PS5 недавно исполнилось уже два года — приставка начала предлагаться в ноябре 2020-го. Я купил консоль в первый день продаж, так что сформировать впечатление о плюсах и минусах устройства, особенно учитывая нынешние трудности с доступом к играм и другим сервисам японской компании, получилось сполна. Спойлер: несмотря на все теперешние сложности, PS5 выглядит одним из самых сбалансированных решений для геймеров как минимум по соотношению цены и производительности.
Самый актуальный вопрос, которым PS-геймерам в Беларуси приходится задаваться уже почти год, — как вообще покупать игры, если российский сегмент магазина PS Store (выделенного белорусского магазина не существует, так что игроки из стран СНГ обычно использовали российские аккаунты) приостановил работу? Это же касается продления подписки, позволяющей играть в онлайн-игры (об этом позже).
Новые тайтлы на дисковых изданиях приобретать также стало ощутимо сложнее. В крупных торговых сетях они если и появляются, то с ощутимой задержкой (вероятно, из-за логистических сложностей: привозить копии в ограниченных количествах теперь приходится из непривычных для реселлеров регионов). Юзерам диски также зачастую приходится предзаказывать — цена вырастает. Не говоря про то, что локализация в подобных изданиях может отсутствовать или быть ограниченной (хотя об этом, как правило, предупреждают).
Какой выход нашли пользователи? Создание аккаунта в PS Store для другого региона, где все эти функции продолжают работать (самые популярные варианты — Польша, Великобритания, Турция). Пополнять виртуальные кошельки можно через так называемые «цифровые коды» (проще говоря, гифт-карты) необходимого номинала — они продаются на нескольких онлайн-платформах, оплата белорусскими банковскими карточками проходит.
В таком случае переплата в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составляет порядка 25—30%. Сравниваем: в конце 2021 — начале 2022 года новая игра стоила 5500 российских рублей, или порядка 190 белорусских (с учетом тогдашнего обменного курса). Сегодня при использовании «цифровых кодов» (релевантно для польского региона, с покупкой нужных кодов на одной из белорусских площадок) — 240—250 рублей.
Дорого? Субъективно, особенно если учесть, что дисковые версии могут предлагаться еще дороже (God of War: Ragnarok в крупной белорусской торговой сети сейчас отдают за 320 рублей), не особо. К тому же по обменному курсу, актуальному на момент публикации материала, запрашиваемые за игру более привычные 5500 российских рублей превратились бы уже в 220 белорусских.
Что еще следует знать:
Одной из основных претензий к PS5 в нашем тексте прошлого года стал довольно ограниченный выбор бесплатных игр в PS Plus — подписочном сервисе от Sony, изначально необходимом скорее для работы онлайн-режимов в популярных проектах. Условно, поиграть в «онлайн» Call of Duty без PS Plus не получилось бы.
Последнее остается актуальным и сегодня, но в Sony решили переработать систему и по крайней мере попытаться сделать из PS Plus полноценного аналога-конкурента сервису Game Pass, занимавшему лидирующее положение практически по всем фронтам. Получилось ли? Однозначно сказать я не рискну, но явно можно утверждать: без натиска со стороны Microsoft на преобразования в Sony вряд ли пошли бы.
Напомним: в конце прошлого года PS Plus, кроме возможности поиграть по сети в тайтлы, предлагал лишь ограниченный список из пары десятков игр (их еще называли «Хиты PlayStation»). Эти игры действительно выделялись из общей массы — пользователям, только входившим в мир PlayStation, такого набора хватало вперед на несколько месяцев. Но игрокам, владевшим предшествующей версией приставки (PS4), этот неизменяющийся список ничего нового не предлагал — большинство игр геймеры практически наверняка и так успели пройти заранее.
Но сейчас ситуация изменилась: Sony предлагает три уровня подписки —Essential, Extra и Premium (или «Основной», «Экстра» и «Люкс»). В зависимости от региона цены различаются (в PL-профиле самый дорогой премиум-вариант на месяц в пересчете по курсу равняется примерно 40 рублям), но и возможности здесь разные.
На изображении выше приведены основные различия, но если коротко: «Основной» выступает преемником прошлогоднего решения, «Экстра» добавляет постоянно пополняющийся каталог тайтлов (речи об их зафиксированном количестве теперь не идет), а «Люкс» дает возможность играть в проекты не только для поколений PS4/PS5, но и для предыдущих модификаций приставки — за невозможность запускать игры для PS3 (и старше) «пятерку» также журили.
Кроме того, премиум-вариант подписки позволяет бесплатно играть в крупномасштабные ААА-проекты (вроде Cyberpunk 2077) по несколько часов (так называемые Trial-версии), а также стримить игры с приставки на смартфон, планшет или другое устройство. Короче говоря, «Люкс» открывает облачный гейминг (пусть и не без ограничений).
Звучит круто? Вполне. Почему тогда даже обновленную PS Plus не все воспринимают полноценным конкурентом Game Pass? Sony, в отличие от Microsoft, не добавляет в подписку, независимо от ее уровня, ожидаемые игры вроде недавнего «Рагнарека», претендующего на звание «Игры года», или продолжение Horizon. Игры такого уровня всем игрокам придется покупать за полную стоимость — во всяком случае, в первый год-два после релиза.
И это действительно так — чего стоят God of War: Ragnarök, Horizon: Forbidden West или переиздание легендарной The Last Of Us: Part I. Да, проблема с ограниченным числом эксклюзивных (пускай даже временно) проектов сохраняется — на излете жизненного цикла PS4 игр такого уровня в год выходило больше. Но очень важно осознавать: у конкурентов, причем не только на Xbox, но и на ПК и в чуть меньшей степени Nintendo, нет и этого.
Субъективно, именно проекты от внутренних студий этой компании задают тренд на то, в какую сторону развиваются однопользовательские сюжетные игры с претензий на художественную ценность. Ведь едва ли не единственным серьезным проектом этого года, издательством которого занималась не сама Sony, выступает Elden Ring. Впрочем, эта игра олицетворяет немного другой жанр — сравнивать их напрямую не до конца верно. При этом претензии, высказанные в прошлом году, сохраняют свой вес. По крайней мере пока эксклюзивы Sony, выходящие в том числе на PS5 (компания занялась портированием некоторых из них на ПК), не так значительно визуально отличаются от версий этих же игр для других платформ. Что касается геймплея, потенциал железа приставки (речь про сверхбыстрый SSD-накопитель) раскрывают также не все из них.
Но уже в грядущем году от практики одновременного релиза ААА-проектов для PS4/PS5, похоже, начнут отказываться. Например, это косвенно подтвердила студия Insomniac, занимающаяся разработкой второй части Spider-Man — эта игра окажется доступна только на PS5. Эта же команда создает «Росомаху», которая готовится только для пятого поколения приставок компании. Предположу, что дело также в достижении определенного количества проданных копий консоли. На конец сентября нынешнего года Sony удалось продать около 25 миллионов PS5.
Остальные выводы о «железных» особенностях игровой приставки с момента выхода прошлогоднего материала не изменились. Ниже — основные моменты, не утратившие актуальности:
Стоит ли покупать PS5 сейчас? Еще в прошлом году ответом скорее было «да», чем «нет». Сегодня в этом плане мало что изменилось — приставка успела даже немного скинуть в цене. Большинство продавцов просит за устройство 2180—2295 рублей ($890—935 по нынешнему курсу) против 3100—3200 рублей ($1255—1300) годом ранее.
Да, от рекомендованных производителем €550 далековато, но по соотношению цены, производительности и доступного с расширением подписки игрового каталога предложение все равно выглядит достаточно выгодным. Геймерский ПК за схожую сумму собрать окажется сложнее (какими-либо элементами придется жертвовать). К тому же приобретать игры «вбелую» и играть по сети на компьютерах сейчас даже немного сложнее — зачастую без VPN, в отличие от PS5, не обойтись.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by