Спецпроект

Игроки еще моложе, стандарта по девайсам нет: чем мобильный киберспорт отличается от «большого»

9237
04 сентября 2020 в 9:00
Автор: Станислав Иванейко
Спецпроект

Игроки еще моложе, стандарта по девайсам нет: чем мобильный киберспорт отличается от «большого»

Автор: Станислав Иванейко

С ростом своей популярности киберспорт начинает делиться на подвиды. Появились две глобальные ветки: «обычные» дисциплины, где спортсмены соревнуются в компьютерных и консольных играх, а также дисциплины мобильные — здесь уже представлены игры для смартфонов и планшетов. Это направление более молодое, но уже занимает определенную нишу. Вместе с Samsung Galaxy S20 Ultra мы продолжаем изучать киберспорт, и сегодняшний материал посвящен мобильной его разновидности.

Киберспортсмены хотят расслабленной обстановки

Серьезные отличия прослеживаются уже на стадии подготовки самого турнира, говорит Егор Малыженков, директор по коммуникации Белорусской федерации киберспорта. В некоторых дисциплинах упор делается на матчах вида «один на один», и организовывать сцену ради двух киберспортсменов смысла нет. Или наоборот: в «королевских битвах» (PUBG, Fortnite) собирается около сотни игроков, и разместить их на одной площадке сложно.

Егор Малыженков

— На офлайн-турнирах большинство людей играют на собственных смартфонах, в отличие от турниров по ПК-дисциплинам, когда приглашаешь команды в уже построенную локацию и все сидят за идентичными компьютерами. У нас есть прописанные обязательства перед Международной федерацией киберспорта, по которым мы должны предоставить одинаковые мониторы и компьютеры, соответствующие нужной спецификации. Киберспортсмены только могут использовать свою периферию: мышки, клавиатуры, наушники, — рассказывает Егор. — Нужно развернуть Wi-Fi-сеть, посчитать нагрузочную способность. Фактически площадка создается заново.

В мобильном киберспорте пока что не планируется переходить на обязательное использование одинаковых смартфонов либо планшетов.

— Мобильные игры значительно менее требовательны к ресурсам, они изначально создавались с учетом того, что могут идти на большинстве устройств. Будут ли стандартизировать все? Вероятность этого очень низка. Если бы это было нужно, уже сделали бы.

Android, экран 6.9" AMOLED (1440x3200), Exynos 990, ОЗУ 12 ГБ, флэш-память 128 ГБ, карты памяти, камера 108 Мп, аккумулятор 5000 мАч, 2 SIM

Еще одно отличие в плане организации площадки — мобильные киберспортсмены любят играть в комфортной обстановке, а не за столом. Здесь все так же, как с использованием смартфонов: ведь мы в обычной жизни листаем ленты соцсетей или играем, развалившись на диване, плюхнувшись в кресло-мешок и еще кто во что горазд. Также стоит учитывать и возраст киберспортсменов: в случае с мобильными играми люди зачастую еще моложе, чем в ПК-дисциплинах.

— Такие киберспортсмены чувствуют себя стесненными, когда им говорят: «Идите вот сюда, садитесь вот здесь, из этой зоны не выходите». Они хотят более расслабленной обстановки, в которой могут настроиться на игру.

Что будет с мобильным киберспортом

Аудитория, по мнению Егора, еще привыкает к мобильному киберспорту: если с обычными играми уже есть ассоциация вида «это спортивная трансляция», то с PUBG, например, подобного эффекта еще нет. Поэтому и популярность в целом ниже, несмотря на известные мобильные игры: PUBG, Fortnite, Hearthstone. Вопрос еще и в наглядности: в «королевских битвах» за всеми не уследишь, а Hearthstone сложно назвать зрелищной игрой.

PUBG. Изображение: YouTube, DroidCheat

Сейчас мобильный киберспорт только перешел от зачаточной стадии к более серьезному развитию, но его популярность несравнимо ниже, чем у обычных ПК-дисциплин. Что будет дальше, пока непонятно: все-таки многое зависит от подходящих под турниры игр и их популярности среди аудитории, организации площадок. Но рост идет, и заметный. Сама же мобильная индустрия растет за счет пользователей, которые хотят поиграть «здесь и сейчас», а не уделять развлечению много времени за компьютером или приставкой. Соответственно, эта публика слабо конвертируется в увлеченных геймеров, готовых смотреть онлайн-трансляции турниров или ходить на LAN-финалы. А киберспорт развивается благодаря геймерам, которые видят в играх способ заработка, развития «личного бренда» и так далее.


О нюансах мобильного киберспорта мы также поговорили с Иваном Мацкевичем — капитаном команды 7star, которая в прошлом году стала чемпионом мира по World of Tanks Blitz.

«Порог вхождения был невысоким»

— Как попал в киберспорт?

— Это был 2016 год, я тогда еще в школе учился, в одиннадцатом классе. Играл за команду C4 и уже собирался поехать на первый чемпионат мира в Нью-Йорке, но не получилось: мне было 17 лет, а участвовать можно было только совершеннолетним. Потом уже, когда учился в институте, попал на следующий чемпионат мира, который проходил в Минске.

— Начинал сразу с World of Tanks Blitz?

— Да, сразу с мобильных «танков». В целом только с 2014 года начал играть серьезно — и сразу в Blitz. Постепенно у меня стало хорошо получаться, когда появились турниры, решил участвовать. И дальше пошло так, как пошло.

Иван Мацкевич. Изображение: Wargaming

— Как-то ты быстро прошел путь от новичка в игре до чемпиона мира — всего за пару лет.

— В 2016-м, то есть где-то спустя два года после выхода игры, порог вхождения в турниры был не такой уж и высокий. Поэтому получилось так, что можно было участвовать в любом чемпионате.

— На финал ЧМ собрались команды со всех регионов. Как отличались их стили игры?

— СНГ играет более агрессивно. Обычно европейский регион действует более пассивно и позиционно, американцы тоже могут осторожничать. А вот команды из СНГ отличаются: они всегда, на всех чемпионатах агрессивны.

— Как выглядит подготовка к турниру?

— Мы тренируемся в онлайне. У каждого свое устройство, на котором человек играет: планшет или телефон. Но обычно это планшет. Собираемся на двухчасовую тренировку, отрабатываем игровые моменты — все как в обычной игре.

— Распределение ролей в команде есть?

— В целом нет. Классов техники много, и предпочтения строятся в основном по ним: кто-то играет только на тяжелых танках, кто-то — на средних либо легких, а кому-то все равно. Но я бы не сказал, что это некое жесткое разделение ролей. В бою я, как капитан, говорю, что делать, и все выполняют. Остальные дают общую информацию по сражению.

— На чемпионате мира тоже допускается игра с разных устройств?

— Да, главное — сенсорный экран. А сам девайс может быть любым, какой тебе удобнее. Но нельзя использовать модификации, которые как-то влияют на игру: подключаемые джойстики и так далее.

Изображение: Wargaming

— Как выглядит LAN-турнир по мобильным «танкам»? Тоже сидят две команды в ряд, а напротив зрители?

— Турниры обычно проходят без сцены, как бывает на обычных киберспортивных мероприятиях. Есть семь мест вокруг огромного стола, и мы общаемся даже без TeamSpeak или похожих программ. Это самая удобная тема: в кругу всем игрокам видно и слышно, что происходит вокруг.

Для зрителей все как обычно: видео выводится с экранов киберспортсменов, и идет общая трансляция. Главное отличие заключается в том, что мы сидим за одним столом.

— Готовитесь к турниру — и вдруг перед ним выходит обновление, которое меняет баланс. Такое бывало?

— Да, случаются веселые моменты. В 2017 году буквально за неделю до начала чемпионата мира вышел новый патч. Не сказать чтобы изменения были значительные, но даже мелкие детали уже влияют на турнирную составляющую — технические характеристики машин, к примеру.

Хорошо, что прямо в последние моменты этого обычно не происходит. Но вот в 2017 году было неприятно.

$50 тыс. на команду за чемпионство

— Призовые в мобильном киберспорте сравнимы с «большими» играми?

— Смотря что мы подразумеваем под киберспортом: все-таки турниров по World of Tanks Blitz проходит маловато. А если смотреть на мобильный PUBG, вот там призовые можно сравнивать, да.

Вот у нас был чемпионат мира с общим призовым фондом в $100 тыс. Это можно сравнить, например, с major-турнирами по CS:GO, но не с крупными LAN-соревнованиями. И надо учитывать, что у нас в команде играет только семь человек. Прибавляем сюда еще двоих запасных. А в киберспортивных играх на ПК в основном составе обычно до пяти человек.

Главное в доходах киберспортсмена — турниры. И когда их мало, говорить о больших заработках неуместно.

— Сколько максимум выигрывали?

— $50 тыс. на команду. Столько дали за победу на мировом чемпионате 2019 года. Делим сумму на девятерых — получается около $5,5 тыс. на каждого. Сейчас я бы сказал, что основной заработок — это не гонорары с турниров, а стримы. Этих денег, скажем так, будет хватать не только студентам.

Изображение: Wargaming

— Мобильный киберспорт может стать таким же масштабным и популярным, как обычный?

— Да, почему нет? Мобильные устройства очень популярны, тот же PUBG сильно привязан к смартфонам — там киберспорт идет в основном именно со смартфонов, а не с планшетов. Поэтому, думаю, есть все основания считать, что мобильный киберспорт будет набирать популярность.

Недавно смотрел что-то вроде отборочных на чемпионат мира по мобильному PUBG. Индийская трансляция собрала около 150 тыс. зрителей — это не просто сравнимо с «большими» киберспортивными играми, а уже даже более популярно.

— Не думал перейти в другую дисциплину?

— Мысли были, но пока не планирую. Взять тот же PUBG: сложность в том, что надо серьезно играть именно на смартфоне, а не на планшете. Это все же разная тема, диагональ экрана сильно влияет. Перейти с 11-дюймового экрана на 6—7 дюймов — ощущения не самые приятные. Да и PUBG надоел, я в него с релиза играл.

— Почему PUBG стал популярным именно на смартфонах? На планшете играть вроде как удобнее.

— Так сложилось, что киберспортивные матчи в мобильном PUBG проводятся именно на смартфонах. Вся реклама завязана на смартфонах: условно, если на чемпионате мира спонсор Samsung, значит, вся команда будет играть на смартфонах Samsung.

— В WoT Blitz можно менять настройки графики. Какие параметры используют киберспортсмены?

— На максимальных настройках я никогда не играл, даже не пробовал. Изначально сделал картинку, приятную глазу. Я начинал играть в WoT Blitz на слабом планшете, он тянул только минимальные настройки при 60 кадрах в секунду. Сейчас, на iPad Pro, у меня тоже стоят некоторые параметры на минимуме — качество эффектов, например. Пусть будет некрасиво, зато все понятно, ничего не отвлекает.

— Какие у тебя планы? Останешься в мобильном киберспорте?

— Да, мне интересна сама дисциплина WoT Blitz. Пока есть турниры, в том числе не от Wargaming, буду играть.


Встречайте Samsung Galaxy S20 Ultra. Снимайте в революционном разрешении 8K и получайте сверхчеткие фотографии высокого качества прямо из видео. Добавьте к этому надежную защиту Samsung Knox, интеллектуальный аккумулятор, супермощный процессор и большой объем памяти для всех ваших файлов. Откройте новую главу в истории мобильных устройств.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», УНП 7703608910.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by