31 847
20 апреля 2022 в 8:00
Источник: Клим Иванов

Суверенный интернет — такое вообще возможно?

Источник: Клим Иванов

Разговоров о некоем суверенном или автономном интернете чуть ли не с каждым днем становится все больше. Особенно в этом смысле преуспела Россия, которая внезапно осталась без множества западных сервисов. Возможно ли запустить собственный интернет? К чему это приведет? Что для этого нужно? Можно ли сделать копию YouTube и Instagram? Зачем все это вообще? Здесь отвечаем на эти и другие вопросы.

Что за «суверенный интернет»?

Проще говоря, за этим понятием скрывается интернет, который полностью контролируется. Кем или чем? В первую очередь — государством. В техническом плане речь о сети, которая не зависит от всемирной паутины.

Это только кажется, что интернет децентрализован и все хранится везде. На самом деле мировая сеть разделена на региональные кластеры. Другое дело, что условные пользователи одного кластера могут получить доступ к услугам, сервисам и информации из других кластеров. «Суверенный интернет» — кластер, максимально обособленный от остальных, с полностью или частично заблокированным доступом к другим региональным сегментам сети.

Есть ли в истории удачные примеры автономного интернета?

Есть удачные, есть не очень. К последним отнесем сеть «Кванмен» в Северной Корее. Пожалуй, это максимально отстраненная от остального интернета сеть, в которую даже попасть так просто за пределами КНДР нельзя. Размещаются там в основном сайты госучреждений, есть собственная почтовая служба, социальная сеть, один онлайн-магазин, поисковик и даже видеохостинг. Попадаются странички более-менее крупных компаний. Впрочем, у избранных есть доступ и во всемирную сеть. Именно эти «избранные» ищут различные сайты (как правило, научного характера), скачивают с них информацию, цензурируют ее и потом размещают в «Кванмен».

Еще один вариант суверенного интернета, на этот раз чуть более удачный, представлен в Китае. Подход отличается от северокорейского: во главу угла поставлена не обособленность от интернета, а тотальный контроль, цензура и ограничение доступа к «тлетворному» западному контенту. Благодаря огромному внутреннему рынку, деньгам и обширному населению китайцам в целом удалось заменить на местные аналоги и YouTube, и Facebook, и мессенджеры. Многие из них функциональнее и удобнее оригиналов. А вот читать и высказываться против политики партии нельзя: придут и накажут. Впрочем, особо продвинутые пользователи изощряются с VPN-сервисами и все же могут прорвать железный занавес, чтобы заглянуть в иностранные СМИ.

А как же РФ? Там вроде тоже что-то такое делали?

Несколько лет назад в России внезапно озаботились созданием суверенного интернета. Оперативно приняли пачку законов, предусматривающих внедрение систем отслеживания источников трафика и его фильтрации, запрет отправки за границу персональных данных, отказ от использования иностранного ПО и оборудования, запуск системы биометрической идентификации и так далее.

Однако до настоящего времени стать полностью независимым и автономным рунету не удалось. Есть лишь частичные успехи в этом направлении. Так, в стране действительно появились собственные продвинутые онлайн-магазины, почтовые службы, соцсети, аудиосервисы. Другой вопрос, как долго они смогут функционировать без софтовой и «железной» западной поддержки. Сегодняшние события также показывают, что отделить национальный сегмент от всемирной сети все еще сложно и крайне болезненно.

YouTube, Facebook и Instagram в «суверенном интернете» останутся?

Нет. Потому что не в последнюю очередь именно эти и подобные им ресурсы обычно становятся причиной для «суверенизации» сети.

Придется придумывать замену зарубежным ресурсам?

Заменить, да и то с оговорками, получится только те сервисы, которые и так не пользовались популярностью из-за региональных особенностей. Например, в той же России пока продолжат успешно работать Ozon, «Яндекс», VK и прочие ресурсы, которые и до блокировки были популярнее западных аналогов.

А как же YouTube, Instagram?

В рамках одной страны (если это не Китай) скопировать тот же YouTube или Instagram невозможно или невероятно дорого, что опять же приводит к варианту номер один («невозможно»). Во всяком случае пока все попытки запустить хоть какую-то альтернативу популярным зарубежным сервисам успехом не увенчались. «Россграм» так и не увидел свет. Популярность Now по сравнению с Instagram — где-то на уроне статпогрешности. К тому же без сторис, видео, директа и редактора фото, то есть без всего того, за что «инсту» любят. Про Rutube даже вспоминать неприлично.

То же касается огромного мобильного сегмента. О создании собственных каталогов приложений для смартфонов можно долго разговаривать, однако создать такое — дело крайне непростое. Что и показал RuMarket, позиционируемый в качестве замены Google Play. Вот только в нем чуть больше дюжины приложений и исходный код от зарубежного каталога ПО.

Суверенный интернет — это дорого?

Очень. Особенно сегодня, когда интернет — это в прямом смысле слова мировая паутина со своими взаимосвязями и взаимозависимостями. Пару лет назад называлась цифра 30 млрд рублей, или полмиллиарда долларов на тот момент. И это только начальная сумма, необходимая для старта более-менее полноценного суверенного интернета. На поддержание инфраструктуры должны были бы уходить еще миллиарды рублей ежемесячно.

В общем, несмотря на все предпосылки, обещания и суровую реальность, даже в России отвязаться от внешнего канала не смогли.

Хорошо, но блокировки-то никто не отменял?

Блокировка отдельных «неправильных» ресурсов — единственная сторона «автономного интернета», которая более-менее легко реализуема в нынешних условиях. Но и тут есть нюанс. Технические ограничения всегда можно обойти — например, с помощью VPN. Да, на определенное, не слишком технически подкованное население блокировка подействует. Однако молодое поколение легко обойдет такие ограничения.

К тому же часто точечные блокировки затрагивают, казалось бы, несвязанные сервисы. А некоторые из них и вовсе ограничивать бесполезно. Показательны в этом смысле попытки заблокировать Telegram в РФ в 2018 году. Тогда только за одну неделю Роскомнадзор заблокировал более 18 млн IP-адресов, используемых мессенджером. Итог — потеря всего 3% активных пользователей-россиян, при этом на 15% выросло количество просмотров телеграм-каналов. Одновременно блокировка затронула Viber, многие платежные системы, сайты университетов, научных архивов и многое-многое другое. А сам Telegram продолжал работать как ни в чем не бывало.

В общем, на примере Telegram: подкинуть сложностей пользователям удалось, однако расплата вышла несоразмерной. Разбираться с последствиями пришлось долго и дорого, а попытки заблокировать мессенджер в итоге оставили.

Собственный независимый интернет даст больше возможностей для развития IT внутри страны!

Не даст. В качестве исключения опять же можно привести только Китай с огромным количеством пользователей. Возможно, могла бы попытаться Индия. Большинство остальных стран при попытке ограничиться автономным интернетом сегодня получат лишь сокращение потребления трафика, отсутствие конкуренции и, как следствие, скромный набор из самых необходимых сервисов (магазин, «газета», форум).

Более того, пострадает множество смежных ресурсов. В первую очередь — IT-сектор, ориентированный на аутсорс и удаленную работу. В остальных сферах будут потери, связанные с недоступностью информационных ресурсов, помогающих вести их деятельность.

Могут ли отключить от интернета Беларусь?

Смотря кто. Извне страны от мировой сети еще не отключали. Даже Россию. А вот ограничить доступ к разным зарубежным ресурсам или их функционалу — это пожалуйста. Далеко ходить за примерами не надо: Booking, PSN, Airbnb, многочисленные финансовые инструменты.

Если уж автономный интернет в стране и будут делать, то изнутри. Чисто технически это возможно. Можно отключиться от корневых серверов, обеспечивающих связь с мировой паутиной, и перейти на собственные сервера. Получится эдакий аналог домашней сети в масштабах страны. Второй (и более реальный) путь — интернет по образу и подобию китайского, с «белыми» списками разрешенных ресурсов, цензурой и блокировкой сервисов. При этом весьма вероятно сращивание с российским сегментом интернета.

Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
802.11ac (Wi-Fi 5), 2.4 ГГц/5 ГГц, до 1900 Mbps, 1xWAN, 4xGigabit LAN
Выбор покупателей
802.11ax (Wi-Fi 6)/Bluetooth 5.1, 2.4 ГГц/5 ГГц, до 1775 Mbps, 802.1X, 1xWAN, 4xGigabit LAN, 2xUSB
Выбор покупателей
802.11ac (Wi-Fi 5), 2.4 ГГц/5 ГГц, до 2033 Mbps, 1xWAN, 3xGigabit LAN

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by