Древняя легенда гласит, что давным-давно было решено отказаться от роуминга, сделав мобильную связь доступнее. Но пока повсеместной реальностью это не стало. Молвят, в европейских странах смогли найти компромисс, однако только для местных абонентов. К тому же мир не ограничивается Европой единой. Может, в будущем, когда начнется колонизация Марса, везде так будет.
Пока же белорусам остается лишь внимательно читать договоры, вникая в условия пользования услугами и дважды перепроверяя свои действия. В противном случае можно оказаться в долгу перед оператором. Мы собрали несколько историй, которые должны стать поучительными для путешественников: из каждой можно вынести нечто полезное.
Подчеркнем: мы не можем возлагать вину на любую из сторон, равно как и оправдывать их. Ведь некоторые абоненты сами признаются, что недоглядели, а операторы, в свою очередь, могут еще настойчивее информировать пользователей.
Один из наших читателей рассказал, что приключилось с ним в далеком 2018-м. В августе того года он отправился в Тунис, предварительно изучив нюансы предоставления услуг связи. В условиях отмечалось, что оператора-партнера необходимо выбирать вручную, что белорус и сделал по прибытии на место.
А вот возвращался он уже в сентябре, что в итоге и стало точкой отсчета последовавших событий. Уже дома мужчина обратил внимание на баланс, который его «сильно удивил». Детализация показала, что в сентябре началось активное списание денег, а пакетные роуминговые минуты оставались в неприкосновенности.
Оказалось, пока белорус путешествовал, оператор сменил роумингового партнера, и с 1 сентября 2018 года звонки стали тарифицироваться по драконовским расценкам — у тех, кто остался подключен к прошлому партнеру. Так вышло, что уведомлений по этому поводу нашему читателю не поступало, поэтому после обращения оператор вернул списанные средства.
Несколько лет назад девушка, молодой специалист после колледжа с зарплатой около 300 рублей, с компанией поехала в Польшу — посмотреть на Каспровы Верх, побродить по округе. Роумингом пользоваться она не собиралась, однако симку в телефоне оставила: чего опасаться, если есть режим полета?
Интернетом девушка пользовалась, подключаясь к Wi-Fi, попутно применяя следующий алгоритм: активировать авиарежим, включить Wi-Fi. В теории это обрубает доступ к внешнему миру, а беспроводная сеть продолжает работать. Главное, чтобы система не глюкнула.
— Решила подключиться, чтобы позвонить родителям, когда мы стояли в очереди на Каспровы Верх. Была уверена, что звоню по Viber через Wi-Fi, а после звонка обнаружила, что режим полета включен не был. Все удовольствие от поездки в тот момент исчезло, — рассказывает она.
Баланс растаял мгновенно, но посмотреть его девушка смогла, только вернувшись в Беларусь. Результат — минус 400 рублей.
Как «обрадовать» родителей, она не знала.
— Спасибо им огромное, что они заплатили за мой «косяк», и больше мы это не вспоминали. Теперь перед любой поездкой достаю симку из телефона.
В самом начале ноября мужчина, давний клиент одного из операторов (ежемесячные траты на связь составляют более 50 рублей), отправился по своим делам в Украину. На границе по традиции пришло SMS с предложением подключить пакет роуминга за границей (до этого роуминг подключен не был).
Пакет подразумевает количество мегабайт, достаточное для легкого серфинга. Белорус воспользовался предложением, ознакомившись с условиями и узнав, в сетях каких операторов предоставляется услуга.
Спустя какое-то время трафик в рамках пакета закончился, о чем пришло уведомление, в котором также предлагалось приобрести новый пакет, отключив первый.
— Я так и сделал: отключил, сразу подключил и продолжил пользоваться интернетом. 5 ноября мне приходит SMS, что трафик израсходован, и я отправляю запрос на его отключение и подключение. Интернет при этом не отключаю, и автоматически, когда заканчивается трафик, он не отключается сам. Минут через десять интернет перестает работать, я набираю еще один запрос на подключение — и получаю SMS о том, что средств на балансе недостаточно. Захожу его проверить, а у меня минус 342 рубля.
Связь кончилась полностью: ни интернета, ни звонков. В техподдержке ситуацию объяснили тем, что первый пакет был отключен, а новый — не подключен. Трафик при этом продолжал утекать по цене по 5 рублей за мегабайт. Как так?
Причина оказалась в скорости работы биллинговой системы, которая отвечает за подключение и отключение услуг. Как следует из скриншотов (приводим фрагмент, неотредактированная версия есть в редакции), запрос на новый пакет был принят системой до того, как отключился первый, поэтому он попросту не сработал.
Абонент сетует, что оператор мог бы предупреждать в SMS о том, что трафик вне роумингового пакета тарифицируется по стандартным тарифам — высоким. В ответ оператор привел ссылку на правила оказания услуг, где поднимается данный вопрос, с чем клиент в теории должен быть ознакомлен.
В этой ситуации абонент постарался обезопасить себя от возможных лишних трат, используя настройки самого смартфона.
— Скатался в Грузию на две недели. До этого был многолетний опыт зарубежных поездок с включенным голосовым роумингом и отключенным интернет-роумингом. Не вчера телефон увидел.
При вылете стандартно по привычке выставил настройки:
Когда находишься в роуминге, на телефоне выводится статистика по передаче мобильных данных в роуминге — по нулям.
По словам собеседника, он использовал все возможные способы, чтобы исключить возможность «утечки» мобильного интернета. При этом он активно серфил по интернету (через Wi-Fi): статистика показывает, что с телефона передано несколько гигабайт.
— То есть если бы я накосячил с настройками, то трафика было бы не на одну сотню долларов, — говорит белорус.
Тем не менее трафик просочился. Как это случилось, без экспертизы с доступом к смартфону понять сложно (но клиент, как пояснил нам оператор, на это не решился), анализа же доступных данных для этого недостаточно. Мужчина через интернет обратился в российскую техподдержку производителя смартфона, передав их слова (публикуем лишь часть, так как некоторые утверждения носят спекулятивный характер и должны иметь основания): «Телефон не будет использовать мобильный интернет в обход настройки телефона, которая запрещает использовать мобильные данные в роуминге, без каких-либо исключений для приложений».
Передал он и ответ сотового оператора, в котором говорилось, что обезопасить от траты трафика могла услуга «Блокировка интернета в роуминге».
Итогом стала трата 160 рублей за 7 МБ трафика в роуминге.
Все началось с поездки в ОАЭ и подключению к сети одного из местных операторов. Тариф сам по себе предполагал достаточное количество роуминговых мегабайт, о чем говорится в кратком описании.
— Я сознательно, будучи в пустыне, включила интернет в роуминге и запостила фотку в сторис. Сознательно, потому как уверена, что в тариф включены [мегабайты] в роуминге. Сегодня я случайно обнаружила на белорусской симке минус 2371 рублей, и в голове сразу пазл сложился: роуминг, — рассказывает девушка.
В данной ситуации оказалось все просто, хоть и драматично: в сети местного провайдера связи роуминговые мегабайты не работают, и каждый считается почти по 40 рублей. В описаниях к тарифу на сайте белорусской компании ОАЭ не значится как регион, где работает оператор-партнер с уменьшенными ценами.
Похожих историй нам прислали немало. Кто-то «попал» на 400 рублей, воспользовавшись интернетом в Эфиопии. Страна красивая и интересная, но роуминговые соглашения ограничены. Кто-то умудрился «спалить» 1400 рублей в ценах 2017 года, сидя в вагоне поезда на пути в Смоленск: «Серфинг, видео и „вишенка на торте“ — приложение для создания коллажей, которое мне в вагоне-ресторане поезда на подъезде к Смоленску „так сильно“ понадобилось…»
В дополнение приведем базовые советы, которые помогут сохранить деньги, когда вы находитесь за границей.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by