundai, Kia и Nissan. В проект заманивают ведущего руководителя по разработке автопилота Tesla. В сети появляются первые чертежи будущего автомобиля, созданные на основе поданных патентов.

Изображение, созданное с учетом зарегистрированных Apple патентов

Увы, но снова вмешался злой рок. Японские и корейские автопроизводители вскоре заявляют о прекращении переговоров с Apple (правда, о чем были эти переговоры, не уточняют). Бывший топ-менеджер Tesla, который отвечал за автопилот, ушел из Apple, не проработав и полугода.

Почему снова неприятности? Сложно сказать. В 2022 году инсайдеры утверждали, что некоторые топ-менеджеры скептически относились к проекту «Титан», а сотрудники, занятые в других отделах, откровенно посмеивались над ним. Говорят, во время тестовых испытаний автомобиль даже едва не сбил человека.

А это один из прототипов электромобиля компании Foxconn, основного сборщика iPhone для Apple

Тем не менее Apple пыталась оживить проект. Для этого его заметно подкорректировали, отказавшись от самых амбициозных целей. Например, уже не говорили о полностью беспилотном вождении, вернули руль и педали, перенесли планируемую дату релиза на 2028 год. Автомобиль должен был стоить меньше $100 тысяч и в целом имел бы (если бы добрался до стадии производства) много общего с продукцией Tesla.

Однако ничего не помогает, все буквально сыпется. Сотрудники проекта демотивированы и не понимают, над чем работают, ключевые специалисты, которых с большим трудом удалось переманить из автомобильной индустрии, массово уходят из Apple.

Это конец

В самом конце февраля в Bloomberg сообщили, что проект «Титан» закрывается после десятка лет разработок и миллиардных трат (точных сумм нет, но эксперты сходятся на том, что затраты были огромными). Решение о закрытии приняли быстро и внезапно для сотрудников, многих из которых теперь ждут увольнения. Часть команды перейдет в отдел разработки искусственного интеллекта.

Почему же проект «Титан» провалился, да еще так громко? Справедливости ради, мало кто из экспертов верил в его успех. На Уолл-стрит относились к нему как к дорогостоящему развлечению Apple с огромным количеством подводных камней.

Достаточно сказать, что после появления новости о закрытии проекта акции компании подросли, а некоторые известные финансисты поздравили корпорацию с тем, что она сделала этот давно напрашивающийся шаг.

И все-таки почему? Скорее всего, принять решение помогло резкое замедление развития рынка электромобилей. В последние месяцы рост продаж таких машин замедлился. Считается, что из-за «отрезвления» автомобилистов, которые после первой эйфории оказались не готовы к недостаточно развитой инфраструктуре, высоким ценам и продолжительной зарядке. Крупнейшие автопроизводители, столкнувшись с ослаблением спроса на «электрички», пересматривают свои планы по их производству — работу некоторых заводов ставят на паузу, пытаются переориентироваться на гибридные авто.

Даже зачинатель революции электромобилей, компания Tesla, предупредила, что темпы ее развития в этом году будут заметно ниже ранее предполагавшихся. Ожидается, что в США, на крупнейшем рынке автомобилей, рост продаж «электричек» по итогам года составит всего 11% вместо прогнозируемых 47%. Затем и вовсе может наступить спад.

Такие вот максимально неблагоприятные внешние условия для еще одного производителя, пусть это даже Apple. Ведь компания хотела продавать авто премиум-класса, спрос на которые и так был маленький, а сейчас сократился еще больше.


Apple и раньше отказывалась от некоторых проектов. Например, так случилось с телевизором, работы над которым свернули где-то в 2015 году. Но проект «Титан» — единственный в своем роде, потому что продолжался очень долго и привлек беспрецедентно большое количество денег и сотрудников.


Илон Маск сопроводил новость об отмене автомобильного проекта Apple смайликом с сигаретой.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро