Ежедневно разные технологии не только прочно входят в нашу жизнь, но и незаметно уходят из нее. Многие из них не оставляют никакого следа в истории, о них никто не вспомнит через неделю. Но случаются и очень громкие провалы, которые, как круги на воде, еще долго тревожат высокотехнологичную гладь и преследуют своих «родителей» годы и десятилетия. Сегодня расскажем две истории, которые печально закончились совсем недавно — а ведь в свое время казалось, что Segway и Google Glass перевернут мир!
2001 год — начало новой эпохи, нового века, нового тысячелетия. Кажется, вот сейчас-то и начнет сбываться то, о чем писали фантасты. Верить, конечно, хотелось только в хорошее: в победу технологий, мир во всем мире, экологичный транспорт и прочий футуризм. Компания Segway не просто подарила людям надежду, но и убедила их в том, что будущее — вот оно, начинается здесь и сейчас.
Американский изобретатель Дин Кеймен задумался над тем, как изменить мир к лучшему, когда ему стукнуло 30 лет. 1990-е годы он посвятил созданию того, что и правда помогало людям. Первые серьезные изобретения Дина были связаны с медициной. Он создал автоматический шприц, который сам делал уколы больным диабетом в нужное время, а потом и автомат для диализа с удаленным управлением.
В феврале 1993-го американец зарегистрировал первый патент на «самобалансирующееся транспортное средство». На протяжении нескольких лет Дин трудился над iBOT — инвалидной коляской, которая умеет заезжать практически на любые лестницы, отличается повышенной проходимостью и вообще крайне удобна благодаря поддержанию баланса при совершении любых маневров.
Дин заручился поддержкой компании Johnson & Johnson, которая потратила на воплощение проекта $50 млн и почти 10 лет. Наконец, в 1999-м iBOT была готова и действительно поражала воображение. Забегая вперед, скажем, что, несмотря на всю инновационность, к 2009 году производство колясок свернули. Уж очень дорогая она оказалась — не все даже американские инвалиды способны заплатить $25 тыс. за такое чудо техники.
Но в конце 1990-х Дин Кеймен все еще был полон надежд и уверенности в том, что принципы работы iBOT способны изменить к лучшему жизни не только инвалидов, но и в целом всего человечества. Стартовал проект Ginger — транспортного средства, которое, как был уверен Дин, вытеснит автомобили и кардинально преобразит представление людей о том, как можно и нужно перемещаться в городе.
К началу 2000-х о Дине Кеймене небеспочвенно говорили как о гении. Это был Илон Маск своего времени, от которого ждали как минимум демонстрации грандиозного чуда. Все знали, что Дин работает над революционным транспортом. СМИ гудели, пытаясь выведать тайны проекта Ginger, над которым работала новая компания Кеймена — Segway.
Чем больше информации просачивалось в общество, тем больше подогревались ожидания. Известный инвестор Джон Доер говорил об изобретении, которые будет важнее создания интернета, а Стив Джобс рассуждал о событии не менее значимом, чем появление персонального компьютера.
И вот в самом конце 2001 года на телеканале ABC в программе «Доброе утро, Америка» был представлен Segway. Суть «транспорта будущего» оказалась в том, чтобы попытаться реализовать механику человеческого шага, балансировку во время ходьбы. «Система из пяти гироскопов контролируется датчиками, проверяющими центр тяжести примерно по сто раз в секунду. В соответствии с перемещениями тела ездока i2 разгоняется и тормозит — поворачивать нужно с помощью стандартного руля», — писал Onliner много лет назад об одной из модификаций Segway.
Нужно было лишь преодолеть страх, чтобы обуздать Segway и получать удовольствие от катания на нем. Первые модели разгонялись от 10 до 16 км/ч и могли похвастаться примерно такой же дальностью (то есть 10—16 километров). В поздних модификациях скорости подросли до 20 км/ч, а дальность хода — до 40 километров.
Несмотря на простоту освоения, курьезы с «водителями» все же случались. Одним из самых запоминающихся стало падение президента Джорджа Буша — младшего. А вскоре все Segway отозвали из продажи из-за недоработки ПО, в результате которой пользователи могли упасть с Segway при низком заряде аккумулятора.
Устройство доработали, и вскоре Segway стал именно таким, каким его видел Дин Кеймен. Так же, как автомобили когда-то пришли на смену лошадям, так и Segway вытеснит автомобили — в этом был уверен Дин. И на первый взгляд все к этому шло.
Сначала Segway использовались в качестве развлечения, однако вскоре ими стали интересоваться и горожане. Многие действительно пробовали пересесть на них со своих автомобилей. Устройство пришлось по вкусу представителям некоторых профессий. Вы и сами могли видеть за границей полицейских на Segway. Со временем само название устройства стало нарицательным, и даже в Беларуси многие знали, что «сегвей» — это именно та штука с двумя большими колесами и ручкой.
Segway и правда близка к завоеванию мира технологий. Инвесторы шли в компанию косяками и вкладывали в нее миллионы. Тот же Джон Доер подзадоривал своими прогнозами, согласно которым Segway суждено стать компанией, стоимость которой быстрее всех достигнет миллиарда долларов.
Но мечтам не суждено было сбыться. Несмотря на всеобщую эйфорию, устройства продавались очень слабо. Дин рассчитывал, что ежегодно компания будет отгружать минимум 50 тыс. Segway. На деле за первые пять лет удалось реализовать лишь 30 тыс. моделей. Производитель скрывал свои финансовые результаты, но все и так знали, что потраченные на разработку $100 млн инвестиций вернуть не удалось.
Репутацию компании портили и многочисленные случаи аварий Segway с участием знаменитостей. Наиболее печальным и при этом символическим стало смертельное падение с устройства Джимми Хеселдена. В 2009-м миллионер выкупил компанию Segway, а спустя год, катаясь на сегвее по своим владениям, не справился с управлением и упал с 24-метрового обрыва в реку.
Когда компаниям нечего предложить и нечем зарабатывать, они часто начинают судиться за свои патенты. Эта участь ждала и Segway, которая в 2014 году обвинила ряд китайских компаний в нарушении прав на несколько патентов. Среди этих компаний оказалась Ninebot, которой в итоге пришлось с потрохами выкупить Segway. Сумма сделки не разглашается, но неофициально часто называется сумма в $80 млн.
Производство сегвеев при этом осталось в США. Продажи устройств продолжали падать, Ninebot использовала технологии компании для выпуска электросамокатов, выживание Segway стало лишь делом времени. Наконец, буквально пару недель назад в Ninebot сообщили о закрытии производства в США, увольнении 21 сотрудника и прекращении выпуска сегвеев. Забавно прозвучала причина смерти так громко заявившего о себе проекта. По мнению руководства компании, сегвеи оказались чересчур надежными и долговечными. Мол, из-за этого владельцы десятилетиями не меняли их.
Реальность, скорее всего, несколько другая. Действительно, Segway продавались из рук вон плохо — всего около 140 тыс. устройств за почти 20 лет. Но дело не в надежности, а в цене и позиционировании. Стоимость сегвея варьировалась от $5 тыс. до $10 тыс. — непомерно дорого! К тому же электроцикл так и остался транспортом для развлекательных покатушек. Но даже с этим было непросто, ведь во многих странах на сегвеях запрещено передвигаться как по автомобильным дорогам, так и по тротуарам. Инфраструктуру под дорогущую игрушку, конечно же, никто строить не собирался.
«Будущее уже здесь» — так мы назвали обзор Google Glass, который вышел в космически далеком 2014 году. Вообще, если в первой половине 2010-х и было что-то более достойное для обсуждения техногиками, чем iPhone, то это очки дополненной реальности от Google. Вот оно — будущее на расстоянии вытянутой руки. Наверняка отомрут смартфоны, ведь наконец-то нам предложат что-то по-настоящему новенькое.
Первые слухи о том, что отделение Google X по перспективным разработкам создает умные очки, появились в конце 2011 года. Тогда же, говорят, был готов первый прототип. Напоминал он скорее шлем виртуальной реальности, чем очки, и весил под 4 килограмма. Но всего за год разработчики модифицировали устройство и в конце концов сделали его довольно компактным и очень легким.
Конец всем слухам и домыслам Google положила летом 2012 года. Кто смотрел тогда презентацию, тот наверняка запомнил ух какое шоу со скайдайверами в Google Glass, которые выпрыгивали из самолета, а их полет через очки транслировался в зал конференции. Сергей Брин щеголял в новинке и обещал невиданное будущее. И мы поверили.
Выглядело все настолько круто, что весь мир тоже поверил: вот-вот мы перейдем в некую совершенно новую технологичную эру! В том же году журнал Time назвал Google Glass лучшим изобретением года, к устройству проявили интерес представители самых разных сфер. Очки собирались использовать в медицине, спорте, развлечениях и кино (особенно новинкой заинтересовались порнографы). Несмотря на то что продавать инженерные (!) версии Google Glass собирались только через год, а сами очки при этом оценили в $1500, более 2 тыс. человек сразу после презентации оформили заказ на инновационное устройство и стали ждать.
Можете почитать наш обзор Google Glass — там очень подробно описаны возможности очков. Напомним, что главное в них — прозрачный блок со встроенным мини-проектором с разрешением 640×360 точек и призмой, которая направляет изображение на сетчатку глаза. Также в очки встроили 5-мегапиксельную камеру, способную снимать фото и видео.
Google Glass для разработчиков выглядели как завершенный продукт. Неудивительно, что корпорация намеревалась как можно скорее запустить его в широкую продажу. Планировалось, что любой желающий сможет порадовать себя сверхсовременным гаджетом начиная где-то с середины 2014 года. Если бы все так и случилось, то сегодня мы бы ждали седьмую версию Google Glass. Но в итоге очки так и не попали на прилавки хотя бы даже виртуальных магазинов, а совсем скоро в СМИ девайс из «лучшего изобретения» превратился в «один из самых громких провалов».
Почему так произошло? Причин две: явная и надуманная. Ко второй относятся вопросы с конфиденциальностью. Когда Google Glass отчаянно пиарились, некоторые уже начинали настороженно относиться к устройству. Очки даже запрещали носить в барах и кинотеатрах. Да и вообще с повсеместным помешательством на защите персональных данных Google наверняка пришлось бы как минимум отключить в своем изобретении камеру либо оснастить ее сиреной, извещающей окружающих о том, что идет съемка.
Однако все это мелочи на фоне того, что в реальности Google Glass оказались просто-напросто бесполезными. Неудобное управление, тормознутый интерфейс, проблемы с перегревом, очень низкая автономность (буквально пара часов) — в конце концов, для чего вообще могут пригодиться Google Glass? Для съемки видео без рук проще напялить на голову GoPro. Пользоваться браузером могли только мазохисты, а во время вождения очки отвлекали внимание и даже стали причиной нескольких аварий.
«Как концепция умные очки хороши, но в исполнении Google аксессуар, скорее всего, быстро станет историей и примером провального продукта. Впрочем, будем рады, если все обернется по-другому», — писали мы в 2014 году. По-другому, как видим, не обернулось.
Под конец 2014 года из проекта ушли три ключевых сотрудника. Более половины из 16 производителей софта для Google Glass вскоре после тестирования очков отказались от сотрудничества с интернет-гигантом.
Любопытно, что официально Google не отказалась от своего наверняка очень дорогого проекта. Ни разу никто из топ-менеджмента корпорации не назвал Google Glass провалом и не объявил об отмене продукта. Коммерческий релиз устройства постоянно переносился. В команду взяли Тони Фаделла, ранее работавшего в Apple. Пять лет назад ему поручили довести устройство до ума. Периодически в сети появляются слухи о модернизированной версии Google Glass, но доберется ли она до пользователей — большой вопрос.
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by