Спецпроект

Магазин без кассиров, бензин без денег. Когда белорусы привыкнут к интернет-платежам?

31 июля 2020 в 9:00
Автор: Ян Альшевский
Спецпроект

Магазин без кассиров, бензин без денег. Когда белорусы привыкнут к интернет-платежам?

Автор: Ян Альшевский

Технологии будущего можно разделить на две основные категории: фантастические и реалистичные. Первые — красивые, высокотехнологичные, но труднодостижимые. Такие обычно показывают в кино. Вторые — чуть неказистые, работают не сразу, но зато практичные. И главное, их можно внедрять уже сейчас, а не прогнозировать появление через сколько-то лет (как, например, 6G с его невероятными по нынешним меркам возможностями). Вместе с A1 banking мы расскажем о нескольких востребованных «технологиях будущего», которые уже применяются.

2020 год наверняка попадет в учебники из-за своей событийной изобильности. Одним из символов нынешнего времени стал коронавирус (от него пока никуда не деться), и именно он повысил интерес ко всему бесконтактному и «интернетному». «Держите дистанцию» звучит почти как заклинание. В мире и до этого начали появляться сервисы, обеспечивающие минимальный контакт между людьми, в частности магазины без кассиров и продавцов.

Тогда это, правда, объяснялось желанием сделать процесс покупок удобнее, одновременно сократив издержки и убрав лишнее звено в цепи обслуживания, а также обеспечить его непрерывность.

Первые шаги несколько лет назад предприняла компания Джефа Безоса: там придумали, как избавиться от очередей. Платформа Amazon Go представляет собой набор из видеокамер, которые, используя машинное зрение, следят за товарами, а также сенсоров, датчиков и радиометок.

Фото: Vox

Покупатель, в свою очередь, устанавливает приложение и привязывает к нему платежную карту. Программа генерирует QR-код, который является идентификатором и «пропуском» в магазин. Набрав продукты, покупатель выходит, а система автоматически списывает деньги. Звучит просто, но под этим лежит серьезная технологическая база.

В Минске была предпринята как минимум одна попытка реализовать нечто подобное в миниатюре. Там даже корзина не требовалась: берешь пакет, складываешь в него все необходимое и топаешь на выход. К сожалению, продукт был неидеален, плюс предъявлялись дополнительные требования со стороны, и спустя некоторое время он перестал функционировать.

Фото: Александр Ружечка

«Эксперимент, безусловно, удался. Все прошло почти так, как мы и планировали», — поделился с нами Егор Карпович, который рассказывал о проекте еще во время его запуска. Он признает, что были ошибки, подкачал ассортимент, и вместе с тем процесс удалось полностью автоматизировать. По словам Егора, интерес к платформе проявляли и проявляют лишь зарубежные торговые сети.

Тем не менее смартфон для многих стал «универсальным кошельком», в Беларуси снова появляются магазины с «экспериментальными» кассами самообслуживания. За рубежом, в том числе во всех странах — соседках Беларуси, подобные системы работают давно и стали привычными (но от очередей к кассиру-человеку не избавили), у нас же это диковинка, даже несмотря на то что первый подобный девайс появился в Минске пять лет назад. Ажиотажа он не вызвал, потому что был одинок и казался памятником несбывшимся мечтам.

Со второго захода все должно получиться. Проект вновь посчитали экономически целесообразным — за счет массовости. Но это скрытые от обычного покупателя моменты, для которого главное, чтобы было удобно. По мнению нашего собеседника, кассы самообслуживания станут драйвером дальнейшего развития бесконтактных во всех смыслах платежей и покупок (в том числе через интернет). Со временем народ привыкнет к новому, адаптируется к специфике взаимодействия с «бездушной машиной» и будет готов к дальнейшим изменениям.

Фото: Александр Ружечка

Пока же кассы без кассиров (но с консультантом) остаются необычным аттракционом или удобным инструментом для тех, кто хочет ограничить социальные контакты. Как показывает практика, даже тот, кто опасается терминалов без привычного человека с бейджем за ним, со временем привыкает к новому.

Не слишком заметно в Беларуси реализуется еще одна инициатива, полюбившаяся автомобилистам, которые «в теме». Уже достаточно давно белорусские заправки начали продвигать идею интернет-платежей за топливо.

Ставишь на смартфон приложение, привязываешь карту — все, не надо стоять в очереди в кассу, вспоминать номер колонки, называть марку топлива, слюнявить наличность или светить картой. Когда где-то рядом бродит коронавирус, остается издалека с удивлением наблюдать за теми, кто хочет по старинке. В одной из сетей заправок есть малоизвестный лайфхак — оплата топлива «в кредит» (в определенных рамках, конечно, и с обязательствами).

Фото: Pexels

Сейчас, правда, водителю нужно ориентироваться в куче «заправочных» приложений (хотя обычно предпочтение отдают какой-то одной сети АЗС). В то же время платежные сервисы двигаются к тому, чтобы облегчить автомобилистам жизнь. Поэтому не исключено, что в скором времени появится универсальное решение.

Постепенно интернет-платежи обретают популярность, однако по ряду параметров мы, вероятно, отстаем от других стран. «Люди у нас мало покупают онлайн, очень мало. Статистики не знаю, но мне кажется, что в Литве, где людей примерно в пять раз меньше, чем в Беларуси, покупок в онлайне совершается намного больше», — говорит Егор.

По его мнению, недостаточно просто сказать «Покупайте в интернете», требуется развернуть подходящую экосистему: «Нужно развивать интернет-платежи, а для этого — выпускать карты, которыми можно расплачиваться в интернете. У нас был случай, когда клиент приехал с другого конца города, а оказалось, что его карта не привязывается, — минус клиент».

Фото: Pexels

Стоит отметить, что в последнее время ситуация меняется в лучшую сторону, большой сложности в оформлении карты для интернет-платежей нет, для этого не требуется даже бегать по офисам — достаточно иметь смартфон. Имеется еще один нюанс, связанный уже не с удобством, а с безопасностью: мы уже не раз рекомендовали пользователям заводить отдельные виртуальные карточки для платежей в сети. Тогда можно избежать ситуаций, когда ваши средства внезапно исчезают: мошенники не дремлют, постоянно выдумывая новые способы личного обогащения.

Еще один момент — готовность бизнеса отказаться от привычных форм оплаты. К счастью, сейчас сложно удивить продавца даже в небольшом магазинчике в не слишком населенном пункте смартфоном, умными часами или кольцом со встроенным NFC (точнее, тем, что этими девайсами можно расплачиваться). Но бывают исключения и опасливые взгляды.

Малый бизнес и «ипэшники» не так стремятся включиться в процесс, в том числе из-за высоких комиссий (в сравнении с офлайновыми платежами). Но очевидно, что все эти «эксперименты» с отказом от физических карточек когда-то завершатся успехом — так постепенно уходят бумажные деньги.


Оплачивать любые услуги, не выходя из дома, помогает универсальное бесплатное приложение A1 banking. Оно подходит для онлайн-платежей в ЕРИП, бесконтактной оплаты смартфоном и мгновенных переводов с карты на карту. Пользоваться им могут абоненты всех операторов и клиенты всех банков Беларуси (если у вас несколько разных карт, привязать к приложению можно все сразу).

Бонусы A1 banking:

  • Виртуальная карта с кешбэком для оплат в интернете.
  • Оплата топлива на АЗС «Белоруснефть» без необходимости личного контакта с кассиром и другими посетителями.
  • Для абонентов A1 — «A1 Кошелек», то есть возможность пользоваться ежемесячным лимитом в размере 100 рублей для совершения платежей.
Спецпроект подготовлен при поддержке УП «A1», УНП 101528843.

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by