Корабль ВМС США пропал в Бермудском треугольнике с 306 людьми на борту. Что случилось — никто не знает уже 103 года

15 августа 2021 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: history.navy.mil

Корабль ВМС США пропал в Бермудском треугольнике с 306 людьми на борту. Что случилось — никто не знает уже 103 года

Автор: Станислав Иванейко. Фото: history.navy.mil

В феврале 1918 года американский корабль Cyclops отправился из Рио-де-Жанейро в Балтимор. На борту находилось 306 человек, также судно перевозило около 11 тысяч тонн марганцевой руды. После промежуточной остановки Cyclops взял курс на город Балтимор в американском штате Мэриленд. Однако до конечного пункта корабль не добрался. Судно бесследно пропало в окрестностях Бермудского треугольника, что привело к очередным разговорам о загадочных событиях в этом регионе.

Новый корабль и жесткий командир

Судно Cyclops длиной 167 метров спустили на воду в мае 1910 года, и уже в ноябре оно поступило на вооружение военно-морских сил США. Корабль в основном ходил по Карибскому бассейну, выполнял спасательные миссии и перевозил грузы для нужд военных. С первого дня службы командиром был Джордж Уорли. Мужчина не американец: он родился в Германии как Йохан Вихманн в 1862 году (по другим данным, в 1865-м), после чего прибыл на корабле в Сан-Франциско и сменил имя на более привычное для здешних мест.

Разговоры о Джордже ходили разные. Моряки, которые были с ним в рейсах, упоминали пристрастие командира к выпивке — порой до такой степени, что он был не в состоянии выполнять свои обязанности. В то же время Уорли строго относился к дисциплине подчиненных, иногда даже чересчур: наказывал экипаж в том числе за незначительные ошибки, а однажды якобы угрожал мичману (схожее звание с прапорщиком в сухопутных войсках) пистолетом. Несмотря на все это, военное руководство держало Джорджа в должности командира Cyclops.

Джордж Уорли. Изображение: allthatsinteresting.com

В середине февраля 1918 года в порту Рио-де-Жанейро рабочие закончили погрузку на борт приблизительно 11 тысяч тонн марганцевой руды — она использовалась для производства боеприпасов. Корабль должен был сразу отправиться в Балтимор, но вместо этого зашел в порт Cальвадора. Там он пополнил запасы провизии и 20 февраля начал путешествие протяженностью 1800 морских миль в Балтимор. Вскоре Сyclops пришлось вновь зайти в порт, на этот раз в Барбадосе: ватерлиния показывала, что судно перегружено, корабль идет с сильной осадкой. Более того, двигатель был неисправен, и скорость не могла превышать 10 узлов (18 км/ч). Судя по всему, 4 марта из порта Барбадоса судно вышло с теми же проблемами, с которыми к нему и пришвартовалось. С тех пор корабль и экипаж никто не видел, а последнее полученное с него сообщение было нейтральным: «Погода нормальная, все в порядке».

Исчез без следа

Когда судно не достигло Балтимора в ожидаемые сроки, военные принялись его искать. Обломков и тел нигде не обнаружили, хотя площадь поисков была обширной. Специалисты изучили записи в порту Рио-де-Жанейро и обратили внимание, что корабль мог быть перегружен — Сyclops был рассчитан на перевозку 8 тысяч тонн груза, а не 11. Как капитан допустил столь большую перегрузку? Здесь вновь стоит учитывать стиль руководства Уорли. Он иногда доверял контроль за погрузкой неопытному человеку, если остальные в наказание за провинности должны были оставаться в своих каютах. Более того, марганцевую руду перевозили на Сyclops впервые, моряки же привыкли иметь дело лишь с углем.

Изображение: history.navy.mil

Но это не объясняло, почему судно пропало бесследно. Обычно при кораблекрушениях на поверхности воды долгое время остаются, например, деревянные ведра или что-то легкое. Исчезнувший Cyclops был крупным кораблем, и обломков должно было остаться много. Капитаны других судов сообщали, что видели похожий на Cyclops корабль после 4 марта. Однако позднее эти свидетельства подвергались сомнению: судно не могло быть в локациях, где его якобы замечали.

Возникло много версий об исчезновении корабля. Самая простая — судно уничтожил шторм. Известно, что 10 марта в районе предполагаемого нахождения Сyclops разыгралась непогода: возле мысов Вирджиния Кейпс прошел шторм, который мог потрепать корабль. Теоретически судно должно было выдержать стихию. При этом не стоит забывать о перегрузке и неисправном двигателе, что явно усугубило ситуацию. Также возникло предположение о конструктивном недостатке корабля: силовые элементы в центральной части подвержены коррозии, при воздействии мощных волн Сyclops мог треснуть и уйти под воду. Более того, один из моряков незадолго до крушения судна указал в отчете, что после сильных ударов волн он находил на палубе фрагменты обшивки. Это может указывать на износ конструкции.

Немецкий след

Другая версия обращает внимание на время, в которое пропал корабль. Согласно одному из предположений, Cyclops стал жертвой немецкой подлодки — Первая мировая еще не закончилась, и транспортное военное судно вполне могло привлечь внимание противника. В то же время немецкая сторона отрицала атаку на Cyclops. Уже после окончания войны удалось проверить внутренние сводки — в них не было и намека на потопление такого корабля.

USS South Carolina и USS Cyclops (на дальнем плане). Снимок сделан во время экспериментальной перегрузки угля с одного корабля на другой в открытом море. Изображение: history.navy.mil

Еще одна теория тоже связана с немцами, но при этом затрагивает и личность командира. По словам знакомых Уорли, он симпатизировал Германии в Первой мировой и общался преимущественно с выходцами из своей родной страны. Среди пассажиров последнего рейса тоже были люди с немецкими фамилиями. Маловероятно, но по одной из версий Джордж каким-то образом смог связаться с немецкими военными и, например, перейти со своими сторонниками на борт германского корабля, а Cyclops пустить ко дну. Впрочем, у такой теории слишком много изъянов: непонятно, зачем Уорли было идти на такой риск, к тому же обломки якобы затопленного судна так и не обнаружили. Если же корабль захватили немцы, то где они его эксплуатировали?

Логичное объяснение

Наиболее вероятная причина потери Сyclops, как водится, состоит сразу из нескольких факторов. Во-первых, превышение допустимого веса груза. Это могло произойти из-за нехватки опыта у экипажа: судя по всему, возникла ошибка при расчетах. Во-вторых, корабль находился не в лучшем состоянии: с поврежденным двигателем Сyclops плыл на одном валу, что снижало и скорость, и маневренность. В результате судну было сложнее быстро выйти из потенциально опасной ситуации вроде надвигающегося шторма.

В-третьих, известно по меньшей мере об одном случае смещения груза на борту Сyclops. Таким образом нарушается балансировка, что приводит к запредельным кренам и попаданию воды в отсеки. Если дело было ночью или в плохую погоду, дежурные моряки могли не сразу заметить проблему. Добавьте сюда информацию о шторме — и получится вполне убедительная картина того, что могло случиться с судном.


У Сyclops было три близнеца: Nereus, Proteus и Jupiter. Два из этих трех кораблей тоже числятся пропавшими без вести. Судно Proteus исчезло 23 ноября 1941 года. Не исключено, что корабль с 58 членами экипажа потопила немецкая подлодка, хотя официального подтверждения нет. Зато с Nereus ситуация более понятная: гибель судна с наибольшей вероятностью произошла из-за торпеды, выпущенной с вражеской подлодки. Случилось это в декабре того же года, спустя всего несколько недель после потери Proteus.

Пропавший USS Proteus. Изображение: wikipedia.org

По настоящее время не найдены обломки ни одного из трех исчезнувших кораблей. История Сyclops наиболее известная, потому как пропажа обычного рейса с большим количеством людей на борту стала необъяснимой загадкой. Однако, как и в случае с другими таинственными происшествиями в районе Бермудского треугольника, у гибели Cyclops есть вполне убедительное объяснение: поврежденный корабль просто не выдержал шторм.

Читайте также:


Для учебы, работы и отдыха. Более 5 тыс. моделей ноутбуков в Каталоге с детальными фильтрами

Onlíner рекомендует
13.3" 2560 x 1600, IPS, 60 Гц, Apple M1, 8 ГБ, SSD 256 ГБ, видеокарта встроенная, Mac OS, цвет крышки серый, аккумулятор 49.9 Вт·ч

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by