21 835
04 мая 2022 в 8:00
Источник: Сергей Сергеев

Никнеймы за деньги и три десятка приложений. Какие аналоги запрещенных сервисов разрабатывают в России

Источник: Сергей Сергеев

С момента начала военных действий в Украине из России ушли сотни иностранных компаний: некоторые полностью свернули деятельность, другие приостановили ее, а часть передали бразды правления местным юрлицам. Свою лепту внесло и российское правительство, запретив (или «заблокировав») среди прочего работу ряда популярных интернет-сервисов. Не исключено, что список будет постепенно пополняться.

Так, частичные или полные ограничения коснулись TikTok, OnlyFans, Netflix, Facebook и Instagram, Steam и его аналогов, магазинов приложений Apple и Google, а также некоторых других сервисов. Интернет-пользователи опасаются дальнейших блокировок, среди претендентов на выбывание — YouTube, Twitch и кто угодно еще, просто уход этой пары будет особенно болезненным (если речь не зайдет о тотальной блокировке иностранных ресурсов: почты, переводчиков, сервисов видеоконференций и подобных). Рассмотрим некоторые из них.

Instagram

Значительное внимание в информационном поле в последнее время уделяли «запрещенному» Instagram (которым все равно можно пользоваться) и запуску его аналога — «Россграм». Последний позиционируют как «российскую социальную сеть нового поколения с инструментами монетизации для пользователей». Пока сложно оценить заявления, так как информации о проекте (кроме маркетинговых обещаний) нет, а запуск проекта по состоянию на конец апреля, как заявлялось, не произошел.

Скриншоты «Россграма», которые есть в сети, указывают, что «социальная сеть нового поколения» представляет собой клон Instagram. Кроме того, разработчики пошли на необычный шаг: еще до того, как пользователи получили возможность монетизировать свою активность, оператор начал продавать (предлагает «забронировать») никнеймы за 10 тыс. российских рублей, что составляет около $138. С учетом того, что «Россграм» пока представляет собой кота в мешке, это звучит необычно. Хотя и создает немного хайпа.

К слову, мы несколько раз пытались отправить заявки на предварительную регистрацию в «аналоге Instagram», однако в ответ была тишина — никаких подтверждающих сообщений.

Кроме нерабочего «Россграма», появились и другие, но уже активные «аналоги»: например, Now с десятками тысяч загрузок приложения. Внешне напоминая Instagram, эта соцсеть куда более аскетична и проста, и занять нишу «старшего брата» из-за кардинально урезанных возможностей ей удастся едва ли. Вероятно, намерен включиться в гонку российских «инстаграмов» и банк «Сбер», о разработке аналога американской соцсети ранее сообщил замглавы комитета Госдумы по информполитике.

Список можно продолжить (чего стоит «Грустнограм», который хотя бы идею выбрал забавную), так как желающих сыграть на популярности Instagram всегда было достаточно.

Магазины приложений App Store и Google Play

Сложнее будет с «аналогом» магазина Apple, где больше технических ограничений для распространения ПО через «левые» каналы (поэтому о них и не слышно). А вот различные каталоги приложений для Android-девайсов существуют давно. Самым популярным является «народный» ресурс 4PDA, хотя для загрузки программ через него необходимо обладать определенными техническими знаниями. Ближе к обычному пользователю площадка, запущенная компанией Huawei, когда ее отлучили от сервисов Google. Именно по ее примеру, судя по всему, намерены создавать «аналоги» Google Play.

Громко и с помпой анонсировано два новых «аналога Google Play». Первым засветился RuMarket, в котором на старте было 16 специализированных приложений и следы исходного кода британского каталога F-Droid. За пару недель количество программ в этом маркете значительно выросло в процентном соотношении и превышает 30. Но для широкой аудитории проект пока бесполезен, а разработчики в свое оправдание пишут, что лишь обкатывают и тестируют площадку и потому не хотят размещать здесь много приложений сразу — мол, потом.

А под конец апреля анонсировали запуск еще одного сервиса, которым займется группа компаний VK, сообщали «Ведомости». Субъективно, в данном случае перспектив может оказаться больше, так как VK управляется со множеством крупных давно действующих и успешных интернет-проектов. Первую бета-версию обещают запустить уже до конца мая.

Важно отметить, что «аналог» Google Play, каким бы классным он ни был, не сможет обеспечить подобные оригиналу наполнение и «пользовательский опыт». Так произошло с AppGallery от Huawei: здесь можно найти многие приложения из Google Play, однако они могли попросту не работать или работать некорректно из-за отсутствия доступа к Google Mobile Services (GMS). Также встает вопрос безопасности и легкости доступа к обновлениям.

Выход — разработать по-настоящему собственную мобильную ОС, выпустить смартфоны под ее управлением и создать суверенную экосистему. Такую попытку, напомним, предпринимали Microsoft с Nokia, можно упомянуть, помимо Китая, и Северную Корею.

YouTube

Вероятно, самый сложный для замены сервис, поэтому он до сих пор в строю. Да, в России давно работает Rutube, однако он не смог завоевать сердца пользователей и недотягивает в их глазах до уровня платформы от Google. Кроме того, неподготовленного юзера, который зашел на Rutube впервые, вполне может напугать главная страница, которая представляет собой подборку контента для потребителей недорогих телешоу (а вкладка «популярного» — государственных телеканалов). При этом оценить реальную популярность роликов со стороны сложно: разработчики почему-то спрятали счетчики.

И вновь в списках площадок, которые «как бы могут» заменить YouTube, значатся «ВКонтакте», «Яндекс.Дзен» (который, судя по всему, вскоре станет частью VK), а также импортная Vimeo и менее популярные сервисы. О каких-то новых локальных начинаниях в последнее время не слышно. Может, ситуация усугубится, так как российская пресса сообщала о нехватках серверов для интернет-компаний — смогут ли они справиться с наплывом новых пользователей?

Twitter

История похожа на все остальные, однако эту соцсеть можно упомянуть отдельно, так как о создании «аналога» Twitter вновь заговорили через «официальную» прессу: «нужно активно работать для импортозамещения». Почему раньше не получалось, а теперь, в условиях цейтнота и ограниченных ресурсов, получится, не ясно.

Так, в прошлом году попытка уже предпринималась: появился отечественный сервис Twibe. По традиции это был клон с небольшими изменениями. Первое — возможность публикации в микроблог сообщений объемом 10 тыс. символов (это более четырех страниц в Word).

Второе — нулевой уровень безопасности, из-за которого в сеть попали видеоролики с пользователями Twibe, позирующими со своими паспортами (они требовались для подтверждения личности для получения красивой галочки в учетной записи). Как так? Якобы оказалось, что один из админов Twibe использовал для панели управления пароль 123456… После утечки соцсеть моментально схлопнулась.

Предполагается, что за проектом стояли русские основатели, так как в соглашении фигурировали фразы про ответственность именно согласно законодательству РФ.

Пока очевидных заявок на условно вакантное место Twitter не поступало, а заблокированным в России ресурсом продолжают пользоваться даже госчиновники: VPN пока никто не отменял. Самый известный пример — Twitter главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина. Правда, он закрыл к нему доступ после новостей о намерении приобрести сервис Илоном Маском (Рогозин в целом болезненно относится к успехам коллеги и его крупным покупкам).

Facebook

С социальными сетями все просто и сложно одновременно. Обычно они ориентированы на определенную аудиторию (или определенная аудитория ориентирована на них — не суть важно), и редко интересы одинаковых по направлению площадок пересекаются. Поэтому вполне нормально, когда пользователь Facebook не имеет «представительства» во «ВКонтакте», а юзер «Одноклассников» не жалует «Мой мир».

По этой причине создание «аналога» в данном случае представляет собой лишь формирование способов переманивания или заманивания освободившихся пользователей — а площадок, в том числе российских, хватает.

Однако наметилась интересная тенденция: если часть аудитории действительно готова мигрировать из Facebook в «ОК», VK, «Мой мир» и подобные, то значительная считает более комфортным переехать в Telegram. Да, мессенджер, еще относительно недавно бывший в опале, внезапно становится аналогом всех социальных сетей вместе взятых.

Есть и расчет на то, что на волне отказа от как бы запрещенных иностранных площадок поднимут голову российские сервисы, среди которых забытый долгожитель ICQ, а также несколько новичков (или по крайней мере малоизвестных для белорусского пользователя): «ТамТам», Yappy (позиционируется как замена TikTok), ЯRUS и подобные. Кстати, Yappy анонсировали еще в прошлом году, он работает, но средний балл приложения — 2,3, пользователи недовольны примерно всем.


Существует весьма обширный официальный список аналогов взамен ушедших, запрещенных и заблокированных сервисов и инструментов. Google Calendar, например, можно заменить «Яндекс.Календарем», имеются «местные» хранилища данных («Яндекс.Диск», VK WorkDisk и другие), сервисы для работы с документами, формами, картами, почтой, видео, конференциями и чем угодно еще. А вот с «развлекательно-социальными» площадками пока проблема: обычно между заявлением о желании что-то запустить и началом полноценной работы проходит много времени.

Читайте также:

Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
Smart TV, Wi-Fi, 1080p
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
USB, Smart TV, Wi-Fi, 4K, поддержка HDR
Onlíner рекомендует
Smart TV, Wi-Fi, 4K, поддержка HDR

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by