Когда-то вокруг было сплошное ничто, из него затем появился мир. Теперь кажется, что колесо существовало всегда, а его изобретение воспринимается как само собой разумеющееся. То же касается всего, что окружает нас: от спичек и дверных замков до чесалок спины и прототипов квантовых компьютеров. В голове с трудом укладывается тот факт, что каждый предмет в нашем мире был кем-то придуман, а затем — создан.
Одним из двигателей прогресса стала, вероятно, научная фантастика, позволившая появиться идеям и образам, реализованным затем в реальности. Хотя даже в сказках придумывали странные гаджеты, аналоги которых можно найти теперь. Но интереснее все же присмотреться к фантастике новой эры, когда наука начинала преодолевать предрассудки прошлого и облекала их в понятный вид — с описанием принципов и сфер применения.
Собрали некоторые небанальные научные предсказания в сфере технологий, которые сбылись. Многие, кстати, можно критиковать: мол, предложенные оригинальные варианты не будут работать и вообще описанное фантастами имеет много белых пятен. Кроме того, не всегда авторство можно приписать конкретному человеку.
Наверное, одно из самых простых и очевидных (с нынешней точки зрения) предсказаний сделал американский кинокритик и историк Роджер Эберт в 1987 году в одном из интервью — единственный «не писатель» в нашей подборке. Его спросили о будущем кинематографа, на что Эберт точно спрогнозировал появление телевидения высокого разрешения и телевизоров с широкими экранами.
На этом он не остановился, предположив исчезновение видеокассет как носителей записанной видеоинформации и средств для ее самостоятельной записи. Правда, Эберт чуть ошибся, считая, что для этого будет применяться 8-мм пленка, однако не исключил применение аналогов оптических приводов для их воспроизведения — лазерные диски к тому времени уже не были фантастикой, но и глобальное распространение технология получила не скоро.
Роджер Эберт предсказал и появление сервисов, получивших название VoD — Video on Demand, но ими не ограниченных. По мнению кинокритика, в будущем люди смогли бы смотреть новое кино не выходя из дома — достаточно нажать кнопку. Чем не Netflix?
Роберт Хайнлайн, как и многие другие фантасты прошлого века, не стеснялся в прогнозах на ближайшее столетие. Многие вещи так и остались плодом воображения и, вероятно, никогда не будут воплощены в жизнь (например, путешествие со сверхсветовой скоростью и сквозь время). Другие уже реализованы, а третьи могут появиться в обозримом будущем.
В 1941 году был опубликован небольшой рассказ «Никудышное решение» (Solution Unsatisfactory), написанный Хайнлайном годом ранее. Как гласит история, идею автору подкинул редактор американского журнала фантастики Astounding Science Fiction: Джон Кэмпбелл предложил будущему классику жанра поразмышлять на тему применения атомного оружия (речь шла о распылении радиоактивной пыли), которого на тот момент не существовало. Хайнлайн отказался от предложенного сюжета, переработав его на свой манер, однако Кэмпбеллу результат пришелся по душе, и «Никудышное решение» вышло в свет.
Считается, что рассказ, хоть и не описывал применение атомной бомбы, тем не менее поднимал важные аспекты использования подобного типа оружия — до того, как официально был дан старт «Манхэттенскому проекту».
Среди предсказаний Хайнлайна — появление всемирной информационной паутины с возможностью моментального доступа к актуальной новостной информации и архивам. Правда, в видении фантаста, «интернет» представлял собой разветвленную сеть пневмотрубок, по которым и путешествовали «отсканированные» библиотекарями документы.
Говорил писатель и о «мобильных телефонах» — портативных средствах связи, которые могут поместиться в небольшую сумочку. Домашние же телефоны, предполагал Хайнлайн, смогут записывать сообщения, отвечать на простые запросы и передавать видеоизображение.
Так сложилось, что iPad стал синонимом слова «планшет», хотя первые устройства подобного плана появились задолго до этого популярного продукта Apple. Более того, концепция была описана, когда Стиву Джобсу едва стукнуло 13 лет: в 1968 году в прокат вышел фильм «Космическая одиссея 2001 года» Стенли Кубрика. Сценарий к картине режиссер писал в соавторстве с Артуром Кларком.
В фильме, снятом в 1965-м, устройство называют Newspad. Его можно подключать к информационной сети космического корабля и выводить информацию на экран — как текстовую, так и видео. Забавно и то, что фантастический гаджет фигурировал даже в суде между Apple и Samsung в 2011 году: корейская корпорация упомянула его, когда отбивалась от конкурента, требующего сатисфакции за якобы кражу дизайна iPad.
Также Артур Кларк описал и работу спутниковой связи и телевидения при размещении спутников на геостационарной орбите. Правда, на этот раз не в научно-фантастическом романе, а в документе, озаглавленном The Space-Station: Its Radio Applications. Он был опубликован в 1945 году, Кларк описал принципы работы такой системы — тогда это казалось совсем не простой задачей, особенно с учетом только завершившейся Второй мировой войны.
И если описание спутниковой связи выглядело менее фантастическим, то передача телесигнала через спутники виделась скорее прожектом. В то же время писатель не был первым, кто предложил размещение небольших передающих устройств на геостационарной орбите, но именно Артур Кларк популяризовал идею. Воплощаться она начала спустя 12 лет — с запуском «Спутника-1», а затем, в 1962-м, продолжилась благодаря запуску Telstar 1.
Имя Беллами вряд ли знакомо многим, однако именно этот американский утопист и политический мыслитель описал концепт того, что в будущем стало «дебетовой карточкой». В своем романе «Через сто лет» (в оригинале — Looking Backward: 2000—1887), опубликованном в 1888 году, он говорит о «кредитной карте»: каждый гражданин в будущем получает за свою деятельность определенный объем «кредита», а, трудясь на сложной и опасной работе, отдыхает больше — чтобы размер кредита у всех был одинаков. Стоит отметить, что описанный Беллами концепт в нашем времени превратился в дебетовую карту (а не кредитную).
К слову, в своих мечтах писатель видел будущие США как социалистическую утопию, Беллами также называют сторонником марксизма. Поэтому он и описывал общие блага, одинаково доступные всем без исключений, ожидал раннего выхода на пенсию — в 45 лет. Кроме того, автор описывал аналог «кооперативных магазинов», где каждый трудится на благо остальных, а взамен все получают доступ к любым товарам — эдакий гипермаркет. Упоминал Беллами и «проводные телефоны», по которым можно было бы слушать музыку и проповеди (близкий аналог — Apple Music и сервисы подкастов).
Роман «1984» был опубликован в 1949 году — тогда Оруэлл занятно описал антиутопическое государство, в котором власть имущие обладают тотальным контролем над «нормализованным» обществом.
Среди инструментов контроля — обширная система видеонаблюдения, следящая практически за каждым шагом. Разница в том, что Оруэлл ошибся во временном отрезке, так как подобные сети начали активно развиваться во второй половине нулевых.
Первопроходцами стали, вероятно, британцы, которые постоянно жалуются на перманентно следящего «большого брата», однако Китай создал куда более технологически продвинутый вариант. А ведь есть еще и другие способы сбора какой угодно информации: смартфоны, отслеживающие местоположение, фото и видео; интернет, складирующий ваши запросы и пути серфинга; банковские карты, анализирующие траты.
На самом деле список «придуманного» или «предсказанного» можно продолжать до бесконечности. Жюль Верн, например, рассказывал о полете на Луну — когда это было не просто мечтой, а несбыточной мечтой. А чего стоит «Наутилус» — подводная лодка на электрических источниках энергии. Сюда можно добавить акваланг и видеосвязь, крионику, а также множество других, ставших обыденными вещей.
Хьюго Гернсбек (это в его честь названа ежегодная престижная премия в области научной фантастики) рассказывал о телевидении, когда о нем практически никто не слышал, появлении кондиционеров, распространении авиаперевозок и многом другом. Фантасты рассуждали о разработке роботов, практически неотличимых от людей, создании лекарств от неизлечимых болезней, генетических модификациях, полетах за пределы Солнечной системы, телемедицине (когда видео толком передавать по проводам не научились), 3D-печати, умных домах, летающих машинах и военных дронах.
А вот Урсула Ле Гуин как-то сказала: «Фантастика — это не о предсказаниях. Фантастика — это об описании. Предсказания озвучивают пророки (бесплатно), ясновидящие (обычно за деньги, и потому они пользуются большим авторитетом, чем пророки) и футурологи (эти получают зарплату). <…> Дело романиста — лгать». Что ж, в слово «ложь» можно вложить разные смыслы, а писатели в этом деле — доки.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by