36 263
24 декабря 2021 в 11:30
Источник: Андрей Марьянов. Фото: Александр Ружечка
Спецпроект

Замена «Игре престолов»? Рецензия на «Колесо времени», новый фэнтези-сериал за $120 миллионов

Цикл романов Роберта Джордана «Колесо времени» должны были экранизировать еще в 2015 году. Но тогда вышел только 20-минутный «пилот» от 21st Century Fox, который показали темной-темной ночью на одном из кабельных каналов. Попытку категорически отвергла вдова писателя, подав на студию в суд. Спустя пару лет за «Колесо времени» решил взяться Amazon, и его доводы, видимо, были гораздо более убедительными. Новый сериал уже называют прелюдией к миллиардовой экранизации «Властелина Колец»: по слухам, каждый эпизод стоил $15 млн. На что все-таки ушли эти карманные деньги Джеффа Безоса? Всматриваемся в «Колесо времени» на телевизоре LG OLED и пытаемся разобраться.

С «Колесом времени» сразу нужно брать выше. Автор цикла, Роберт Джордан, не скрывал, что вдохновлялся и поначалу даже перенимал приемы Джона Толкина. Количество персонажей в книгах серии переваливает за 2700, что превосходит даже «Войну и мир» Льва Толстого, а в самих романах прослеживаются следы «Дюны» Герберта, произведений Джейн Остин, Марка Твена и даже легенд о короле Артуре. С момента выхода первой книги в 1990 году «Колесо времени» стало одной из самых популярных фэнтези-серий и завоевало свою прочную фанатскую базу, которую как раз и должна была порадовать экранизация от Amazon — увы, не вышло.

О чем сюжет? Волшебница Морейн в исполнении Розамунд Пайк (хотя называть ее волшебницей неправильно, но пока что используем это слово для простоты) уже долгие годы колесит по свету в поисках реинкарнации Дракона. По легенде, много лет назад этот человек принес в мир разрушение и хаос, и с тех пор женский орден Айз Седай ждет его второго пришествия, которое может как спасти, так и разрушить все сущее. По слухам, новый Дракон переродится в ком-то из молодежи, проживающей в тихом Двуречье — туда и направляется Морейн вместе со своим слугой Ланом. Там они отбивают атаку Темного и его прислужников троллоков, после чего забирают ребят с собой и отправляются в путешествие к Белой Башне, чтобы выяснить, кто же из них стал новым воплощением могучего злодея.

Собственно, с этого момента начинаются претензии фанатов. Что важно понять: «Колесо времени» — огромный 14-томный труд с досконально прописанными законами и правилами игры, который Роберт Джордан придумал… с конца. Он сам признавался, что сначала ему в голову пришла финальная сцена, к которой он впоследствии и шел через все свои книги (три из которых он, к сожалению, не успел дописать — работу по черновикам закончил Брендон Сандерсон). Мир «Колеса времени» многогранный, многоуровневый и многоэтнический, а еще из-за особенностей идейной конструкции автора — столь же хрупкий. В нем запросто можно разворачивать универсальные высказывания, однако вмешательство в эту вселенную с повесткой времени должно быть или хорошо обосновано, или оставлено там же, где и было придумано.

Но авторы сериала отходят даже от того постулата, что Драконом согласно первоисточнику может быть только мужчина. Более того, дальше мы слышим, что Сила принадлежит исключительно женщинам. Это и вовсе рушит основу всего придуманного Джорданом, писавшим о том, что лишь объединив мужскую и женскую силы, можно противостоять великому злу.

Да, тут мы, конечно же, ступаем на нашу любимую дорожку под указателем с надписью «Книга лучше». В этом вопросе можно без труда предъявить претензии и Питеру Джексону (причем многократно), и Дени Вильневу, и, конечно же, «Ведьмаку», который только ко второму сезону вырулил в нужное русло. Когда мы говорим о любой экранизации, то должны рассуждать о ней как о самостоятельном произведении искусства, у которого может (и должен) быть собственный взгляд на оригинал, способный привлечь и тех зрителей, которые незнакомы с первоисточником. Но и здесь у «Колеса времени» огромные проблемы.

Еще до выхода первых серий кому-то пришло в голову назвать проект Amazon «новой „Игрой Престолов“», и, возможно, основания для этого были: дорогущее фэнтези по популярной серии книг, множество персонажей, свои «драконы». Только если уж и сравнивать, то антураж «Игры Престолов» скорее напоминает «Трудно быть богом» Алексея Германа на минималках, в то время как «Колесо времени» — это какая-то смесь «Мятежного духа» и фанфика по «Властелину колец». Сериал изо всех сил старается быть страшным, серьезным и вдумчивым, но тебя все равно не покидает ощущение от того, что ты попал на дипломный спектакль выпускников Щукинского училища.

Центральные персонажи «Колеса времени» совершенно безлики. Да, у каждого из них есть своя трагедия, но ни у одного нет времени на фрустрацию и попытку углубиться в драму, тем самым сблизившись со зрителем. Все восемь серий первого сезона мы смотрим за тем, как группа товарищей перемещается из точки А в точку Б лишь для того, чтобы узнать, кто же из них Дракон, вяло зевнуть, промотать до следующего эпизода и наконец закрыть этот гештальт хотя бы на ближайший год. И да, у Фродо и Сэма тоже была своего рода любовная линия, но Джексон по крайней мере удержал ее в рамках глубокой мужской дружбы.

Надежда была на Розамунд Пайк, единственную настоящую звезду «Колеса времени», но ей здесь буквально нечего играть. Она раз за разом смотрит на происходящее испуганно-отрешенным взглядом, делает несколько не самых элегантных па во время колдования (уж простите) и однажды целуется с женщиной. Поэтому если вы вдруг ждали от Пайк каких-то сильных сцен, то гораздо больше их можно увидеть в трехминутном клипе Massive Attack и Young Fathers, чем в восьмичасовом сезоне «Колеса времени».

С другой стороны, не покидает ощущение, что сериал и не пытался плюнуть в вечность. Рядовому зрителю все равно не видны $15 млн в кадре, как бы ни были быстры квадрокоптеры и ярко выкручен цветокор. В наше время, когда спецэффекты уже научились делать более-менее все, на первый план все равно выходит история, которая в «Колесе времени», несмотря на мощный первоисточник, проседает и, что самое неприятное для любого сериала, не вызывает никаких эмоций. Поэтому очень жаль, что самым ярким впечатлением от первого сезона оказалась его рекламная кампания.

6
Оценка автора
Если смотреть «Колесо времени» как сериал для подростков, то он вполне может сработать. Здесь и первая любовь, и поиск себя в этом мире, и прочие радости пубертата. Для тех же, кому хочется чего-то посерьезнее, стоит скрестить пальцы и надеяться, что Amazon не испортит еще и вселенную «Властелина колец».

LG OLED — это произведение искусства, кинотеатр с большим экраном, портал в игровые миры и место в первом ряду на спортивных мероприятиях. LG OLED создает новые впечатления от фильмов и сериалов благодаря идеальному черному и 100%-й точности цветопередачи. Теперь фильмы выглядят как их задумали авторы. OLED — технология самоподсвечивающихся пикселей. Он более комфортный для глаз при длительном просмотре, имеет сниженный риск опасных излучений.

Спецпроект подготовлен при поддержке СП «ПРАЙМЭРИ» ООО, УНП 101132766.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Андрей Марьянов. Фото: Александр Ружечка
Без комментариев