17 046
08 апреля 2022 в 8:00
Автор: Антон Мерзляков

«Тысяча песен у вас в кармане». Как первый iPod спас Apple от краха и стал самым желанным гаджетом компании

Недавно мы рассказывали про музыкальные плееры Walkman от Sony, которые в 1980-х годах совершили революцию и стали ассоциироваться с фразой «Взять музыку с собой». Но с течением времени популярность «волкманов» пошла на спад, и образовавшийся «пробел» попытались заполнить множество компаний как с CD-проигрывателями, так и с MP3-плеерами. Но переиграть всех остальных и стать новой «иконой стиля» удалось Apple, которая в 2001 году выпустила первый iPod — аппарат, вернувший компании новаторский статус и вновь заставивший людей поверить в способность корпорации создавать устройства, изменяющие правила игры.

«Наступило время „думать иначе“»

В 1990-х дела у Apple шли далеко не так гладко, как сегодня. Компания выпускала гаджеты, не находившие особенного отклика у пользователей, и предприятие терпело многомиллионные (если не многомиллиардные) убытки. В «Википедии» период с 1990 по 1997 год и вовсе называют временем «упадка и реструктуризации» Apple.

Ситуация начала меняться в 1997 году с возвращением на пост CEO (то есть генерального директора) основателя компании Стива Джобса. Он практически полностью переиначил всю линейку продуктов Apple, оставив всего несколько позиций — все на тот момент касались персональных компьютеров (и ноутбуков), что позволило начать вытягивать Apple из финансовой ямы.

Джобс в 1997 году

Однако предприниматель осознавал: без выхода на новые рынки (то есть создания новых продуктовых категорий) развиваться в долгосрочной перспективе будет сложно. И такой областью Джобс видел, кроме прочего, музыкальный рынок, причем цифровой. К началу 2000-х годов в США процветали файлообменные сервисы, с которых треки скачивались на компьютеры, а после записывались пользователями на CD в собственные сборники.

Этот процесс, по мнению руководства Apple, был достаточно сложен и малопонятен для многих юзеров. В общем, Джобс с командой задумали переиначить и эту категорию ПО, стремясь упростить процесс переноса музыки с лицензионных (и не очень) дисков, управления файлами на компьютере и записи подобных сборников.

«К 2001 году Apple вдохнула новую жизнь в ассортимент персональных компьютеров. Наступило время „думать иначе“», — говорится в книге Уолтера Айзексона, посвященной Джобсу. Вскоре благодаря такому подходу появилась iTunes — бесплатная программа для компьютеров Macintosh, позволявшая искать музыку по аудиотеке юзера легче в сравнении с ПО конкурентов. «Конвертируй, микшируй, записывай», — гласил тогдашний слоган программы.

Плеер, созданный специально для iTunes

Следующим шагом Джобс видел создание плеера собственной разработки с внутренней памятью — другими словами, продвинутого устройства, в которое не было необходимости помещать диски и/или какие-то еще носители информации. Но присутствовала необходимость синхронизации с iTunes: уже тогда Джобс думал о концепции, в которой компьютеры компании становились своеобразным хабом (цифровым узлом) для прочих устройств производителя.

Другими словами, новинка задумывалась как устройство, специально созданное под фирменную платформу iTunes, то есть для экосистемы от Apple (первые годы приложение было доступно только на компьютерах компании). Кроме того, Джобс форсировал сроки запуска плеера. iTunes представили в январе 2001 года, а сам плеер (спойлер) — в октябре. CEO полагал, что необходимо было успеть с продажами к рождественскому сезону.

Схема будущего плеера от Apple

В общем, компания искала возможности ускоренной разработки устройства, но Джобс отвергал многие из предложений инженеров. Генеральной идеей при создании проигрывателя, если верить книге Айзексона, была «простота в использовании». Основные «сложные» операции по загрузке мелодий, сортировке альбомов, созданию плей-листов и другим действиям отводились компьютеру с iTunes, а плееру оставалось только проигрывание треков.

Но с последним также все было сложно. Джобс весьма нелицеприятно отзывался практически обо всех MP3-плеерах на рынке на тот момент, называя их «полной чушью». Основные претензии были к хранилищу. Компания искала «крошечный, но вместительный» жесткий диск, который позволил бы хранить в памяти множество треков. В сети пишут, что по состоянию на начало 2000-х годов аналоги вмещали не более 16 композиций, что в корне не устраивало топ-менеджмент Apple.

Жесткий диск для iPod

И такой жесткий диск нашли: японская Toshiba спроектировала 1,8-дюймовое (то есть весьма компактное) HDD-хранилище, отвечавшее требованиям Apple, и обещала наладить выпуск за несколько месяцев до презентации iPod. Компанию это устроило, и с японским производителем заключили контракт на эксклюзивную поставку таких носителей.

«Этот проект полностью изменит Apple»

В начале 2001 года Джонатан Рубинштейн — коллега Джобса по основанной им же компании NeXT, слившейся с Apple после возвращения Стива в корпорацию, — занимался поиском специалиста, который мог бы возглавить команду разработчиков будущего плеера. И таким специалистом Рубинштейн видел Тони Фаделла — стороннего инженера, известного в индустрии благодаря опыту работы с портативными устройствами. Сначала Тони наняли как консультанта, а затем убедили присоединиться к Apple на постоянной основе. Хотя последнему Фаделл якобы пытался сопротивляться.

Слева направо: Тони Фаделл, Джонатан Рубинштейн, Джонатан Айв, Стив Джобс и Фил Шиллер

Но Фаделлу предоставили определенную свободу, разрешив нанимать технических специалистов, поскольку силы спецов Apple в тот момент были сосредоточены на новых компьютерах. Из-за сжатых сроков (напомним, Джобс требовал запустить продажи плеера уже к рождественским праздникам) он искал готовые «болванки», которые получилось бы оперативно переделать под нужды Apple. Так Тони вышел на компанию PortalPlayer, у которой была практически готовая аппаратная платформа будущего устройства.

Один из прототипов по габаритам не превышал пачку сигарет — с учетом необходимости внедрения 1,8-дюймового жесткого диска от Toshiba это сыграло ключевую роль для заключения эксклюзивного контракта. «Этот проект полностью изменит Apple. Через десять лет мы будем зарабатывать на музыке, а не на компьютерах», — сказал Фаделл своей новоиспеченной команде.

Впрочем, впоследствии PortalPlayer закончила не очень удачно. Через несколько лет после заключения сделки около 90% дохода компании зависело от Apple. А последняя в 2006-м отказалась от процессоров разработки PortalPlayer, выбрав вариант от Samsung. Это стало началом конца для PortalPlayer, и вскоре ее поглотила Nvidia — компания перестала существовать как независимый элемент.

«Тысяча песен у вас в кармане»

Название iPod, если верить легенде, придумал один из копирайтеров компании, предложив назвать плеер просто словом Pod по аналогии с космической капсулой. Джобс добавил букву i, чтобы название соответствовало другим продуктам компании.

В апреле 2001 года Джобсу представили тройку прототипов, два из которых он сразу же отмел. Последний, в котором использовались небольшой ЖК-дисплей, упомянутый выше 1,8-дюймовый жесткий диск на 5 ГБ и аккумулятор, заинтересовал Стива. А после того как Фил Шиллер — нынешний вице-президент по маркетингу Apple — высказался про идею с крутящимся колесиком для навигации по трекам, прототип утвердили и стали дорабатывать.

С того момента Джобс сам принимал участие практически в каждом этапе разработки, вынуждая команду следовать принципу: до любого элемента пользовательского интерфейса обычному юзеру необходимо добраться максимум в три нажатия кнопки. Если Стив сам не понимал, как отыскать какую-либо функцию, приходилось все переделывать. «Стив буквально заваливал нас идеями. И так было каждый день: переключатель, цвет кнопки, ценовая стратегия», — вспоминал Фаделл.

Слева Стив с одним из последующих поколений iPod, а не с его первой версией

За «внешность» iPod отвечал Джони Айв, уже занимавший пост вице-президента промышленного дизайна Apple. Именно он настоял, чтобы фронтальная сторона устройства оставалась белой, а тыльная была выполнена из полированной нержавеющей стали. Айв полагал, что подобный подход позволит плееру выглядеть как «нечто значимое, не одноразовое».

Кроме того, решением Айва наушники, зарядный провод и блок питания также оказались белыми. В те времена подобное не практиковалось. Как правило, аксессуары были черными — над их дизайном особенно не заморачивались.

Но именно белоснежный цвет наушников стал визитной карточкой iPod: плеер продвигали рекламой, в которой изображался танцующий человек с плеером в руках и белыми проводами. Даже сегодня, спустя 21 год после начала продаж первого поколения устройства, практически все наушники Apple (за исключением AirPods Max) остаются белого цвета — своеобразная дань уважения.

Первый iPod представили 23 октября 2001 года, оценив девайс в $399. В приглашении-анонсе для журналистов говорилось: «Подсказка: это не Mac». Тогда сам Стив со сцены рассказал о плеере, который «может хранить до тысячи песен и при этом помещается в кармане». И это сработало.

Что было дальше

Несмотря на некоторый скепсис со стороны как профессионального сообщества, так и части обычных пользователей (особенно в вопросе ценовой политики), iPod быстро стал устройством, буквально вытащившим Apple из долговой ямы. И, что еще важнее, благодаря успеху «айпода» компанию снова стали воспринимать новаторской, как это было с выходом первых моделей компьютера Macintosh в 1980-х.

Со временем слово «айпод» стало нарицательным — неподготовленные юзеры обобщенно называли так все MP3-плееры. «В 2007 году доходы от продаж iPod составили половину дохода компании», — резюмируется в книге Айзексона. В этом же году компания The Global Language Monitor назвала слово iPod самым употребляемым среди англоязычных изданий, пишущих о технологиях, за последние пять лет.

Apple продолжала выпускать различные версии iPod вплоть до 2019 года, когда появился iPod Touch 7-го поколения. До этого выходило множество вариаций «классических» iPod, а также их уменьшенных модификаций вроде iPod mini или iPod nano. Через несколько лет после запуска первой версии плеера через iTunes стало возможно покупать композиции популярных исполнителей, причем по одной песне, а не альбомами — еще одна революционная идея, сперва не понравившаяся звукозаписывающим студиям.

Но после 2010 года популярность iPod начала достаточно резко снижаться — главным устройством компании, задающим тренды и приковывающим внимание пользователей, окончательно стал iPhone.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by