На прошлой неделе на Netflix вышел сериал «Аватар. Легенда об Аанге», лайв-адаптация мультсериала Nickelodeon. И всю неделю сеть штормит: одни зрители от экранизации плюются, другие — грызут кутикулы в ожидании второго сезона. Мы глянули все восемь серий и хотим вставить свои пять копеек насчет того, удалось ли шоу или сериал никуда не годится.
Вся история происходит в средневековой Азии, где миром правит магия. Вода, земля, огонь, воздух — четыре стихии, за счет которых в этой вселенной и творится волшебство.
На каждую стихию приходится свой народ. Когда-то все они жили в мире, но в один момент народ Огня решил, что он главнее других. И начал войну, которая затянулась на целый век.
Остановить захватчиков мог только Аватар — повелитель всех четырех стихий, чей дух переходит от мага к магу. И сейчас Аватаром стал Аанг — 12-летний маг Воздуха, которому предстоит спасти мир.
О том, насколько хороша оригинальная «Легенда об Аанге», мы подробно рассказали здесь. А тут кратко отметим, что это один из главных мультсериалов нашего века, который будет одинаково интересно смотреть как взрослым, так и детям.
Первые новости о том, что у «Легенды об Аанге» будет лайв-экранизация, появились в 2018-м. Мало того, что фанаты мультсериала предвкушали свежий контент по их любимой вселенной, так к нему еще и подключились создатели оригинала — Майкл Данте ДиМартино и Брайан Кониецко. Казалось: ну все, шоу в надежных руках.
Градус уверенности снизился в 2020-м, когда ДиМартино в своих соцсетях сообщил, что покидает проект Netflix. Следом работу над сериалом прекратил и Брайан Кониецко. По словам ДиМартино, он продолжит работать над вселенной «Аватара» на других проектах, но их пути с Netflix расходятся:
— Я понял, что не могу контролировать творческое направление сериала, но я могу показать свою реакцию на это. И я принял решение покинуть проект. Я уверен, что каким бы ни вышел сериал, результат не будет отражать нашего с Брайаном видения.
Нужно ли говорить о том, что из-за ухода создателей оригинала часть фанатов поставила крест на проекте Netflix еще до его выхода? Дополнительных дровишек в топку хейта подкидывали и высказывания актеров. Например, Киавентио Тарбелл и Иэн Аусли, исполнившие роли Катары и Сокки, заявили о том, что в сериале со стороны Сокки будет меньше сексизма, чем в оригинальном мультфильме. Меньше сексизма — это вроде как хорошо, но фанбаза восприняла это как попытку обезличивания главного героя в угоду современной повестке.
Резюмируя, к моменту премьеры у сериала уже была подпорченная репутация. Ситуацию чуть выравнивали тизеры и кадры со съемок, но они не перевешивали общую тревогу по поводу ухода ДиМартино и Кониецко.
Эту рецензию я решил разделить на две части. В этом блоке — мини-вывод для тех, кто оригинальный мультсериал не смотрел и со вселенной «Аватара» столкнулся только благодаря Netflix.
У стриминга получилось очень красивое, но необязательное шоу. Это не хит уровня «Игры в кальмара» или «Очень странных дел», претендующий на поп-культурный феномен. «Легенду об Аанге» от Netflix хочется сравнить с нетфликсовскими же «Ведьмаком» и «Сагой Винкс». Это когда есть хороший первоисточник, внушительный бюджет и подогретая фанбаза, которые студия не смогла использовать на полную катушку.
Красивым ли вышел сериал? Безусловно. Есть ли там хорошие персонажи? Да, и даже не один. Есть ли во время просмотра постоянно ощущение испанского стыда? Нет. Но параллельно с этим «Аватар» от Netflix лишен и половины обаяния оригинала. Можно глянуть, если выдался свободный вечер, но чего-то невероятного от шоу ждать не стоит.
А теперь разберем сериал на составные для тех, кто знаком с мультсериалом от Nickelodeon и кого интересует, что Netflix извратил на этот раз.
Знаете, в чем отличие лайв-адаптации «Легенды об Аанге» от сериала по One Piece, который Netflix выпустил этим летом? В том, что One Piece — это необъятное аниме, которое перевалило уже за тысячу серий, и финала там еще не видно. Слишком много героев, локаций и сюжетов, которые просто не получится впихнуть в формат сериала. Поэтому завышенных требований к «Ван Пису» от Netflix никто не предъявлял — не тот масштаб событий, чтобы дословно их пересказывать.
Другое дело — размах «Легенды об Аанге». Оригинальный мультфильм завершился в 2008-м: тут всего 61 эпизод, по 23 минуты каждый. Финал известный, хронометраж не драконовский, и при желании 90% мультсериала можно было бы вместить в лайв-адаптацию. Особенно с учетом того, что первый сезон шоу охватывает первый же сезон оригинала, который состоит всего из 20 серий.
Чистый хронометраж сериала — 430 минут. Продолжительность первого сезона мультсериала — 460 минут. Казалось бы — уберите две серии, не сильно влияющие на основной сюжет, и просто переснимите похождения Аватара с живыми людьми. Именно это и нужно большинству фанатов — не переработка их любимой истории, а эта же история, но в новой обертке.
Но нет — Netflix убирает из оригинального сюжета сразу семь серий, практически ничего не предлагая взамен. Просто представьте, что от оригинала отрезали треть, а оставшееся смешали между собой, приправив отсебятиной. Например, серии «Царь Омашу», «Джет», «Северный храм Воздуха» и «Большой водораздел» уместили в две серии, попросту забыв о пачке важных локаций, героев и сюжетных линий. Зачем? Вопрос открытый.
Помните, мы писали о том, что в сериале со стороны Сокки будет меньше сексизма? Это правда, только вот вместе с градусом сексизма (который персонаж мультсериала сам перерастал в оригинале) в лайв-адаптации снизились и смекалка Сокки, и его юмор. Теперь он не ехидничает и не ищет выходы из сложных ситуаций, а брюзжит, по-подростковому бубнит и бодается с синдромом самозванца.
Перекроили и Катару. Если в мультфильме она была персонажем, который заботился о своей команде и искренне хотел спасти мир, то здесь она просто хочет стать магом Воды. Также между ней и Аангом убрали любовную линию, которую заменили на феминистическую повестку. Из-за этого между Аангом и Катарой вообще нет никакой «химии», и героиня больше напоминает случайного попутчика, которого подобрали на свободное место в маршрутке.
Досталось и Аангу. Аватар в исполнении Гордона Кормье — это затюканный взрослый в теле ребенка. И на мультсериального Аанга давил груз ответственности за весь мир, но тот все равно не упускал возможности подурачиться, как всякий 12-летний мальчишка. Здесь же он постоянно толкает грузные речи о справедливости, ответственности и долге Аватара, параллельно с этим вообще не изучая другие стихии, ограничиваясь магией Воздуха. А в мультсериале, к слову, Аанг к финалу первого сезона и магии Воды обучился, и даже стихию Огня протестировал.
Вообще, прошлись практически по всем. Буми из чудаковатого мага Земли превратился в чуть ли не сумасшедшего старика, обозленного на Аанга. Джета и его Борцов за свободу понизили до филлерных попрыгунчиков. А особенно обидно за Аппу и Момо, которые в оригинале были полноценными спутниками Аватара, а здесь превратились в CGI-декорации, лишенные какого-либо характера.
Главных антагонистов шоу прописали классно. Удачными вышли и верхушка народа Огня, и те, кто их окружает.
Особенно интересно выглядит дуэт Зуко и Айро. Первый злится, отчаивается и мечется между своими желаниями и навязанным чувством долга. Второй — оберегает племянника от глупостей и скорбит из-за дел, которые наворотил в прошлом. Эти персонажи ничем не уступают своим мультипликационным оригиналам и даже где-то их превосходят. Особенно Зуко, который перестал бесконечно талдычить о своей чести.
Также интересно переработали адмирала Джао. Из приближенного лорда Огня, опытного военачальника и могучего мага Огня его понизили до мелкой сошки, жадной до власти. Здесь Джао использует не силу, а хитрость и подлость. Он лебезит, втирается в доверие и метко бьет в спину. Это неприятный, но однозначно интересный герой, без которого сериал был бы гораздо преснее.
Другие удачные нововведения, связанные с народом Огня — это расширение окружения принца Зуко. Уже в первом сезоне нам показывают Азулу и Озая, которые в оригинале в первом сезоне практически не задействованы. Тут они и адекватно прописаны, и добавляют в историю Зуко важные штрихи. Аналогичные штрихи вносит и экипаж корабля, на котором путешествует Зуко. Если в мультсериале это были безымянные болванчики, то здесь — персонажи, раскрывающие характер своего принца.
Я не могу вспомнить другие удачные нововведения в шоу. Они или притянуты за уши, или ведут в никуда, или вовсе портят сюжет.
Например, если в оригинале Аанг мог в любой момент «заглянуть в себя», чтобы пообщаться с другими Аватарами, то теперь ему нужно искать специальные алтари. При этом не все Аватары хотят помогать Аангу — хотя, по сути, они являются одним человеком.
Другое спорное нововведение — мрачный тон истории, который то появляется, то исчезает. В мультсериале нам редко показывали трупы, и геноцид Воздушных кочевников только описывали. А здесь это демонстрируют в первые полчаса шоу. Но потом градус общей серьезности понижают, и условный выстрел фаербола оказывается не страшнее петарды.
Такие скачки в тоне повествования рифмуются с общей сюжетной чехардой. Органично выглядят первый и последний эпизоды, а все, что находится между ними, похоже на рваную мешанину из локаций, персонажей и отсылок.
Лучше, чем условный «Ковбой Бибоп» от того же Netflix. Возможно, если бы не существовало оригинала, шоу можно было даже похвалить за такой продуманный мир и все, что в нем происходит.
Но оригинал есть, и там все гораздо гармоничнее, цельнее и душевнее. Герои соединены «химией», а не строками сценария. Да и персонажи со своими чаяниями и желаниями напоминают живых людей, а не ходячие функции.
Самое обидное, что для людей, которые с оригиналом не знакомы, но посмотрели сериал, мир «Аватара» навсегда останется именно таким. С красивыми, эффектными пейзажами и полным отсутствием душевности между главными героями. А именно этим, а не CGI-сценами и хороша история об Аанге.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by