Технологический сектор постоянно придумывает что-то новое и, казалось бы, нужное. Однако далеко не все инновации, которые добрались до коммерческого рынка, оказываются действительно востребованными, какими бы фантастически прекрасными они ни казались. Причем ошибки делают как новички в индустрии, так и съевшие не один килограмм полупроводников.
Представляем вашему вниманию подборку некоторых технологических чудес, на которые возлагали серьезные надежды, однако затем все пошло не так. На самом деле, список может состоять из тысяч строк: новые продукты появляются каждый день, некоторые — с весьма серьезной маркетинговой поддержкой и громкими именами за ними. Но мы упомянем лишь часть — особенно примечательных, но при этом не всегда очевидных.
На эту тему можно говорить почти бесконечно, так как все вокруг заняты проектированием «умных» домов, автомобилей, лампочек и даже зубных щеток. Когда все твердят про искусственный интеллект, кто-то наверняка захочет извлечь из этого выгоду. Так на волне хайпа и появился феномен «поддельного ИИ».
Иногда приводят аналогию: один магазин продает кроссовки Adidas, а другой — Abibas. И у обоих есть покупатели: одни ведутся из-за незнания или невнимательности, а другие вполне осознанно экономят или не желают видеть разницы.
В случае с электроникой все не так плохо, просто появляется едва заметная подмена понятий. Так и рождаются «умные кровати» с зачатками ИИ, способные бороться с храпом и менять свое положение. Или зубные щетки с посудомойками, которые знают, как мыть посуду. Или сервис рекомендаций музыки («Вы слушаете много классики? Вот вам больше классики!»).
На самом деле машинное обучение и алгоритмы, анализирующие привычки юзера, — это вовсе не искусственный интеллект (хотя «умными» их назвать с натяжкой все же можно). Стиралка, взвешивающая белье, не намного умнее своей древней предшественницы, даже если на корпусе есть наклейка «Искусственный интеллект». Но именно эта наклейка помогает продавать, одновременно дискредитируя понятие ИИ.
Можно было бы перечислить все «невзлетевшие» смартфоны, которые имеют свою неповторимую фишку, однако их слишком много. Поэтому объединим под одним пунктом некоторые особенно отличившиеся.
Windows Phone, вероятно, казался самым перспективным и даже успел завоевать свою аудиторию — которая была полностью довольна мобильной платформой Microsoft. Корпорация прикладывала все усилия, чтобы застолбить себе место в мире, где вовсю развернулись Android и iOS. А флагманом движения стала Nokia, запартнерившаяся с софтверным гигантом. Позже все вокруг твердили о том, что «с самого начала все было очевидно»: не взлетит.
Не удалось открыть новый рынок и у Google, которая долго пестовала программу Project Tango по созданию «3D-смартфона», должного найти применение у профессионалов: мобильник научили создавать трехмерные карты окружения для внедрения в него виртуальных объектов, создания виртуальной и дополненной реальности. Все звучало очень перспективно и интересно, но непонятно. Проект закрыли.
Аналогично произошло и с Project Ara — модульным смартфоном от Google, позволявшим пересобирать его по мере появления новых компонентов — основных модулей. То есть пользователь в теории имел возможность апгрейдить смартфон, как обычно обновляют настольный компьютер. Не сложилось.
Facebook наступила на грабли собственного величия: в компании посчитали, что постоянным пользователям соцсети нужен постоянно же подключенный к ней смартфон. В партнерстве с HTC появились первые модели с кастомным ПО и выделенной кнопкой Facebook (как для Netflix на пультах ДУ для телевизоров), позволявшие действительно постоянно быть в сети. И внезапно оказалось, что «тематический» мобильник никому не нужен — узкая специализация ушла в прошлое. Люди не настолько преданы чему-то отдельному.
По несколько иному пути пошел Essential Phone от сооснователя Android Энди Рубина — его имя, кстати, вначале добавило проекту веса. В момент анонса первого смартфона в 2017 году он выглядел невероятно и технологично: с безрамочным экраном, «глазком» камеры в дисплее, титановым шасси. Технические характеристики также вызывали звуки радости. Essential Phone, не выпустившая ничего, постоянно дорожала — в то время ее оценивали более чем в $1,2 млрд.
Потом выяснилось, что разрекламированные фотовозможности далеки от расписанных на бумаге, ПО забаговано, цена высока, используемые технологии, вероятно, получены не совсем честно. Затем разгорелся секс-скандал, в котором звучало имя Энди Рубина. Essential Phone покинул здание.
RED Hydrogen также должен был удивить всех своими возможностями (экран с «эффектом глубины», современная начинка, съемка в 3D-формате и подключение к камере RED Lithium в качестве видоискателя). Но выпуск задержался, и к моменту выхода в продажу железо RED Hydrogen One заметно устарело, камера оказалась не слишком выдающейся, а экран объемного изображения страдал от разного рода артефактов и вообще казался бесполезным.
Это весьма интересный продукт, который, однако, не смог надолго завоевать себе место под солнцем наравне с велосипедами. Мода на эти девайсы началась в 2015 году и продержалась достаточно долгое время (в 2016-м о планах собирать их заявила даже белорусская компания «Витязь»). Но затем их вытеснили электровелосипеды или, скорее, электросамокаты.
Одной из причин высокой популярности стала схожесть гироскутеров с легендарным ховербордом из трилогии «Назад в будущее». Молодежь взяла модный девайс на вооружение: он относительно недорогой, а чтобы освоить его, не нужно долго тренироваться.
В то же время он не настолько доступен для пользователя и безопасен, как самокат. Еще одним ограничивающим аспектом стали проблемы с конструкцией и элементами питания: новости о горящих гироскутерах появлялись регулярно и отовсюду. Или по крайней мере так казалось.
А затем мир наводнили электровелосипеды и электросамокаты. Объективно, они все же удобнее, хоть и не такие компактные.
Любую технологию можно использовать как во благо, так и во вред. Криптовалюта и все эти блокчейны не исключение. Не секрет, что среди криптоинвесторов и основателей всевозможных криптостартапов можно найти немало нечистых на руку персонажей. Как, в общем-то, и в любой другой сфере, где замешаны финансы.
Одним из грандиозных примеров развертывания скама считается история платформы BitConnect. Заработала она в 2016 году и достаточно быстро завоевала аудиторию: крипта, как известно, позволяет заработать быстро, если подхватить тренд вовремя — волатильность всему голова.
Отличием токена BCC и блокчейна BitConnect от «остальных», по словам основателя платформы, были низкие риски с одновременно высоким шансом получить прибыль. Это сейчас криптоэнтузиасты с молоком матери впитывают закон о высоких рисках без исключений. Доходность обещали дикую (из тысячи долларов можно было сделать $50 млн, если немного постараться), хотя алгоритм обращения с деньгами казался странным, к тому же существовала реферальная программа — эксперты рынка говорили, что это неправильно, но верили им не все. Тем более среди инвесторов разыграли Porsche 911 Carrera S, Mercedes GTS, Aston Martin Vantage, Ferrari California и Lamborghini Huracan — такие уж точно не обманут!
Но после внимания американских властей к BitConnect площадка схлопнулась. Причем сделала это максимально быстро, а курс BCC упал с раздутых $463 до $0,17. Реальная крипта, как выяснилось, осела в кошельках руководства BitConnect и приближенных товарищей, а самый главный человек — Сатиша Кумбхани — исчез. То ли с парой сотен миллионов долларов, то ли с парой миллиардов.
Да и с криптовалютами все не так гладко. Именно они сыграли значительную роль в ненормальном росте цен на видеокарты и некоторые компоненты: сейчас даже базовый видеоускоритель стоит как флагманские GPU прошлого, и еще попробуй его найди. В последнее время ситуация чуть улучшилась за счет экономических потрясений и снижения курса биткоина, однако до рекомендованных значений предстоит долгий путь. Впрочем, винить в росте цен на видеокарты только лишь крипту не совсем честно.
Раз уж затронули тему видеокарт, упомянем еще один технологический провал последнего времени — игру Cyberpunk 2077. Ведь ее разрабатывали так долго, так высоки были ожидания. Должен был случиться шедевр на многие годы вперед, который затмил бы всех «Ведьмаков», «Сталкеров» и Fallout вместе взятых. Реальность оказалась очень жесткой.
Глюки, баги, серьезные проблемы с производительностью… Sony даже удалила научно-фантастическую дистопию из PlayStation, чтобы не возмущать народ. Забавно, но даже массовый возврат денег за купленные копии Cyberpunk 2077 не помешал игре заработать сотни миллионов долларов.
Возникла интересная ситуация: сырой продукт оставался в целом интересным аудитории, которая была готова жевать кактусы в ожидании обновлений и исправлений. Cyberpunk 2077, вероятно, стал отражением современности — как со стороны индустрии, так и со стороны потребителя. Одни презентовали не до конца готовый проект, что, в общем-то, часто встречается в эпоху больших данных и возможности обновить что угодно когда угодно. А другие приняли этот продукт по тем же причинам.
Мораль истории: так делать нельзя, но все-таки можно.
А соседом Cyberpunk 2077 сделаем Star Citizen — как-никак, это самая дорогая игра в истории, которую делают уже лет десять, а даты релиза все нет. Тоже чем-то напоминает сетевой маркетинг и пирамиду, в которую постоянно вливают деньги, но конца и края не видно. Так работают различные стартапы, обещающие, например, транспорт будущего или вечные двигатели: «Платите, у нас столько амбиций. Пока мы их не реализуем, нужны деньги!»
На днях, например, в Star Citizen (точнее, в однопользовательском режиме Squadron 42) реализовали продвинутую физику деформации простыней. Нет, это не какой-то термин — речь об обычных простынях, на которых возлежит герой.
С другой стороны, Star Citizen предлагает вполне жизнеспособную бизнес-модель: геймеры во что-то играют, разработчики получают за это деньги.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by