36 759
06 марта 2022 в 8:00
Источник: Сергей Сергеев

Пострадают даже BMW. Когда исчезнут 3G-сети и чем это грозит

Источник: Сергей Сергеев

США и европейские страны начинают избавляться от сетей 3G, правда, Северная Америка выбрала куда более серьезный темп: все крупные операторы прекратят предоставлять физическим абонентам услуги 3G до конца 2022 года, следует из документов Федеральной комиссии по связи (FCC). Европа намерена поддерживать 3G еще лет 10, однако операторы в некоторых странах полностью перейдут на 4G и 5G намного раньше — уже в 2023-м.

Отказ от поддержки устаревших сетей продиктован несколькими причинами. Сами операторы чаще говорят о том, что 4G и 5G позволят «улучшить качество обслуживания и пользовательский опыт», «предоставить новые услуги». Реже — о том, что поддержка 2G и 3G не несет для них экономического смысла и становится финансовым бременем.

Называются и более специфические причины: с точки зрения энергопотребления 4G и 5G выглядят намного эффективнее предшественников. Кроме того, есть и другие технические аспекты (освобожденные диапазоны 3G можно отдать под более «современные трафики»), а также финансовая заинтересованность: рынок получит дополнительные вливания за счет покупки и интеграции новых технологий. К тому же у многих операторов и производителей оборудования есть планы «озеленения» технологий, новые поколения сетей больше отвечают современным стандартам.

В пользу отказа говорит и то, что абонентов 3G-сетей мало: около 10% (в первую очередь если рассматривать европейские и американские операторы связи), у кого-то и вовсе стремится к нулю. Это продиктовано и политикой производителей смартфонов, отказавшихся от исключительной поддержки даже 3G ради LTE и 5G. Аналогично дело обстоит с производителями телекоммуникационного оборудования.

Устаревшие сети актуальны для «звонилок» — кнопочных телефонов, которые до сих пор активно выпускаются и работают в 2G, реже — 3G. Именно они станут первыми претендентами на вымирание, но коснется это в основном бибрендов, использующих одну платформу. Крупные же вендоры отказываются от выпуска «обычных» мобильников, уступая эту долю менее известным компаниям, или присутствуют лишь на развивающихся рынках. К слову, «вымирание» может и не случиться, так как остаются регионы, где и о 3G не слышали. Современные же смартфоны поддерживают как минимум 4G, но все активнее осуществляется переход на 5G, «чистых» 3G практически не осталось.

Односторонний отказ от 3G не порадует абонентов операторов. Последние будут действовать на свое усмотрение, некоторые готовы предоставить LTE-смартфоны бесплатно, но вряд ли такая практика окажется повсеместной. Клиенты сотовых операторов, в свою очередь, все же постепенно обновляют «парк» мобильных устройств, подгоняемые всевозможного рода акциями, рассрочками и тормозящими девайсами.

Есть нюансы и с дополнительным оборудованием, к которому относятся 3G-модемы и различного типа антенны для усиления сигнала. Первые придется менять, вторые тоже, если поддерживаемый диапазон не захватит нужной волны. Правда, в белорусской реальности это вряд ли произойдет скоро.

Операторам предстоит пойти на дополнительные траты, чтобы обеспечить полноценную работу голосовых сервисов: сейчас некоторые компании, предоставляющие LTE-услуги, не предлагают поддержку технологии VoLTE или реализуют ее лишь в некоторых своих сетях. Это требует сохранения сети 3G для передачи «голоса» даже с учетом снижения качества того самого «пользовательского опыта» (надо переключаться на лету, связь может от этого страдать). Очевидно, что отказ от 3G будет продиктован возможностями как инвестирования (если все работает, зачем менять?), так и создания инфраструктуры: если ее критические компоненты завязаны на определенный стандарт, от него не откажутся. Свою роль играют коммерческие интересы, умение планировать и инерция (эдакий аналог «технологической бюрократии»).

Что касается Беларуси, то, по официальным данным, страна не полностью покрыта сетями LTE, белые пятна есть даже в крупных городах. Это обусловлено застройкой и рельефом (математическая модель показывает доступность сетей, на деле же устройства видят LTE, но скорость передачи данных — низкая), а также наличием тех самых инвестиций и «технологической бюрократией».

«Интернет вещей», который начал зарождаться достаточно давно, также может оказаться под ударом и тогда вынудит некоторых операторов сохранить часть устаревшей инфраструктуры для ее поддержки. В выгодной позиции окажутся страны, которые начали развертывать IoT-сети относительно недавно и потому, вероятно, предпочли современные решения — LTE-M и NB-IoT вместо 2G и 3G.

А что же остальные? Ведь речь не только о смартфонах, но также о планшетах и других портативных девайсах. Обычно в них при наличии модуля мобильной связи присутствует и модуль беспроводной — Wi-Fi. Так что 3G-«читалки» и смартфоны превратятся в условно «стационарные» гаджеты, привязанные к точке доступа. То же касается систем видеонаблюдения, охранных систем и подобных.

Неожиданно пострадают и владельцы автомобилей с системами наподобие Mercedes Me и BMW ConnectedDrive/BMW Assist. BMW выпустила уведомление по этому поводу еще весной 2021 года, предупредив водителей о грядущих ограничениях работы телематических и иных служб. Точнее, некоторые не будут функционировать полностью, в других системах, более современных и с поддержкой 4G, — часть возможностей сохранится. Сходная ситуация и у Mercedes, однако в обоих случаях многое зависит от места приобретения машин и региона их эксплуатации.

Этими производителями все не ограничивается, в некоторых случаях наличие более продвинутой системы связи (LTE, например) не означает сохранения работоспособности сервисов: они могут быть настроены на использование только 3G-канала. Особенно актуально это для машин, выпущенных до 2018 года, но и более новых (3G-модули устанавливали в автомобили и в 2021-м, когда было прекрасно известно о закате эпохи). Иногда архитектура позволяет заменить модуль, но выльется это в заметные траты. Другие смогут пройти программный апгрейд (Tesla, вероятно, попросит всего $200 за обновление). Остальные просто разведут руками. Кстати, по состоянию на конец 2021 года как минимум три автопроизводителя были уверены в том, что на их машины отказ от 3G никак не повлияет. Это Ferrari, McLaren и Mitsubishi.

Согласно прогнозам, через пару лет сети 3G будут обслуживать менее 10% трафика, более половины придется на LTE, остальное постепенно будут «отжимать» 5G. Впрочем, в некоторых регионах процесс может значительно замедлиться, а прогнозы по отказу от LTE в ближайшую пятилетку (звучат и такие) выглядят маловероятными. Да и в течение 10 лет тоже. Полный отход от 2G будет происходить медленнее — не исключено, что технологии связи второго поколения переживут третье за счет широкого распространения сетей данного типа. Тем не менее уже есть страны, прекратившие эксплуатацию 2G. В целом же ситуацию можно описать так: у страха глаза велики.

Читайте также:

Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
влажная уборка, Mi Home/Яндекс Алиса, мощность 40 Вт, сила всасывания 2500 Па, пылесборник 0.6 л, с турбощеткой (разборная), навигация: контактный бампер, камера VSLAM, датчики перепада высоты
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
влажная уборка, Mi Home/Яндекс Алиса/Amazon Echo/Google Home, мощность 40 Вт, сила всасывания 2700 Па, пылесборник 0.55 л, с турбощеткой (неразборная), навигация: контактный бампер, камера VSLAM, датчики перепада высоты
Onlíner рекомендует
влажная уборка, Mi Home/Яндекс Алиса, мощность 33 Вт, сила всасывания 2100 Па, пылесборник 0.55 л, с турбощеткой (неразборная), навигация: лидар (LDS), контактный бампер, датчики перепада высоты

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by