«Денег на этом не зарабатываю». Подполковник запаса завел блог о военной истории Беларуси

27 098
15 февраля 2021 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич; архив героя публикации

«Денег на этом не зарабатываю». Подполковник запаса завел блог о военной истории Беларуси

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич; архив героя публикации

Еще три месяца назад подполковник запаса и некогда «главный военный историк Вооруженных сил Республики Беларусь» Виталий Чирвинский работал старшим преподавателем в Военной академии. Потом ему пришлось уйти: заявление написал сам, но здесь как никогда лучше подойдет пресловутое «Вы же понимаете». Неожиданно для себя Виталий открыл возможности YouTube: говорит, выход в виртуальное пространство был сродни выходу в открытый космос. Так появился канал, на котором белорусский офицер стал рассказывать о военной истории белорусского народа на протяжении более тысячи лет. Onliner поговорил с Виталием об увольнении, военной истории и его блоге.


«За державу душа болела всегда»

— Почему выбрали военную сферу?

— Я родился в Минске. Военных в семье не было, а я где-то в 15 лет осознанно принял решение: буду военным. В Суворовское училище не поступил: не хватило баллов. В военное училище поступил только с четвертого раза: то на мандатной комиссии срезался, то экзамен заваливал. Пришлось еще два года «отдавать долг родине» во время срочной службы под Москвой. В итоге все равно поступил и окончил училище, получив диплом с отличием. Моей первоначальной целью было стать офицером. И я достиг ее.

— Нравилось? Получили то, чего ожидали от военной карьеры?

— Да. Я доволен карьерой, хотя, конечно, всегда желаешь лучшего. Честь стать «главным военным историком Вооруженных сил» выпадает не каждому пехотному офицеру. Никогда не думал, что так все повернется.

Я мечтал стать офицером-командником, поэтому выбрал общевойсковое направление. Учился в Бакинском высшем общевойсковом командном училище, а оканчивал Владикавказское общевойсковое. Начало карьеры было связано со строевой службой: командир гранатометного взвода, мотострелкового взвода, мотострелковой роты, начальник штаба танкового батальона, командир стрелкового батальона… И историком я быть точно не собирался, этого и близко не было.

— Как случился переход от строевого офицера к военному историку?

— Путь был довольно долгий. Моей задачей, как командира, было учить своих подчиненных воевать: стрелять, водить боевую машину. Но ведь и родину любить тоже важно. А этому научить гораздо сложнее. Тут не только слово — необходимо и материальное обеспечение, я бы так сказал. А с этим как раз были сложности. По моему глубокому убеждению, без знания своей истории стать патриотом невозможно. Это было в середине 1990-х. Помню, были какие-то брошюрки по истории Беларуси, но напечатанные таким шрифтом, что читать невозможно, да и некогда было. А еще и неинтересно. Я с этим столкнулся, когда уже стал работать преподавателем в академии.

Многие курсанты не просто не знают истории нашей страны. Самое страшное, что им это даже не нужно. Может, в школьной программе все слишком сложно? Не знаю. А за державу душа болела всегда. Поэтому в этом вопросе брал инициативу на себя.

Помню, когда служил в разведывательном батальоне, договаривался с замполитом, что буду приходить по воскресеньям читать лекции солдатам по военной истории Беларуси. А готовиться приходилось дома по ночам. Некоторые пальцем у виска крутили: мол, ему что, делать больше нечего? А мне это интересно. И на белорусском языке читал лекции.

В то время подавляющее число офицеров ностальгировали по Советскому Союзу. Его правопреемником заслуженно считали Россию. Поэтому часто присутствовал стереотип, что история Беларуси — вся русофобская. Битва под Оршей — «москалей» разбили, восстание Калиновского — тоже против Российской империи. И, мол, лучше об этом не говорить.

Как-то в разведывательном батальоне подготовил информацию для стенда про лисовчиков (легкая кавалерия. — Прим. Onliner). Написал текст на белорусском языке и заглавие такое броское — «Першы беларускі спецназ». А тут комиссия приехала.

Мой замполит аж скукожился: ну все, сейчас по шапке надают за несанкционированные изречения. Вот тут «мова» и помогла. Проверяющий ничего не понял. Похлопал глазами, и все. Говорит, хорошая инициатива.

Это сейчас уже белорусский язык нормально воспринимается — и читают многие свободно, и понимают. А тогда все по-другому было.

Отмененный проект

— То есть преподавать начали с тех воскресных лекций?

— Да. Но до преподавания в академии была еще служба в Министерстве обороны. Даже во сне не мог такое представить, что мне поступит предложение продолжить службу на таком высоком уровне, да еще и на солидной должности.

Тогда я был майором, но карьерных перспектив перед собой уже не видел. На командно-штабной факультет поступить не успел, было поздно по возрасту. Что делать дальше — пенсию ждать? А чем военный на пенсии занимается? Шлагбаум поднимает. Если нет связей и светлых мыслей, то 90%, что будешь обычным охранником. А чтобы чем-то заниматься, нужна специальность. Подумал, что мне история интересна, и принял в чем-то авантюрное решение поступить на исторический факультет Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. В отпуске пришлось сесть за учебники. В итоге сдал экстерном за две недели 18 экзаменов и зачетов и был зачислен на второй курс.

В Министерстве обороны я возглавлял группу военно-исторической работы и геральдического обеспечения Вооруженных сил. Это мой начальник в шутку называл меня «главным военным историком белорусской армии». Но по диапазону проделываемой работы так на самом деле и получалось. Планов было громадье. Пришел ведь из войск, знал, чего там не хватает.

Вспоминаю свои попытки заменить в нашей армии российские плакаты с российскими полководцами и военачальниками на своих, белорусских. Предложил руководству свой проект, начальникам идея понравилась. Тут работа закипела. Нашел художника. Собирал фактуру. Писал тексты.

Каждую пятницу выкладывал на стол начальника готовый плакат, который представляли начальнику Генерального штаба. Понимаете уровень! Все шло отлично. Сделал серию. Начальник Генштаба говорит: «Надо перевести на английский, будем дарить иностранцам, пусть посмотрят, какая у нас история».

Получил положительную рецензию от Института истории Национальной академии наук Беларуси, осталось только в печать запускать. Но закончилось тем, что этот проект был свернут до лучших времен, а они так и не наступили.

Были у меня и другие проекты, связанные с популяризацией военной истории, но, как говорится, подстрелили на излете. Мою группу расформировали, а мне предложили с почетом уйти на пенсию.

После увольнения у меня появилась возможность написать книгу, которая стала продолжением проекта с плакатами о полководцах и военачальниках земли белорусской. Я сделал то, что физически не смог бы сделать, служа в армии. Я пошел работать обычным охранником, сутки через трое. Появилось свободное время, чего раньше не было: в Министерстве обороны твой рабочий день — 24 часа. За время работы охранником за год написал книгу. Использовал собранный за все время моего увлечения историей материал.

А тут удача: меня пригласили работать в Военную академию, где я последние семь лет и преподавал военную историю. Затем вышла еще одна моя книга — «Беларусь у войнах Расійскай імперыі. Асобы і падзеі». Подготовил экспозицию «Военная история белорусского народа» — начиная от Полоцкого княжества. Половина материала — на белорусском языке. Получилось неплохо. Теперь в Военной академии это основной объект для встречи гостей. В 2019 году приглашали туда и Александра Лукашенко.

— В Военной академии тоже читали лекции на белорусском?

— Нет, и причина была только одна. У курсанта должна быть соответствующая литература. А пособий на белорусском языке нет и не планируется. Пока. Хотя потребность присутствует.

На протяжении моего преподавания всегда находились курсанты, которые просили читать лекции на белорусском языке. Но как готовиться к занятиям? Литературы-то нет. Помню, на семинарских занятиях прибавлял один балл за ответы на белорусском языке. Потом даже пришлось останавливать это: были люди, которые ради балла говорили на жесткой «трасянке».

А вообще, в Военной академии есть предмет, где преподают специальную военную лексику на белорусском языке. Так что какая-никакая база имеется.

Еще раз подчеркну, что интерес к родному языку среди курсантов есть. Была у меня группа спецназовцев. И как-то в разговоре один из курсантов выразил сожаление, что нет современных воинских уставов на белорусском языке. Я его удивил и обрадовал одновременно. Есть такие уставы. Вышли в 2010 году. Просто некоторые командиры держат их в наглухо закрытых сейфах. И в моей библиотеке такой устав есть. Принес свой экземпляр тому спецназовцу — он был просто счастлив.


Виталий рассказывает о том, что в прошлом году для него, как и для страны, многое изменилось. Во время предвыборной кампании он выразил свою гражданскую позицию — и началось. Раз за разом настоятельно предлагали написать заявление «по собственному желанию». В итоге взял и написал.


«Давайте критикуйте, но без перебора»

— Завести блог решили сразу после увольнения?

— Нет, даже не задумывался об этом. На тот момент была обида, что не довел до конца запланированное. И терялся в догадках, как это сделать. Дал интервью «Радио „Свобода“», а тут в комментариях люди стали писать и советовать, что мне надо блог свой завести, чтобы продолжать читать лекции по истории, только в другом формате. Идея, конечно, интересная, но как ее воплотить в жизнь? Здесь мне помог мой младший сын Ян. Для него это тоже оказался новый вызов. Он пообещал, что справимся.

Все технические вопросы на нем. Каждый ролик, если смотреть по хронологии выхода, в чем-то лучше: по свету, по звуку, по монтажу. Зрители тоже подсказывают, как правильно оформить канал, чему уделить внимание. Получается такой коллективный продукт. Пошел первый ролик, второй, третий.

Денег я на этом не зарабатываю. Для монетизации нужно много подписчиков — даже не знаю сколько. Времени это отнимает достаточно много: переделка записей, монтаж. Если бы работал где-то постоянно, то вряд ли бы успевал. Но главное — это удовлетворение от проделанной работы.

В комментариях предлагали снимать ролики только на избранные и актуальные темы. Но у меня другая стратегия. Я ценю системность. Поставил перед собой задачу разработать курс военной истории Беларуси, где будет отражена вся наша тысячелетняя история. Записал первые шесть роликов. Впереди еще много работы.

— Ролики делаете с сыном?

— Да, он у меня и звукорежиссер (кстати, последний ролик, про ВКЛ, наконец-то получился с достойным звуком), он также и оператор, и занимается монтажом. А все остальное на мне.

— Какие источники используете? В интернете такую информацию найти сложно.

— Материал я собирал давно и системно: раньше в бумажном виде, теперь в электронном и книжном. Основных источников у меня три: интернет, Национальная библиотека и моя собственная библиотека.

Я в роликах иногда показываю книги, из которых беру информацию: вот, смотрите, я не придумал то, что рассказываю.

— Как ваши близкие и друзья отреагировали на смену деятельности? Они поняли, почему вы завели канал?

— Я получил и получаю много отзывов. Уровень моей аудитории такой: смотрят генералы, смотрят курсанты. А между ними есть еще полковники, майоры, капитаны, лейтенанты… Я нашел свою целевую аудиторию. Не могу сказать, насколько она постоянная: первый ролик имел больше 4 тыс. просмотров, в последнее время меньше, но стабильно. И это радует. Есть и курьезные случаи. Но это снова про атмосферу, которая царит в нашем обществе в настоящее время. Один из моих бывших коллег написал: «Смотрю вас, отслеживаю, восхищаюсь. Но поставил лайк — и всю ночь не спал. Потом убрал». Вот к чему мы пришли.

— Негатив присылают?

— Я интересуюсь у людей их мнением о моих роликах, потому что приторная похвала делает только хуже. И говорю: «Давайте критикуйте, но без перебора». К примеру, в одном из роликов я обсуждал, какое питание было у солдат того времени, и мне человек говорит: «Вот ты так описывал эту кашу, что аж слюни потекли, но если хочешь увеличить аудиторию, то должен надеть на себя рыцарский шлем, поставить чугунок со сваренной в прямом эфире кашей и показать, как точили в то время скрамасаксы (небольшой меч. — Прим. Onliner). Вот тогда это будет высший пилотаж». Спасибо. Но моя цель не хайпануть. Я просто разрабатываю курс военной истории, который в будущем можно будет использовать в учебном процессе.

Где-то профессиональные историки меня критикуют: вот это неверно, здесь неточно. Ребята, ну так помогите, подскажите, как правильно. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Я же не могу знать все досконально.

— Сколько времени уходит на ролик — с момента определения темы и до готового к публикации видео?

— Неделя плотной работы. Где-то три дня уходит на черновик, потом начинаешь записывать и понимаешь: тут надо поменять, здесь переделать.

Есть небольшая проблема связи с аудиторией. Одно дело — лекция в классе, совсем другое — здесь. Живую аудиторию я всегда старался держать в тонусе, имел методические приемы. А здесь это не сработает. Но, с другой стороны, это и круто: попробуй удержать человека у экрана, чтобы он не выключил видео на первой же минуте.

— Как будете развивать блог?

— Пока все идет строго по хронологии. Дошли до XIV века, Великое Княжество Литовское. Событий уйма. Будем постепенно двигаться к нашему времени. То есть завершить курс планирую описанием современной белорусской армии.

Мини-блиц

— Какое сражение было для белорусского народа наиболее значимым?

— Грюнвальдская битва (1410). Почему самая значимая? Результат: 500 лет нога вооруженного немца не ступала на белорусскую землю. Целых 500 лет!

— Из всех военачальников кого считаете наиболее выдающимся?

— Назову сразу двоих: Ян Кароль Ходкевич (1560—1621) и Константин Острожский (1460—1530). Я уверен, что в Беларуси в будущем обязательно появятся ордена имени этих полководцев.

— Вы снимаете видео на фоне полок с книгами. Назовите три книги, которые особенно повлияли на вас и которые стоит прочитать всем.

— Первую историческую книгу я купил в 1992 году в Марьиной Горке, будучи лейтенантом. Это исторический роман Константина Тарасова «Погоня на Грюнвальд». Мне ее продавец посоветовал, и я взахлеб прочитал. На тот момент истории Беларуси не знал от слова «совсем». Вторая книга, которую рекомендую прочитать всем белорусам, и лучше не в школьные годы, а в более зрелом возрасте, — «Каласы пад сярпом тваiм» Владимира Короткевича. И третья книга — «Невядомая вайна» Геннадия Сагановича. Это о Тринадцатилетней войне 1654—1667 годов.

106 деталей, металл, сборка без клея, 1:56, длина 14.1 см
Star Wars, рекомендуемый возраст 7 лет, 286 деталей
танк, 2.4 ГГц, дальность: 10–15 м, NiCd, 400 мА·ч

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by