Спецпроект

Купить б/у нельзя ремонтировать, или Что делать со сломанным смартфоном?

31 388
26 декабря 2022 в 8:00
Автор: Ян Альшевский
Спецпроект

Купить б/у нельзя ремонтировать, или Что делать со сломанным смартфоном?

Уходя из дома, проверь, взял ли ты кошелек, банковскую карту, ключи и смартфон. Да, мобильники уже настолько приросли к нам, что представить себе день без этого электронного устройства весьма сложно. А уж если придется дольше — пиши пропало. Обусловлено это необходимостью (так мы обычно объясняем нашу зависимость от мобильника): мы привыкли всегда быть на связи, потреблять информацию нон-стоп в любое время суток, смартфон заменяет те самые кредитку с кошельком и так далее. Сегодня вместе с Breezy изучаем вопрос того, всегда ли стоит ремонтировать смартфон.

Людей можно условно разделить на пару категорий: у одних смартфон живет годами и остается целым, но таких еще поискать надо. А другие неуклюжие. Причем не помогают ни чехлы, ни пленки на экранах, ни хваткие руки: телефон то и дело куда-то падает, выскальзывает, а экран чуть ли не сам трескается во время разговора.

Производители, кстати, знают о таких напастях, поэтому выпускают все более прочные стекла. Они способны противостоять ударам и царапинам и даже немного деформируются без последствий. Заодно продумывают конструкцию, оберегающую от попадания внутрь влаги и мусора. Но если бы поломки были связаны только с этим...

На заре «мобилостроения», когда каждый сотовый телефон был на вес золота, их владельцы старались не допустить поломки. Сейчас, кстати, некоторые ремонтные работы вызовут недоумение. Например, для молодежи странно звучит: «Надо сходить и заменить кнопки» (или почистить их). Потом настал век смартфонов с их конструкцией, которая, казалось бы, должна быть устойчивее к некоторым видам повреждений — это же стеклянный прямоугольник, но так ли это?

Самые частые поломки современных смартфонов

Согласно рейтингам, составляемым сервисными центрами на основании обращений, чаще всего из строя выходят дисплеи, за ними следуют аккумуляторные батареи. Остальные компоненты из числа «основных» — разъемы, микрофон, спикеры и камера — выходят из строя реже.

«Частые это АКБ и дисплей. Что касается аккумулятора, обычно это старость, деградация химических элементов», — пояснил Александр Коровацкий, руководитель сервисного отдела Авторизации «МакСолюшнс». На срок службы аккумулятора, по его словам, влияет ряд факторов, и не все они очевидные. Например, постоянные температурные перепады не добавляют батарейке здоровья. Так что зимой батарея смартфона, то и дело попадая с мороза в теплое помещение, переживает стресс. А летом начинается воздействие высоких температур — о том, как они могут негативно влиять, мы рассказывали ранее.

Есть и те, кто умудряется заряжать смартфон с нуля до 100% три-четыре раза в день — такой ритм считается наиболее сложным даже для современных аккумуляторов. Как умудряются? Много играют, наверное, или навигатор не выключают.

Поломка дисплея или корпуса — это «классика». Смартфоны регулярно роняют, причем иногда достаточно легкого удара в точку напряжения, а порой мобильник выдерживает падение с многих метров с минимальными повреждениями — как повезет. Чехлы спасают, однако не являются панацеей. Тем более если пользователь сядет в жесткое кресло со смартфоном в заднем кармане узких джинсов.

В зависимости от технологии матрицы повреждения могут проявляться по-разному. Если это давний iPhone 11 с IPS-дисплеем, для него характерны желтые пятна в случае нарушения целостности (аналогично для других смартфонов с такими же матрицами). Причем воздействие, которое повлекло повреждение, не обязательно будет ударным, это может быть сильное давление как извне, так и изнутри: если сесть на телефон, внутренние компоненты могут сместиться. Если это свежие модели с OLED, внутренние повреждения проявляются темными пятнами. Ну и никуда не деваются сколы и трещины от ударов.

В теплое время года возрастает количество «утопленников» — смартфонов, которые побывали в среде, для которой не предназначены, но и остальные поры года «опасны»: виной тому может стать проливной дождь, разговор в душе или попытка сделать подводное селфи. А кто-то моет свой аппарат, если тот показался грязным: например, пляжный песок забился в разные отверстия — получается «двойной удар».

Не слишком часто выходят из строя разъемы для подключения питания или наушников, если они есть, а также микрофоны и динамики. Конструкционно эти элементы скрыты и потому более защищены от внешних воздействий. Однако есть пара «но».

«Если указано IP68, то люди обычно думают, что со смартфоном можно купаться в море, плавать и так далее. К сожалению, это не так. Кроме того, элементы проклейки, сама защита имеет свойство со временем деградировать, она разрушается (в данном случае я бы рекомендовал менять проклейку, восстанавливать защиту). Но вода может пойти не только через нее, но и через лоток для SIM, через динамик или микрофон», — добавил Александр.

Что касается камер смартфонов, то поломки с ними случаются, но не так чтобы часто. Причина может быть связана с конструкцией (мы сейчас говорим именно об iPhone). «Камеры ломаются при определенных условиях эксплуатации. Это сложный модуль, в нем используется так называемый подвес линзы. Проблема — расфокусировка как на дальние, так и на близкие предметы. Она может возникнуть как раз за счет падений — подвес выходит из строя», — пояснил наш собеседник.

Очевидно, что помимо явных поломок (разбит экран, поврежден корпус) есть и скрытые. Как следует из практики, причину неисправности сам владелец смартфона определит с вероятностью примерно 50 на 50. Это примерно как поставить диагноз самому себе, ориентируясь на мнение друзей и экспертов из интернета: можно попасть в точку, а можно попасть впросак.

Поэтому и подход походит на «врачебный» — просят рассказать о «симптомах», а не озвучивать гипотетическую «болезнь». Так «батарея не держит» может оказаться вышедшим из строя контроллером, сбоем материнской платы, неисправным разъемом или обычным мусором в нем (есть и такие примеры). Очевидно, что стоимость ремонта в этих случаях совсем разная и порой может ударить по кошельку, особенно это чувствительно, если телефон не новый и уже бывал в сервисах.

Александр рассказал о коллекции необычных жалоб на неисправность iPhone: «Одна из наших топовых: „Делаю тише — ничего не слышно, делаю громче — голова болит“. Или вот: „Когда ты сдвигаешь шторку сверху вниз, выключаются мобильные данные, мигают все значки“. Одна из фантастических: „На экране возникла царапина, из нее периодически появляется жидкость“. И наконец, пара таких: „При прослушивании музыки мелодия есть, а слов нет“ и „Корректно играет, только если адаптер лежит внатяжку“».

Ремонтировать или купить другой смартфон?

Отдельно стоит вопрос ремонта. Опять же, условно его можно разделить на две категории: авторизованный и «обычный». Плюс есть множество дополнительных нюансов внутри.

Основные отличия связаны с подходом к ремонту. Авторизованные сервисы не идут на «точечный ремонт» в том числе из-за постоянно растущей сложности устройств (и такая практика существовала, вероятно, всегда). А сейчас, когда на одной плате находятся десятки, если не сотни элементов, да еще встречаются взаимосвязанные между собой, поиск неисправности не всегда оправдан (и не всегда может гарантировать решение проблемы).

Поэтому и практикуется «узловая замена». Сломался разъем? Его не перепаивают, а меняют целиком. Вышла из строя кнопка? То же самое. В иных случаях замена очевидна: если разбился дисплей, осколки не склеишь обратно, а деградировавшую с годами батарею не восстановишь до уровня новой.

Плюс такого подхода — высокая эффективность за счет наличия специфического оборудования под конкретный бренд, инструкций от него же. А при наличии «запчастей» (в случае с iPhone, например, есть «срок жизни», в течение которого Apple обеспечивает их выпуск, — минимум пять лет, максимум — семь) не возникает ситуаций «у нас не получится»; минус — высокая цена замены некоторых компонентов (мы говорим о постгарантийном обслуживании в данном случае). В этот момент возникает вопрос: стоит ли ремонтировать?

Другой вариант — «обычный ремонт». Здесь иные плюсы и минусы. Плюсы — дешевле в том числе за счет возможности «точечного ремонта» (той же перепайки), наличия запчастей со вторичного рынка. Минусы — сложности с контролем качества, меньше гарантийных обязательств, происхождение запчастей труднее проверить, встречаются не предназначенные для местного рынка, а это потенциальные «глюки». Забавно, но вопрос тот же: стоит ли ремонтировать?

Мы уточнили, сколько будет стоить замена некоторых ключевых элементов смартфонов, ориентируясь на авторизованный сервис, а выводы оставим на ваше усмотрение.

Все АКБ для смартфонов Apple стоят одинаково, поэтому на iPhone 11, 12, 13 их стоимость составит около 480 рублей. С дисплеями ситуация иная, здесь уже есть отличия по поколениям и размерам. Например, для базового iPhone 11 экранный модуль обойдется до 1000 рублей, iPhone 12 и 13 — около 1300. «Максы» обойдутся на процентов 20 дороже, модуль камеры для этих мобильников стоит в районе 600 рублей.

Если обратить внимание на другие бренды, в линейке которых представлены дешевые смартфоны, затраты значительно снижаются, что вполне логично обусловлено ценовым позиционированием. Причем это касается как авторизованных сервисов, так и «обычных». Кроме того, роль играет возможность поиска «альтернативных» компонентов. Анализ показал, что чем дешевле смартфон, тем выше в процентном соотношении к стоимости устройства затраты на некоторые виды ремонта — точнее, замены узлов и компонентов.

Ориентируясь на логику и доступную информацию, юзер сам решает, какой вариант ему подходит больше: выбросить вышедший из строя смартфон и купить другой либо все же отремонтировать «старого доброго друга».


Партнер проекта - Breezy
Мы даем гаджетам второй шанс, сохраняя ресурсы планеты, а будущему владельцу — возможность сэкономить, получить эмоции, как при покупке нового устройства.

Все iPhone by Breezy — это только оригинальные бывшие в употреблении iPhone, которые прошли диагностику в сервисном центре, и полностью исправны. С Breezy ты платишь справедливую цену за девайс, который практически не отличается от нового, имеет гарантию 12 месяцев и всю необходимую комплектацию.

Спецпроект подготовлен совместно с СЗАО «АСБИС», УНП 100079992.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by

Автор: Ян Альшевский