Segway i2: испытание научной фантастикой

 
4205
01 сентября 2008 в 22:44
Источник: Александр Стельмах
Источник: Александр Стельмах

Впервые тесты девайса вызвали практически у всего коллектива Onliner буйное и неконтролируемое веселье. Segway — это устройство, которое мгновенно доставляет удовольствие (владельцу и окружающим). Однако у него есть одна существенная особенность — цена. За всю историю Onliner дороже аппарата мы не тестировали: Segway i2 в той комплектации, которая оказалась у нас, стоит около $10 тыс.

Правда, параметры цифрового стиля жизни в i2 соблюдены: модель представляет собой весьма высокотехнологичное устройство, на создание которого инвесторами было потрачено около $100 млн. (по некоторой информации, возврата инвестиций они ждут до сих пор). Сам Стив Джобс сравнил Segway с эффектом распространения персонального компьютера (правда, боссу Apple категорически не понравился дизайн первой модификации девайса), а простые обыватели, не отягощенные познаниями в области высоких технологий, обратили пристальное внимание на устройство, когда с него свалился Джордж Буш.

 

 

В сердце концепции Segway — попытка восстановить механику человеческого шага. Точнее, балансирование во время ходьбы. Система из пяти гироскопов контролируется датчиками, проверяющими центр тяжести примерно по сто раз в секунду. В соответствии с перемещениями тела ездока i2 разгоняется и тормозит — поворачивать нужно при помощи стандартного руля.

У предыдущих версий управление было чуть более сложным — для поворота нужно было крутить ручку. Двигатель мощностью аж в 2 лошадиные силы связан редуктором с каждым колесом. К несчастью, если вы весите более 120 килограммов, Segway вас не выдержит.

 

 

Как оказалось, теоретическая подготовка для взаимодействия с Segway не нужна: практический опыт позволяет довольно уверенно управлять девайсом уже после пяти секунд знакомства.

Аппарат предназначен для самостоятельного перемещения: в нерабочем виде он не слишком приспособлен к удобной транспортировке, так как совершенно не складывается и весит 48 кг. Зато после включения (i2 издает научно-фантастический звук раскручиваемого гироскопа) модель самостоятельно обретает равновесие, порождая смутные сомнения в наличии искусственного интеллекта у устройства (за $10 тыс. — почему бы и нет?).

Но никакого волшебства. На Segway нужно просто встать (как, например, на асфальт). Не надо ожидать подвоха: смелый шаг на платформу, и через мгновение вы и i2 сохраняете равновесие. Ездок этого совершенно не чувствует, дискомфорт разве что психологический.

 

Аппарат начинает разгоняться после того, как человек переместит центр тяжести вперед. Чем больше вы переносите центр тяжести на носки, тем быстрее движется Segway. Тормоза у устройства не существует: i2 регулирует частоту работы мотора в соответствии с вашим желанием остановиться. Мгновенного торможения не будет, но замедлиться можно весьма эффективно.

Поворачивается Segway при помощи ручки управления — транспортное средство весьма четко реагирует на ее поворот. В общем и целом, для того чтобы стать и поехать, нужно прослушать всего лишь двухминутный инструктаж. О детских попытках освоить велосипед и вспоминать стыдно.







Устройство разгоняется до 20 км/ч (цифра ограничена электроникой). Это довольно неспешная скорость (можно свериться с нашим видео). При попытке превысить скоростной порог Segway начинает притормаживать, перемещая тело ездока назад. Это может показаться довольно неожиданным (особенно для новичка), но никакой угрозы не представляет.

Резкий поворот на большой скорости теоретически может быть опасным, но во время управления i2 ездок интуитивно чувствует потенциальную опасность маневра. В целом, несмотря на то что Segway разгоняется всего до 20 км/ч, велосипедный шлем надевать все же стоит: вы вполне можете врезаться в куда менее «умный», но значительно более крепкий объект без пяти гироскопов и компьютерных сенсоров.

 

К слову, гарантированный способ пулей вылететь с i2 — дать задний ход (перенести вес тела назад) и сделать резкий поворот. Вестибулярный аппарат человека к таким изощренным испытаниям не привык и протестует путем выключения чувства равновесия.

Segway прекрасно передвигается по плоской поверхности, по возможности гасит мелкие стыки (вроде канализационных люков или брусчатки), не возражает против уклонов, но, разумеется, бесполезен для лестниц. Увы, аппарат персонального перемещения не всесилен.

Заряда (аккумулятор заряжается на протяжении 8 часов через штекер, который почти ничем не отличается от штекера компьютерного блока питания) хватает на 38 километров пути. Два часа неспешного катания по одной из площадей столицы истощили запас i2 примерно на 30%.

Segway может перемещаться и вне асфальта — на любой относительно ровной грунтовой поверхности. Речь идет о газоне, тропинке леса или плоском поле. Колес i2 диаметром 48 см для бездорожья не хватит, для таких заездов предназначена специальная версия x2. Правда, внешний вид у «внедорожной» версии недалеко ушел от мотоблока. «Внедорожник» стоит на $700 дороже «паркетной» версии.

Единственный орган, который напрямую «общается» с ездоком, — InfoKey. Это небольшой кругляш, который можно снять с транспортного средства. Без него Segway включить невозможно. На устройстве находится жидкокристаллический экран, который демонстрирует скорость, уровень заряда и другую служебную информацию.

Как и у автомобиля, в «ключе» есть одометр, в том числе и тот, который нельзя «скрутить». InfoKey позволяет включить режим блокировки девайса (некое подобие противоугонной системы): при попытке переместить i2, аппарат будет сопротивляться двумя колесами и издавать возмущенные звуки.

Вердикт

Вполне вероятно, что потенциальные владельцы Segway приобретут транспортное средство не потому, что оно действительно удобно и до неприличия высокотехнологично, — его появление вызывает у окружающей публики настоящий ажиотаж (выражаемый довольно активно). Цена в $10 тыс., которая точно не снизится в ближайшее время, станет гарантией того, что i2 будет уникален.

Тем же, кто не хочет покупать себе этот во всех отношениях (кроме цены) чудесный агрегат, не стоит отчаиваться: через несколько месяцев в Минске планируется открыть службу проката таких устройств. Кое-где в столице покататься на них возможно и сейчас.

Segway на сегодняшний день действительно является наиболее доступной возможностью приобщиться к тому дивному новому миру, о котором все 20-е столетие писали фантасты.

Фото: Максим Малиновский

Узнать больше о Segway можно на сайте www.segway.by и по телефону +375 29 133 99 33

Возможные замечания, уточнения и предложения направляйте по адресу stelmakh@onliner.by