«Минус $1000 за посмотреть сторис в роуминге». Печальные истории, на которых стоит поучиться

21 ноября 2021 в 8:00
Автор: Ян Альшевский. Фото: Ron Lach

«Минус $1000 за посмотреть сторис в роуминге». Печальные истории, на которых стоит поучиться

Автор: Ян Альшевский. Фото: Ron Lach

Древняя легенда гласит, что давным-давно было решено отказаться от роуминга, сделав мобильную связь доступнее. Но пока повсеместной реальностью это не стало. Молвят, в европейских странах смогли найти компромисс, однако только для местных абонентов. К тому же мир не ограничивается Европой единой. Может, в будущем, когда начнется колонизация Марса, везде так будет.

Пока же белорусам остается лишь внимательно читать договоры, вникая в условия пользования услугами и дважды перепроверяя свои действия. В противном случае можно оказаться в долгу перед оператором. Мы собрали несколько историй, которые должны стать поучительными для путешественников: из каждой можно вынести нечто полезное.

Подчеркнем: мы не можем возлагать вину на любую из сторон, равно как и оправдывать их. Ведь некоторые абоненты сами признаются, что недоглядели, а операторы, в свою очередь, могут еще настойчивее информировать пользователей.

История первая, с хеппи-эндом

Один из наших читателей рассказал, что приключилось с ним в далеком 2018-м. В августе того года он отправился в Тунис, предварительно изучив нюансы предоставления услуг связи. В условиях отмечалось, что оператора-партнера необходимо выбирать вручную, что белорус и сделал по прибытии на место.

А вот возвращался он уже в сентябре, что в итоге и стало точкой отсчета последовавших событий. Уже дома мужчина обратил внимание на баланс, который его «сильно удивил». Детализация показала, что в сентябре началось активное списание денег, а пакетные роуминговые минуты оставались в неприкосновенности.

Оказалось, пока белорус путешествовал, оператор сменил роумингового партнера, и с 1 сентября 2018 года звонки стали тарифицироваться по драконовским расценкам — у тех, кто остался подключен к прошлому партнеру. Так вышло, что уведомлений по этому поводу нашему читателю не поступало, поэтому после обращения оператор вернул списанные средства.

История вторая, в которой замешаны Wi-Fi, режим полета и сумма больше месячной зарплаты

Несколько лет назад девушка, молодой специалист после колледжа с зарплатой около 300 рублей, с компанией поехала в Польшу — посмотреть на Каспровы Верх, побродить по округе. Роумингом пользоваться она не собиралась, однако симку в телефоне оставила: чего опасаться, если есть режим полета?

Интернетом девушка пользовалась, подключаясь к Wi-Fi, попутно применяя следующий алгоритм: активировать авиарежим, включить Wi-Fi. В теории это обрубает доступ к внешнему миру, а беспроводная сеть продолжает работать. Главное, чтобы система не глюкнула.

Фото: Gazeta Krakowska. Фото носит иллюстративный характер

— Решила подключиться, чтобы позвонить родителям, когда мы стояли в очереди на Каспровы Верх. Была уверена, что звоню по Viber через Wi-Fi, а после звонка обнаружила, что режим полета включен не был. Все удовольствие от поездки в тот момент исчезло, — рассказывает она.

Баланс растаял мгновенно, но посмотреть его девушка смогла, только вернувшись в Беларусь. Результат — минус 400 рублей.

Как «обрадовать» родителей, она не знала.

— Спасибо им огромное, что они заплатили за мой «косяк», и больше мы это не вспоминали. Теперь перед любой поездкой достаю симку из телефона.

История третья, немного украинская, в которой замешаны скорость реакции биллинга и 342 рубля

В самом начале ноября мужчина, давний клиент одного из операторов (ежемесячные траты на связь составляют более 50 рублей), отправился по своим делам в Украину. На границе по традиции пришло SMS с предложением подключить пакет роуминга за границей (до этого роуминг подключен не был).

Пакет подразумевает количество мегабайт, достаточное для легкого серфинга. Белорус воспользовался предложением, ознакомившись с условиями и узнав, в сетях каких операторов предоставляется услуга.

Фото: Thirdman

Спустя какое-то время трафик в рамках пакета закончился, о чем пришло уведомление, в котором также предлагалось приобрести новый пакет, отключив первый.

— Я так и сделал: отключил, сразу подключил и продолжил пользоваться интернетом. 5 ноября мне приходит SMS, что трафик израсходован, и я отправляю запрос на его отключение и подключение. Интернет при этом не отключаю, и автоматически, когда заканчивается трафик, он не отключается сам. Минут через десять интернет перестает работать, я набираю еще один запрос на подключение — и получаю SMS о том, что средств на балансе недостаточно. Захожу его проверить, а у меня минус 342 рубля.

Связь кончилась полностью: ни интернета, ни звонков. В техподдержке ситуацию объяснили тем, что первый пакет был отключен, а новый — не подключен. Трафик при этом продолжал утекать по цене по 5 рублей за мегабайт. Как так?

Причина оказалась в скорости работы биллинговой системы, которая отвечает за подключение и отключение услуг. Как следует из скриншотов (приводим фрагмент, неотредактированная версия есть в редакции), запрос на новый пакет был принят системой до того, как отключился первый, поэтому он попросту не сработал.

Абонент сетует, что оператор мог бы предупреждать в SMS о том, что трафик вне роумингового пакета тарифицируется по стандартным тарифам — высоким. В ответ оператор привел ссылку на правила оказания услуг, где поднимается данный вопрос, с чем клиент в теории должен быть ознакомлен.

История четвертая, технически сложная и даже немного таинственная

В этой ситуации абонент постарался обезопасить себя от возможных лишних трат, используя настройки самого смартфона.

— Скатался в Грузию на две недели. До этого был многолетний опыт зарубежных поездок с включенным голосовым роумингом и отключенным интернет-роумингом. Не вчера телефон увидел.

Фото: Sylwia Bartyzel. Фото носит иллюстративный характер

При вылете стандартно по привычке выставил настройки:

  • передача данных в роуминге — отключено;
  • передача мобильных данных — отключено вообще в принципе (все вместе смотрели и повторно перепроверяли, когда стали приходить первые уведомления от оператора);
  • использовать мобильный интернет при слабом Wi-Fi — отключено.

Когда находишься в роуминге, на телефоне выводится статистика по передаче мобильных данных в роуминге — по нулям.

По словам собеседника, он использовал все возможные способы, чтобы исключить возможность «утечки» мобильного интернета. При этом он активно серфил по интернету (через Wi-Fi): статистика показывает, что с телефона передано несколько гигабайт.

— То есть если бы я накосячил с настройками, то трафика было бы не на одну сотню долларов, — говорит белорус.

Тем не менее трафик просочился. Как это случилось, без экспертизы с доступом к смартфону понять сложно (но клиент, как пояснил нам оператор, на это не решился), анализа же доступных данных для этого недостаточно. Мужчина через интернет обратился в российскую техподдержку производителя смартфона, передав их слова (публикуем лишь часть, так как некоторые утверждения носят спекулятивный характер и должны иметь основания): «Телефон не будет использовать мобильный интернет в обход настройки телефона, которая запрещает использовать мобильные данные в роуминге, без каких-либо исключений для приложений».

Передал он и ответ сотового оператора, в котором говорилось, что обезопасить от траты трафика могла услуга «Блокировка интернета в роуминге».

Итогом стала трата 160 рублей за 7 МБ трафика в роуминге.

История пятая, короткая, в которой замешаны сторис в Instagram и почти тысяча долларов задолженности

Все началось с поездки в ОАЭ и подключению к сети одного из местных операторов. Тариф сам по себе предполагал достаточное количество роуминговых мегабайт, о чем говорится в кратком описании.

— Я сознательно, будучи в пустыне, включила интернет в роуминге и запостила фотку в сторис. Сознательно, потому как уверена, что в тариф включены [мегабайты] в роуминге. Сегодня я случайно обнаружила на белорусской симке минус 2371 рублей, и в голове сразу пазл сложился: роуминг, — рассказывает девушка.

Фото: Sergo Karakozov. Фото носит иллюстративный характер

В данной ситуации оказалось все просто, хоть и драматично: в сети местного провайдера связи роуминговые мегабайты не работают, и каждый считается почти по 40 рублей. В описаниях к тарифу на сайте белорусской компании ОАЭ не значится как регион, где работает оператор-партнер с уменьшенными ценами.


Похожих историй нам прислали немало. Кто-то «попал» на 400 рублей, воспользовавшись интернетом в Эфиопии. Страна красивая и интересная, но роуминговые соглашения ограничены. Кто-то умудрился «спалить» 1400 рублей в ценах 2017 года, сидя в вагоне поезда на пути в Смоленск: «Серфинг, видео и „вишенка на торте“ — приложение для создания коллажей, которое мне в вагоне-ресторане поезда на подъезде к Смоленску „так сильно“ понадобилось…»

В дополнение приведем базовые советы, которые помогут сохранить деньги, когда вы находитесь за границей.

  • В первую очередь можно отключить в настройках мобильного устройства передачу данных, которая и обходится дороже всего, однако возможность звонить и отправлять сообщения сохранится. Для выхода в сеть можно использовать локальные точки доступа Wi-Fi, если они не требуют верификации по местному номеру.
  • Рекомендуется до начала поездки установить в настройках телефона запрет на обновление приложений и синхронизацию данных или разрешить устройству обновления только в сети Wi-Fi. Кроме того, трафик расходуют и многие виджеты, например сервисы прогноза погоды и тому подобные. Поэтому, если необходимости в виджетах в роуминге у вас нет, их тоже лучше отключить.
  • Выбираясь в конкретную страну, заранее проверьте условия предоставления там услуг связи, роуминговые тарифы и названия операторов-партнеров (если роуминг входит в стартовый пакет услуг, то при пересечении границы он активируется автоматически). Обратите внимание, что в некоторых странах таковых может и не быть. Этот момент подчеркивают белорусские операторы, а выше есть пример того, что может произойти.
  • Читая условия, просматривайте их полную версию, а не выдержку. Нередко там кроются дополнительные моменты, которые и могут сыграть ключевую роль, ведь, пользуясь услугами операторов, их клиенты подтверждают, что ознакомлены со всеми правилами и договорами. Если пользователь не прочитал их, это, к сожалению, его проблема.
  • Подключая услугу, дожидайтесь ее включения: придет соответствующее уведомление. Биллинги операторов обычно работают с небольшой задержкой. По этой же причине необходимо контролировать расход трафика: пакетные мегабайты могут истощиться раньше, чем придет уведомление. В информационных SMS может сообщаться, что звонок в техподдержку оператора и переход на его сайт бесплатный. Чаще это актуально для случаев, когда абонент находится в сети оператора-партнера.
  • И да, на приграничной территории Беларуси лучше установить ручной выбор сети, чтобы исключить возможность переключения телефона на сети зарубежных операторов (и такое бывает).

Читайте также:

Черная пятница в Каталоге

15.6" 1920 x 1080 IPS, 60 Гц, несенсорный, Intel Core i5 1135G7 2400 МГц, 16 ГБ DDR4, SSD 512 ГБ, видеокарта встроенная, без ОС, цвет крышки серый
Снят с продажи
15.6" 1920 x 1080 IPS, 60 Гц, несенсорный, Intel Core i3 1115G4 3000 МГц, 8 ГБ DDR4, SSD 256 ГБ, видеокарта встроенная, без ОС, цвет крышки серебристый
Снят с продажи
15.6" 1920 x 1080 IPS, 60 Гц, несенсорный, Intel Core i5 1135G7 2400 МГц, 8 ГБ DDR4, SSD 512 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce MX350 2 ГБ, без ОС, цвет крышки серый
Нет в наличии

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by