03 августа 2020 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Максим Малиновский
Спецпроект

Девушки не могут в «доту»? Почему в киберспорте одни парни?

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Максим Малиновский

В прошлом году китаянка Сяомен VKLiooon Ли обыграла американца в финале чемпионата мира по Hearthstone. Девушка не могла сдержать эмоции, расплакалась: «Это лучший способ нанести ответный удар тем людям, которые сомневались во мне только потому, что я девушка». Почему их так мало в киберспорте? Может ли команда из пяти девушек играть в DotA 2 и показывать достойный результат? В рамках спецпроекта с Samsung Galaxy S20 Ultra разбираемся в краснокнижном виде белорусского киберспорта.

Даша Павич работает в Белорусской федерации киберспорта. Вот уже два года она является своеобразным голосом БФК: занимается коммуникацией с сообществом в соцсетях и с игроками на турнирах. Больше десяти лет играет в «доту», пробовала свои силы в женской киберспортивной команде, а потому может изнутри рассказать о том, что такое девушка в «доте».

— Есть такой стереотип, что девушки играют максимум в Sims и какие-нибудь казуальные игры на смартфонах. Почему ты начала играть в «доту»?

— Если заходить издалека, то все и правда началось с обычного гейминга, простых игр наподобие Sims. С «дотой» меня познакомили друзья. Не с современной, а именно с DotA All-Stars. Я играла в Warcraft, и мне показали эту интересную карту. Играю в «доту» уже больше десяти лет, где-то с пятого-шестого класса школы.

— Компьютер был дома с детства?

— Мой отец тоже любит поиграть в компьютерные игры, приобрел ноутбук. Не очень мощный, но на Warcraft его хватало с лихвой. До этого ходила в компьютерные клубы. Там преимущественно играли в «контру».

Очень незаметно это затянуло, потому что, когда ты играешь с друзьями, DotA — это место, где вы можете говорить на общую тему. Не со всеми знакомыми найдется такая тема для разговора. В DotA она есть всегда.

— Тебя в первую очередь привлекли механики игры или эта командность, социальный момент?

— Четко ответить сложно, но скорее командный аспект. DotA — это прежде всего общение.

В какой-то момент у Даши возникло желание реализовать время, потраченное на игру, с какой-то пользой. Во «ВКонтакте» она наткнулась на объявление о том, что идет набор в женскую команду.

— Это было на базе какой-то киберспортивной школы в районе БГАТУ. На собеседование пришло очень много девушек. Отобрали команду, а я оказалась шестой в очереди, в резерве. Мне сказали: «Если не потеряешь запал, мы с тобой свяжемся». Так и получилось. Через какое-то время освободилось место, и я стала частью женской команды по DotA 2.

В итоге это оказался больше негативный, чем позитивный опыт, но все равно полезный.

— Почему?

— Мое мнение… оно явно не понравится девочкам из «доты». Они не могут в командную «доту». По сравнению с парнями, девушкам командная игра дается гораздо сложнее. Почему? В силу различия стиля мышления. И мы не смогли. Потому что все с разными характерами и не могут сконцентрироваться на том, чтобы просто играть, в отличие от парней, которые способны закрыться от всего и просто играть, дистанцировавшись от учебы, родителей, своей девушки. Я не встречала еще девочек, которые бы так могли. Говорю исключительно по своему опыту, не транслирую его на всех.

Какое-то время нас удерживало наличие площадки, клуба, где мы могли собираться. Был человек, который оказывал нам помощь в тренировках. Но школа вскоре закрылась, и это связующее звено исчезло. Оказалось, что сами по себе мы не могли банально собраться и просто поиграть. Команда начала разваливаться. Две девочки нашли себя в индустрии — одна работает в Wargaming, другая — в Pavaga Gaming.

Даша рассказывает, что все девочки в той или иной степени вкладывали свои силы и время, чтобы расти командно. Но терпения хватило не всем. Спустя три-четыре месяца все закончилось.

— Я вложила столько времени и сил, что, когда все развалилось, я просто два месяца не заходила в игру. Но это стало толчком к чему-то новому.

— Может ли существовать киберспортивная команда, в которой играют парни и девушки?

— Такие команды существуют. По тем турнирам, которые мы проводим в Беларуси, я могу сказать, что девушки в киберспортивных командах есть. Были две девочки, которые не просто участвовали в отборочных, но и прошли в основную стадию. Они играют наравне с парнями в своих командах, там есть текучка, но они не уходят.

Во время «Битвы городов» мы ездили по регионам, и там тоже были девочки в составе команд. Может, человек пять на 16 команд. Они приходят в соревновательные игры, и это здорово.

— Почему они приходят?

— Когда мы начинали играть командно, были только какие-то местные клубные турниры. На первых порах это мотивирует, но потом интерес пропадает. Сейчас появляются чемпионаты с неплохими призовыми для начинающих игроков. У них есть мотивация, понимание, для чего играть и тренироваться.

— Как думаешь, почему в принципе в киберспорте есть такой гендерный перекос?

— У киберспорта в принципе очень высокий барьер. Так сложилось, что в компьютерные игры играют преимущественно парни. Девушек и так немного, некоторым после 20 это надоедает, появляются другие интересы.

Парней больше, и их мы видим часто. Но девушки на мировой киберспортивной сцене есть. В прошлом году, например, одна из них стала чемпионом мира по Hearthstone. Если девушки хотят и могут конкурировать в игре, их замечают, они могут выступать на профессиональном уровне и выигрывать.

Android, экран 6.9" AMOLED (1440x3200), Exynos 990, ОЗУ 12 ГБ, флэш-память 128 ГБ, карты памяти, камера 108 Мп, аккумулятор 5000 мАч, 2 SIM

На мой взгляд, девочек ничто не ограничивает, но много факторов отвлекает их, они не могут сконцентрироваться и быстро сдаются. Как и в любой сфере, где требуется достижение результатов, очень важно упорство.

— В каких киберспортивных дисциплинах девушки могут показывать результат?

— В одиночных дисциплинах, где все зависит только от тебя, как вышеупомянутый Hearthstone. DotA 2 — очень командозависимая игра. На низких рейтингах один игрок может тащить всю команду, но на профессиональном уровне это не работает. Девушек в киберспорте и так мало, а собрать из них достойную команду из пяти человек — это вообще очень сложно. Нажимать на кнопки умеют все, не хватает именно сплоченности. Коллективы ссорятся, начинают плохо играть и разваливаются. К женскому киберспорту это тоже относится.

Девушки сами по себе более восприимчивы и эмоциональны. И рано или поздно возникнет повод для споров. В одиночной дисциплине тебе не с кем спорить, виноват только ты сам.

— Немаловажным фактором, наверное, является то, как относятся к такому несвойственному увлечению дочери родители.

— Это проблема не только девушек. Общаясь с игроками, могу отметить, что их родители начинают относиться к киберспорту позитивно только тогда, когда приходит хоть какая-то первая денежка. Они видят, что этим можно зарабатывать.

Я до своих родителей не смогла донести, чем я занимаюсь. Для них я работаю «в игры». Если заменить существительное «игры» на любое другое, ничего не изменится, мне донести не удается. Понимания нет, другое поколение.

Есть прогрессивные родители, которые сидят и активно пользуются интернетом, соцсетями, понимают современный цифровой мир. Но для многих это по-прежнему игры и трата времени, несмотря на то что игровая и киберспортивная индустрия — это такой же вид заработка, просто новый.

— Девушки сталкиваются с сексизмом в этой индустрии?

— Я не сталкивалась. К тебе относятся как к профессионалу, работнику. Если ты выполняешь свои задачи хорошо, к тебе нет никаких вопросов. Тем более подколов.

Что касается базового игрового уровня… Я думаю, играющая девушка для обычного геймера — это резонанс в голове. Редкое явление. И ты не можешь поверить, что она может играть хорошо, может иметь высокий ранг в игре.

То, что происходит в обычных играх с девушками, я бы не назвала сексизмом. Уверена, что агрессивное поведение связано с возрастом. Многие игроки достаточно юны, не до конца верят, что девушка может играть с ними на одном уровне. Если девушка с высоким рангом отыгрывает на него, то сильно удивляются.

Когда я играю, то не афиширую, что за клавиатурой девушка. Трудности возникают, когда ты плохо нажимаешь на кнопки. Девушка ты или нет, но в таком случае тебя будут дизморалить заслуженно.

— Продолжаешь играть в «доту»?

— Сейчас поменьше, ведь я работаю с «дотой». Приходится отсматривать много матчей. Поигрываю на саппортах с друзьями. Со временем научилась получать от игры удовольствие, а не гнаться за результатом. Это, наверное, одна из тех особенностей, которая отличает парней в «доте» от девушек. Парни всегда нацелены на результат.

— Какие навыки нужны, чтобы попасть в киберспортивную индустрию?

— Прежде всего, коммуникация и общение с людьми. Людей и контактов много, нужно к каждому найти подход, не растеряться и уметь держать себя. Также нужна стрессоустойчивость. Киберспортивное комьюнити молодое и очень эмоциональное. Они легко выплескивают на тебя как негатив, так и позитив. Нужно уметь от этого абстрагироваться.

Девушка в киберспорте может работать репортером, контент-менеджером, психологом, менеджером команды, оператором — много кем, если есть соответствующие навыки. Нет никаких барьеров.


Встречайте Samsung Galaxy S20 Ultra. Снимайте в революционном разрешении 8K и получайте сверхчеткие фотографии высокого качества прямо из видео. Добавьте к этому надежную защиту Samsung Knox, интеллектуальный аккумулятор, супермощный процессор и большой объем памяти для всех ваших файлов. Откройте новую главу в истории мобильных устройств.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», УНП 7703608910.
часы-компаньон, поддержка Android/iOS, экран AMOLED 1.3" (360x360, сенсорный), шагомер, пульсометр, время работы: 1 неделя

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by