Девятнадцать лет назад в эфир вышел мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге». Вместо того чтобы стать очередным проходным мультиком на Nickelodeon, этот проект получил топовые рейтинги, преданную фанбазу и свору киноделов, пытающихся повторить успех истории об Аанге. Очередная такая попытка в виде экранизации от Netflix случится уже в следующем феврале. Чем был хорош оригинал и есть ли у ремейка шансы на успех — давайте разбираться.
Впервые я глянул «Легенду об Аанге» в 2010-м. Это была серия из второго сезона, которую крутили по телевизору в вечернем вещании. Мне было 13 лет, и тогда меня увлекало примерно все, что было похоже на аниме.
«Наруто», «Блич», «Драконий жемчуг»: тогда все мои друзья сходили с ума по аниме-сериалам, в которых добродушные главные герои ползли через тернии к своей цели. «Аватар» уже тогда выделялся на фоне этих проектов: стилем рисовки, отсутствием филлеров и классным русским дубляжом. После пары серий на ТВ я решил купить диск с этим шоу — и наш роман завертелся.
Я до сих пор помню запах той дешевой пластиковой упаковки, в которой лежал диск. Это был тот самый пластик, который пах то ли гарью, то ли рыбой. Но я даже ностальгирую по этому запаху, потому что помню, как классно мне было, когда коробка диска раскрывалась и болванка с мультсериалом отправлялась в дисковод.
Летом 2010-го я глянул «Повелителя стихий» раз восемь от корки до корки. И после этого любовь к истории об Аанге не прошла. Я выучил этот мультсериал наизусть, но все равно возвращался к нему каждые два года. И все из-за того, что каждый раз это было будто бы новое шоу: с известным сюжетом, но новыми эмоциями от просмотра.
Если в 13 лет «Аватар» кажется ярким приключением, то в 26 — чуть ли не книжным романом, мечущимся между семейной драмой и политическим триллером. Уверен, что эта история не выцветет и через 20 лет — и вот почему.
Больше всего эта вселенная напоминает смесь древнего Китая, Японии и Кореи. Технологиям здесь предпочитают магию. Некоторые люди рождаются с врожденной способностью к управлению стихиями — огнем, водой, землей и воздухом. Овладеть можно только одной стихией, но это правило не распространяется на Аватара — могучего мага, оберегающего покой во всем мире. Ему доступны все четыре стихии.
В этом мире всего четыре нации: племя Воды, Воздушные кочевники, царство Земли и народ Огня. Долгое время эти народы жили в мире, пока народ Огня не развязал войну. Остановить захватчиков мог только Аватар, но тот исчез, когда мир нуждался в нем больше всего.
Спустя сто лет Аватар нашелся. Но это был не могучий маг, управляющий четырьмя элементами, а 12-летний мальчик-монах Аанг, владеющий лишь стихией воздуха. В компании других подростков он должен не только покорить оставшиеся элементы, но и свергнуть Хозяина Огня, ведущего кровопролитную войну.
Различия есть как в плане поднимающихся тем — война, геноцид и политические интриги, так и в плане повествования. Например, «Крутые бобры», «Эй, Арнольд!» и «Губка Боб Квадратные Штаны» — мультсериалы с вертикальным повествованием, где каждая серия является законченной историей. А вот история про Аанга сделана с горизонтальным повествованием. Магистральный сюжет здесь пронизывает 61 серию, как нитка — связку баранок.
Важно понимать, что для канала, специализирующегося на детском контенте, это довольно рискованный ход. Большинство шоу на площадках вроде Nickelodeon и Cartoon Network были сделаны так, чтобы юный зритель не особо расстроился в случае пропуска одной-двух серий. Не посмотрели сегодняшнюю историю? Ну ничего, завтра будет другая: с новым злодеем, нехитрой интригой и обязательной победой протагониста в конце.
А Аанг не только постоянно проигрывает своим соперникам (что добавляет интриги), но и требует пристального внимания к своим похождениям. Тут всего три сезона — книга Воды, Земли и Огня, и пропуск хотя бы четверти одного из них будет означать гигантский пробел в понимании сюжета. Просто подумайте, пострадали ли бы ваши впечатления от условного «Котопса», даже если бы вы пропустили половину этого мультсериала.
Авторы «Аватара: Легенда об Аанге» — Майкл Данте ДиМартино и Брайан Кониецко. Их объединяют две вещи: учеба в Род-Айлендской школе дизайна и работа над анимацией, предназначенной для взрослой аудитории. В их послужном списке значатся проекты вроде «Гриффинов», «Царя горы» и «Миссии Хилла». Т. е. номинально это мультфильмы, но не те, которые родители включали бы своим детям.
И ДиМартино, и Кониецко хотели одного: собственное шоу, которое понравится как детям, так и взрослым. Полноценного концепта у будущего мультсериала не было: только ворох скетчей, из которых художники пытались что-то слепить. На одном из рисунков Кониецко были робот-мартышка, мальчик с посохом и полярная собака, ходящая на двух лапах. И если для вас это звучит как сюр, то для творческого дуэта этот набросок стал отправной точкой в мир «Аватара».
Изначально это должно было быть Sci-Fi-приключение в антиутопичном будущем: с космосом, роботами и пришельцами. Но сработала любовь ДиМартино к документалкам об арктических экспедициях и увлечение Кониецко бикрам-йогой. Это вылилось в историю с азиатским сеттингом, которая начиналась на Южном полюсе. А наука и фантастика уступили место магии, которая базировалась на разношерстных боевых стилях Китая.
Финальную версию мира «Аватара» укомплектовали за две недели. И за несколько часов продали ее продюсерам Nickelodeon, которых подкупил самобытный сеттинг и ни на что не похожая история.
У ДиМартино и Кониецко получилось сделать так, что все окружение Аанга кажется главными героями.
Например, есть Катара. Талантливый маг воды, которая борется со стереотипами по поводу того, что женщины не могут сражаться наравне с мужчинами. Или Сокка, ее брат без способностей к магии. Его лейтмотив — достичь успеха в мире, где свет прожектора направлен на тех, кто повелевает стихиями. И также с ними путешествует Тоф Бейфонг, одновременно и слепая девчонка, и самый талантливый маг Земли своего времени. С ее помощью смогли затронуть и тему инклюзивности, и тему противостояния богачей и бедняков.
Антагонисты здесь также хороши, как и протагонисты. В первом сезоне за Аватаром и его друзьями носится Зуко — сын Хозяина Огня, для которого поимка Аанга станет билетом на родину. Линия Зуко — это параллельно и конфликт отцов и детей, и история перерождения из озлобленного, запутавшегося гордеца в раскаявшегося соратника. С последним ему во многом помог его дядя Айро — великий маг огня, который на собственной шкуре понял, что любовь сильнее ненависти, а худой мир лучше доброй войны.
В «Легенде об Аанге» десятки фактурных персонажей, которые умудряются запасть в душу, даже если оказываются на экране на 5—10 минут. Или не произносят за весь сериал ни слова — как летающий зубр Аппа или лемур Момо, сопровождающие Аанга.
Да: как в формате мультсериала, так и в формате комиксов и полнометражного фильма.
Последний — главный источник разочарования для тех, кто любит мультсериал от Nickelodeon. Полнометражную ленту «Повелитель стихий» в 2010-м снял М. Найт Шьямалан. Картину пнул даже ленивый, потому что вопросы там есть ко всему: к актерскому касту и игре, декорациям, спецэффектам и сюжетным проколам. На IMDb фильм оценили всего на 4 из 10.
Каноническое продолжение «Легенды об Аанге» — мультсериал «Легенда о Корре», который также сделали ДиМартино и Кониецко. События здесь разворачиваются спустя 70 лет после финала истории об Аанге. Главной героиней становится Корра, девушка из Племени Воды. Она с легкостью овладела магией воды, огня и земли, но вот стихия воздуха ей никак не дается. Бороться ей придется не только с этим элементом, но и с повстанцами, охотящимися на магов, духами из иного мира и политическими интриганами. Всего здесь четыре сезона: сериал встретили чуть более прохладно, чем оригинального «Аватара», но своя фанбаза у шоу все равно есть.
Самым каноничным продолжением мультсериала 2005 года остается серия комиксов от издательства Dark Horse. Эти истории сосредоточены на том, что произошло с героями оригинального мультсериала. Здесь и противостояние прогресса с традициями, и семейные дрязги, и новые противники. А главное, что классным получилось абсолютно все — от сюжетов до рисовки.
Очень хочется верить в хорошее, и поводы для этого есть. Во-первых, недавняя работа Netflix над сериалом по One Piece. Компания смогла укомплектовать ломоть очень увесистой истории в восемь серий — и сделала это довольно гладко. Шоураннеры отказались от части сюжетных линий, но «Легенда об Аанге» на фоне One Piece выглядит компактным шоу. Поэтому есть увесистые шансы на то, что все останется на своих местах.
Во-вторых, шоураннеры ответственно подошли к касту сериала. Если в фильме М. Найта Шьямалана сделали ставку на «обеление», то в сериале от Netflix решили соблюсти этническую привязку. Из-за этого кадры из трейлера не напоминают школьную постановку, а выглядят аутентично.
Правда, и без опасений по поводу будущей премьеры не обошлось. Все-таки на успех One Piece падает тень других неудачных аниме-адаптаций — «Тетради смерти», «Стального алхимика», «Ковбоя Бибопа» и т. д. А еще и ДиМартино с Кониецко ушли в 2020-м из проекта Netflix из-за «творческих разногласий». Уход авторов оригинала — достаточно нервозный момент, из-за которого часть фанатов оригинального шоу уже поставила крест на лайв-адаптации.
С другой стороны, шоураннер и сценарист проекта Альберт Ким уже десять раз заявил о том, что в этом шоу они практически пошагово вторили оригиналу и делали ставку на «подлинность». Остается надеяться, что за этими заявлениями есть что-то, кроме пиар-хода. Ведь тогда поп-культура получит новый бэнгер, а в Netflix наконец-то докажут, что разучились коверкать культовую анимацию нашего времени.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by