В январе 2007 года параллельно с крупнейшей выставкой потребительской электроники глава Apple Стив Джобс устроил собственную презентацию, которая по важности оказалась в разы значительнее всех новинок CES. На ней он продемонстрировал устройство, над которым компания работала два с половиной года. «Мы представим три революционных продукта: iPod с большим сенсорным экраном, революционный мобильный телефон и прорывной интернет-коммуникатор», — заявил Джобс со сцены — и показал iPhone.
Разработка iPhone проходила в атмосфере строжайшей секретности. Даже немного параноидальной секретности. Для Стива Джобса было важно до самого последнего момента сохранять в тайне то, какое новое устройство готовит компания, даже внутри самой компании.
Набор в команду происходил исключительно из числа сотрудников Apple. К инженерам приходили с предложением поработать над проектом, о котором не могут рассказать. Даже у Нео в «Матрице» было больше информации перед выбором таблеток: сотрудники Apple не знали ничего перед тем, как соглашались вступить в команду разработки некоего проекта.
После этого им нельзя было и слова обронить о том, что они делают, ни в беседе с коллегами из бывшего отдела, ни дома. А работать приходилось практически на износ с жесткими дедлайнами. В компании поговаривают, что за год до анонса iPhone он стал причиной пяти разводов.
iPhone не было бы без iPod — сверхпопулярного MP3-плеера. В какой-то момент он стал генерировать половину выручки Apple. Однако после релиза в 2001 году популярность не пришла мгновенно. Закачивать на устройство музыку можно было только через iTunes, которая, в свою очередь, была лишь на устройствах Mac, которые, в свою очередь, не были столь популярными в начале нулевых.
Джобса удалось уговорить портировать iTunes на Windows, после чего к 2003 году iPod действительно стал феноменом.
Однако его популярность была под угрозой. Мобильные телефоны той поры уже научились воспроизводить MP3. А если ваш плеер не умеет звонить, то потребитель с ограниченным бюджетом скорее положит глаз на телефон с функцией плеера.
Sony Ericsson W800, Motorola ROKR, Nokia 3250 — к 2005 году производители телефонов анонсировали кучу новинок, которые позиционировались на рынке как музыкальные телефоны для аудиофилов. Век iPod мог оказаться недолгим.
Та же Motorola ROKR стала для Apple первым знакомством с рынком мобильных телефонов. В этой модели была iTunes, и компания таким образом хотела подсадить в головы владельцев ROKR идею, что с iPod управлять музыкой им было бы удобнее.
Помимо iPod, был и другой источник вдохновения — уже в виде планшета. В начале нулевых Apple рассматривала возможность внедрения мультисенсорного экрана в ноутбук Macintosh. Проект Q79, как рассказывали создатели iPad, в то время был исследованием возможностей мультитач-экранов. Но выходило крайне дорого, а после провала компьютера Cube Apple не стремилась проводить дорогие эксперименты.
Басу Ордингу поручили сделать демо прокрутки контактов на экране поменьше. Когда окно прокрутки достигало конца, оно просто останавливалось. Продолжай двигать пальцем в том же направлении — ничего не произойдет, словно устройство зависло. Этот момент напрягал Ординга.
Из этого момента родились знаменитые эффекты упругих краев при прокрутке, когда экран достигает конца и пружинит от «подвала», а также инерционной прокрутки: скорость скролла зависит от силы свайпа, но со временем замедляется, и прокрутка останавливается.
По признанию Джобса, когда он увидел это, то произнес: «Бог мой, мы можем из этого сделать телефон».
Выбор операционной системы был критическим моментом при проектировании. Это определило бы позиционирование будущего телефона: будет это аксессуар или полноценный мобильный компьютер. В битве за будущую ОС для iPhone разворачивались философские баталии межу командами, которые были связаны с разработкой плеера iPod и операционной системы OS X.
Первые хотели взять за основу довольно рудиментарную оболочку плеера и расширить ее, вторые топили за урезание настольной системы до размеров, нужд и вычислительных возможностей телефона. Будущая операционная система задавала бы парадигму взаимодействия с устройством.
Сам Стив Джобс одобрял второй подход, однако решил столкнуть две команды во внутреннем соревновании.
Одной из первых задач для них было продемонстрировать, что прокрутка, которая поразила Стива Джобса, способна работать с урезанной OS X. В итоге получилось идеально. «Выглядело удивительно реалистично. Когда вы касались экрана, он идеально отслеживал ваш палец: вы тянули вниз — экран тянулся вниз», — рассказывал Ричард Уильямсон, один из инженеров Apple в те годы.
Команда Macintosh со Скоттом Форсталлом у руля, который впоследствии стал вице-президентом Apple по iOS Software, победила. Решение выпускать телефонную версию OS X обеспечило популярность iPhone среди разработчиков софта для Mac: им не пришлось серьезно переобучаться для написания приложений под iPhone.
А Стиву Джобсу это позволило заявить со сцены во время презентации iPhone, что он работает под управлением OS X и запускает приложения настольного уровня. Впрочем, к релизу телефона его систему переименовали в iPhone OS. А в 2010 году, после релиза iPad, ее переименовали в iOS.
За первые два дня после старта продаж первого iPhone в июне было реализовано 270 тыс. устройств. К сентябрю продажи перевалили за первый миллион. Конечно, в сравнении с такими гигантами, как Nokia, которая каждую неделю продавала по 10 млн трубок, это был весьма скромный показатель.
Интерес к телефонам Apple подогревался все те полгода с презентации различными новостями и слухами. А потому толпы людей с шезлонгами и ноутбуками уже тогда появлялись возле магазинов задолго до их открытия.
Журналисты сравнивали этот феномен с тем, что обычно можно наблюдать перед запуском в продажу игровых консолей или билетов на концерты каких-нибудь суперзвезд. Для некоторых релиз iPhone обрел значение технологического и культурного события, частью которого они хотели стать.
У iPhone было 128 МБ оперативной памяти, от 4 до 8 ГБ встроенной, 3,5-дюймовый экран с разрешением 320×480 пикселей, ARM-процессор от Samsung с частотой 620 МГц и камера на 2 Мп. По меркам современности довольно скромная звонилка, но в 2007-м отыскать нечто подобное на рынке было сложно.
Как бы то ни было, первый iPhone разошелся тиражом в 6,1 млн копий. Неплохой старт для новичка.
iPhone есть за что любить и за что ненавидеть. Примерно так можно подытожить реакцию первых обзорщиков в 2007 году после использования смартфона.
Его полюбили как концепт. Большой для тех лет экран, поддержка мультитач, легкий доступ в интернет благодаря мобильному браузеру Safari (опыт серфинга в интернете превосходил все, что могли предоставить другие телефоны). «Как и в случае с iPod 1.0, этот дизайн призван реализовать основные принципы полнофункционального интернет-телефона будущего», — писали на ArsTechnica.
Минусы iPhone также были очевидными. Во-первых, в Штатах он продавался в пакетном предложении только у одного-единственного оператора — AT&T, а потому у пользователей не было никакой альтернативы, кроме как пользоваться услугами этого оператора, которого мягко называли не самым лучшим в США.
Во-вторых, поддержку лишь сетей второго поколения (EDGE) уже тогда считали неоднозначным решением. Соединение с сетью было слишком медленное, 3G-версию iPhone 2-го поколения пришлось ждать год.
В-третьих, у телефона был очень тихий звонок, звук уведомлений и режим громкой связи. Об этом говорил практически каждый первый обзорщик.
Некоторым обзорщикам недоставало физической клавиатуры или хотя бы стилуса. Да, экран у смартфона был большой, однако люди еще не привыкли обходиться с ним, промахивались мимо клавиш, не чувствовали тактильной отдачи от кнопок.
Другие советовали повременить с покупкой, так как ходили слухи о выпуске iPhone nano. Ведь был же iPod nano — так почему бы не подождать и вместо «лопаты» приобрести более компактное устройство, которое органичнее вписывалось бы в габариты мобильников? Конечно же, этого не случилось. Вышел iPhone 3G, который исправил многие минусы первого девайса и на котором дебютировал App Store.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by