Онлайн-кинотеатры, особенно во время коронавирусных ограничений, когда люди по всему миру вынуждены больше времени проводить дома, показывают бурный рост. Сейчас каждая уважающая себя корпорация стремится запустить собственную платформу — среди них гиганты вроде Apple, HBO, Disney. Рассказываем, когда появились первые стриминговые сервисы, как именно они работают, почему так важны алгоритмы с рекомендациями и как Netflix стал едва ли не самой успешной подобной компанией, а также размышляем, окажутся ли онлайн-платформы способны заменить традиционные кинотеатры.
Так было и с первыми телевизорами: массовой технология потокового вещания (то есть стриминга, или мультимедиа, получаемого от провайдера потокового вещания через интернет) стала гораздо позже в сравнении с моментом, когда о технологиях передачи подобного контента задумались впервые.
Сама идея возникла примерно в начале 1990-х. Например, в 1992 году компания Starlight Networks запустила проект StarWorks. Именно его называют «первым стриминговым сервисом, работавшим в корпоративной Ethernet-сети предприятий и предоставлявшим доступ к видео в формате MPEG-1 по запросу пользователя». Понятно, что особого успеха в те годы достичь ему не удалось.
Однако попытки делали и другие компании. Скажем, в 1999 году Microsoft продемонстрировала программу Windows Media Player 6.4, в которой была встроенная функция потоковой передачи данных. В том же году Apple представила формат своего потокового мультимедиа в плеере QuickTime 4. Но единства между ними не было. То есть даже при наличии относительно хорошего для того времени интернет-соединения необходимо было загружать на один и тот же компьютер как минимум несколько плееров, чтобы суметь запускать медиафайлы от разных поставщиков.
Ситуация начала меняться с распространением широкополосного доступа в сеть и ростом количества его пользователей. Кроме того, в начале 2000-х компьютеры стали достаточно производительными, чтобы беспроблемно воспроизводить видео, передающееся через интернет (а не скачанное заранее). Да и позволить себе подходящую технику уже могло большее число человек.
В плюс сыграло еще несколько факторов. За десять лет с конца 1990-х в индустрии стали использоваться стандартизованные протоколы передачи информации в сети (в том числе видео- и аудиоформаты). Стоимость мегабайта данных, передаваемых через интернет, также начала идти вниз, а это влияло на упомянутое количество реальных пользователей, проводивших в сети все больше и больше времени.
Все сошлось в 2005 году с запуском YouTube, впоследствии изменившего представление людей о том, каким образом удобнее всего смотреть видеоконтент через сеть. Еще через пару лет (несколько источников утверждают, что на такой шаг представители компании пошли именно благодаря успеху YouTube) до понимания перспектив стриминга дошли и в Netflix.
Влияние этой компании на всю индустрию онлайн-кинотеатров и кинематограф сейчас настолько велико, что с ее подачи меняется сама структура производства и потребления медиаконтента. Чего стоит подход с выпуском сезона сериала в один момент, а не серийно каждую неделю. Впрочем, так было не всегда.
Основанная в 1997 году Марком Рэндольфом и Ридом Хастингсом, компания Netflix в то время занималась относительно привычным делом — прокатом DVD. Концепция была достаточно простая, но инновация крылась в самом способе коммуникации с клиентами и получения ими дисков с фильмами: Netflix работала только через интернет на собственном сайте и предлагала доставку дисков на дом.
А через два года, в 1999-м, внедрили еще одну инновацию — ежемесячную подписку на прокат для постоянных клиентов. То есть пользователь не мог случайно «попасть» на штраф за просрочку даты возвращения диска в пункт проката. А на этом, пускай и не особо гласно, жило множество конкурирующих компаний — в первую очередь Blockbuster Video, занимавший лидирующую позицию на рынке.
Правда, подобная концепция Netflix изначально была воспринята рынком, мягко говоря, в штыки. И действительно, на рубеже веков компания стала нести серьезные убытки. Пошли даже разговоры о слиянии Netflix с упомянутой выше Blockbuster. Однако сделка не состоялась. Официальная причина — владельцы компаний не договорились о цене.
Чтобы выжить, Netflix пришлось искать способы удержать пользователей при себе — и такой способ был найден. Причем задумка, как выяснилось позже, была настолько важная, что на ее основе сервис доминирует и сегодня.
Речь про рекомендательную систему на сайте компании, которая в разы точнее решений от конкурентов определяла вкусы зрителей на фильмы различных жанров и форматов. Уже к середине 2000-х она оказалась настолько смышленой (точность составляла 75%), что персонализировала выдачу для каждого отдельного клиента по множеству показателей. А позже компания даже предлагала миллион долларов тому, кто придумает, как еще ее улучшить.
Но, что не менее важно, рекомендации Netflix не ограничивались AAA-блокбастерами, которые и так все смотрели, а распространялись на независимые фильмы и сериалы малоизвестных режиссеров. Коллекция фильмов и локаций, в которых они хранились по всему США, быстро стали расти — логистика улучшалась.
Короче говоря, алгоритмическая система компании показывала себя эффективнее живых продавцов-консультантов в пунктах DVD-проката конкурирующих компаний и вполне успешно имитировала сарафанное радио. И дело пошло, о планах по продаже Netflix другим компаниям речь больше не заходила.
Последние диски Netflix перестала доставлять в 2011 году — в этот момент компания полностью перешла на стриминг в интернете и вышла на международный рынок. Во многом помогло в этом то, что она изначально ориентировалась на работу в сети.
За последующие десять лет сервис Netflix стал доступен жителям более 200 стран, начал снимать собственные шоу и сериалы, дублировать их на другие языки (включая русский). По состоянию на I квартал 2021 года платформа занимала 50% всего рынка стриминговых сервисов, существенно опережая конкурентов в лице Disney, Hulu, Apple и Paramount.
В какой-то момент сервис Netflix (не без натиска со стороны конкурентов) стал настолько популярным, что среди англоязычных пользователей начало распространяться выражение «Netflix and chill» — в прямом переводе оно обозначает «Посмотреть Netflix и расслабиться».
Но среди интернет-аудитории прижилась чуть другая трактовка. Она обозначает приглашение продолжить вечер дома у одного из партнеров после (или даже вместо) свидания — с сексуальным подтекстом. Что-то вроде «Зайдешь на чашечку кофе?».
Фраза превратилась в афоризм, и ее с разночтениями даже обыгрывали в голливудских комедийных фильмах — например, в «Почему он?» 2016 года, где девушка такой фразой приглашает парня домой на знакомство с родителями, не подразумевая ничего интимного, а тот понимает это слишком поздно.
Не вдаваясь в совсем узкие технические подробности, то по большей части скорость, с которой на дисплее телевизора, ноутбука, смартфона, планшета или другого устройства после нажатия на виртуальную клавишу Play появится изображение запрашиваемого юзером контента из онлайн-кинотеатра, зависит от так называемых сетей доставки контента (Content Delivery Networks, CDN).
Если по-простому, то CDN берут оригинальный сайт и его содержимое и копируют данные на сотни серверов по всему миру вместо хранения информации на каком-то единичном сервере в определенной точке. Так работает не только Netflix (и остальные онлайн-кинотеатры), но и другие популярные ресурсы — скажем, Facebook или YouTube.
Благодаря этому загрузка данных происходит очень быстро, и неважно, находится владелец профиля в стриминговом видеосервисе, соцсети или другого ресурса в Минске или, скажем, в Будапеште. Серьезно на скорость загрузки географическое положение влиять не должно.
Некоторые платформы используют такие CDN от компаний-партнеров, другие строят их сами. Но суть примерно одна и та же: по команде пользователя посылается запрос, и приложение или сайт пытается определить ближайший сервер, с которого контент (в нашем случае это раскодированное видео) загрузится быстрее всего. По этой причине видеоролики сначала начинают проигрываться размыто, но через несколько секунд становятся более резкими: в этот момент происходит переподключение на сервер, способный предоставить наиболее высокое качество ролика.
В общем, в суперупрощенном виде процесс выглядит примерно так: приложение или сайт стриминговой платформы сами определяют, какое устройство в данный момент использует юзер, и выбирает нужный файл (разрешение картинки, формат аудио) с качеством, которое зависит от скорости интернет-соединения. Серверы по всему миру создают и хранят копию файла таким образом, чтобы ближайший к вам сервер предоставил контент с максимальными качеством и скоростью.
Netflix одним из первых понял, что его главное оружие — система рекомендаций, базирующаяся на вкусах миллионов пользователей. Но по таким же принципам действуют и другие онлайн-кинотеатры (неважно, западные или российские, которые часто встроены в продающиеся у нас телевизоры). Просто в американской компании в этом плане продвинулись чуть дальше, раньше позволив алгоритмам изучать поведение юзеров на сайте или в приложении (но так делают и другие игроки на рынке).
За счет этого сервисы понимают не просто то, какой контент предложить конкретному человеку, но и как подать его таким образом, чтобы пользователь его точно не пропустил. Например, для разных людей могут использоваться разные обложки для одного и того же фильма. А еще показываются разные версии трейлеров. По неофициальной информации, сейчас размышляют над тем, чтобы алгоритм сам «собирал» трейлер из разных моментов фильма под конкретного юзера.
Правда, несколько лет назад за счет таких особенностей даже разгорелся расовый скандал. Оказалось, что для людей со светлым и темным цветом кожи в США предлагался одинаковый контент, но с различными постерами. Конфликт удалось замять, но теперь на сайте с поддержкой Netflix особо отмечается: «При принятии решений система рекомендаций не использует демографическую информацию (например, пол или возраст пользователя)».
Другой эффективный путь заполучения онлайн-кинотеатрами новых пользователей — создание контента, который доступен только на этой платформе. Например, Marvel (компания принадлежит Disney) активно развивает сериальную вселенную, в которую входят известные действующие лица из киновселенной с супергероями, а также персонажами из «Звездных войн».
В Apple решили идти аналогичным путем — например, недавний «Тед Лассо» официально доступен только подписчикам сервиса Apple TV+. Последний промоутируют также тем, что дают пробную бесплатную трехмесячную подписку тем, кто приобретет новый гаджет компании.
А потенциально хитовая «Матрица: Воскрешение» одновременно выйдет в США как в «классических» кинотеатрах, так и на платформе HBO Max. Стоимость подобного «лицензирования» пока не раскрывается, Однако фильмы такого калибра крайне редко (во всяком случае пока) одновременно запускаются как в привычном формате, так и онлайн.
Впрочем, утверждать, что онлайн-формат одержал победу над традиционным, когда важные для студий блокбастеры мирового масштаба сначала выходят в прокат в обычных кинотеатрах и только через определенное время появляются в сети, рано.
В обоих трейлерах фильма «Человек-паук: Нет пути домой», обещающего стать одним из самых кассовых картин года, постоянно добавляется: «Только в кинотеатрах». Другие фильмы Disney и Sony в следующем году пока придерживаются привычного формата дистрибьюции. Большинство крупных студий вроде Warner Bros. также собираются выпускать премьеры сперва в кинотеатрах. Об этом, например, говорит недавний трейлер ленты «Фантастические твари: Тайны Дамблдора».
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by