Обвинения в сексуальном насилии вновь шатают игровую индустрию. Сотни женщин, связанных с играми, рассказали в соцсетях о случаях сексуальных посягательств, изнасилованиях и домогательствах. Похожие скандалы уже случались в 2014, 2018 и 2019 годах. Шесть лет назад все начиналось с критики сексизма в видеоиграх, коррупции в игровой журналистике и недостатка представительства женщин в игровых компаниях. Сегодня наступил переломный момент, который может изменить лицо этой индустрии.
По крайней мере на Западе говорят, что нынешние скандалы серьезно изменят ландшафт игровой индустрии и приведут к реальным переменам. Уже сейчас серьезное давление оказывается на стримерскую платформу Twitch, ушел со своего поста глава крупного стримерского агентства, игровые студии одна за другой открещиваются от сотрудничества с авторитетным сценаристом Крисом Авеллоном. Что вообще происходит?
Заметные представители геймерского сообщества массово начали делиться историями сексуальных домогательств после того, как в Twitter произошли, казалось бы, локальные разборки. Три девушки-стримерши поделились подробностями своего общения с одним из топовых игроков в Destiny 2. В интернете он известен под никами Lono и SayNoToRage. Девушки рассказали, что тот позволял себе лапать их, домогался и предлагал заняться сексом.
Lono признал эти обвинения: «Нет оправдания моему поведению. Нет никакого способа замаскировать это. То, что я сделал, было неприемлемо».
За этим скандалом посыпались новые откровения: стримеры начали рассказывать о домогательствах со стороны высокопоставленных мужчин в индустрии, других стримеров, ютуберов, разработчиков игр и агентов.
Молли Айала, Twitch-стример и ведущий специалист по развитию сообщества Overwatch, выдвинула обвинения в адрес Омида Дариани, главы крупного западного стримерского агентства Online Performers Group (OPG). Тот в 2014 году предлагал ей поучаствовать в «тройничке». Тот свое недопустимое поведение оправдывать не стал и тем же вечером ушел с поста главы компании.
Спонсорские контракты, деловые соглашения — все это улетает в пропасть после того, как человек оказывается уличен в сексуальном скандале. OPG уже лишилась нескольких крупных стримеров и рекламодателей, стример Lono потерял спонсоров, аналогичные проблемы возникли и у других людей, которых обличили в неподобающем поведении. Ошибки обходятся дорого, и поблажек на время никто не дает. Волна откровений показала, что игровая индустрия столкнулась с системной проблемой
«Когда это один голос, это проблема с человеком. Когда звучат тонны таких обращений, это проблема со всей отраслью», — заявила Брук Торн, стримерша из Великобритании, которая пообещала покинуть OPG по окончании контракта.
Последний из известных участников скандала — Крис Авеллон. Этот 48-летний геймдизайнер и сценарист в разные годы работал в Interplay Entertainment и Obsidian Entertainment, в которых трудился над созданием Planescape: Torment, Fallout 2, Star Wars: Knights of the Old Republic II, Neverwinter Nights 2, Wasteland 2 и Pillars of Eternity. В качестве сценариста он был заявлен в работе над другими крупными релизами последних лет и играми, выходящими в этом году.
После того как в прессе появились обвинения в сексуальных домогательствах со стороны Криса, игровые студии одна за другой стали открещиваться от него, как от прокаженного. Мол, контракт с Крисом закончился, свою небольшую часть работы над игрой он выполнил и больше не имеет ничего общего ни со студией, ни с игрой.
The team here at Gato Salvaje spent the past few days reading the stories shared online and reflecting. We have prepared the following statement with regards to the allegations made against Chris Avellone. pic.twitter.com/GTPjJcXfOs
— Gato Studio (@GatoStudioGames) June 22, 2020
Издательство Paradox Interactive отмывалось еще глубже. В Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2 не будет ничего, что придумано Авеллоном. Сценариста привлекали на раннем этапе разработки, но в ходе творческого процесса все коренным образом поменялось.
Началось все в июне с истории девушки под ником Karissa в Twitter, которая поделилась неприятными воспоминаниями, связанными с Крисом Авеллоном. Она рассказала, как на одной из коллективных гулянок Крис напоил ее, а затем вместе с друзьями проводил до комнаты, после чего «выставил других парней».
«Наутро у меня были очень смутные воспоминания о произошедшем, я подумала, что это был сон. Когда я спросила Криса об этом случае, то он сказал, что я ему отказала. Я поняла, что единственная причина, по которой смогла отказать ему в тот вечер, когда была в стельку пьяной, заключалась в месячных.
В другие вечера я наблюдала, как он проделывал то же самое с другими девушками, намного более молодыми, чем я в мои почти 30. Он исчезал с одной или другой, затем возвращался. Я не пила с ним больше, и он вел себя как джентльмен».
Крис больше не приставал к ней, а однажды даже проводил до метро в половину пятого утра. Именно поэтому Karissa воздерживалась от критики сценариста. Но заговорить ее заставила ситуация со знакомой, которая более года терпела «эмоциональное насилие» от разработчика и которую тот бросил одну в центре большого города после очередной попойки.
Длинная цепочка скандалов вокруг игровой индустрии в 2014 году началась с расследования коррупции в игровой журналистике. Однако очень скоро она перешла в тематическую плоскость сексизма и мизогинии в компьютерных играх. Все началось с того, что один разработчик игр обвинил свою бывшую девушку Зои Куинн в том, что она изменила ему с рядом игровых журналистов, чтобы те дали положительные отзывы о ее первой игре Depression Quest.
В интернете началась «охота на ведьму». Личные данные Зои слили в сеть, в ее адрес стали поступать угрозы убийства и изнасилования. К конфликту подключились новостные ресурсы, феминистки и попросту неравнодушные люди — защитники социальной справедливости. Они спровоцировали подключение к конфликту праворадикальных пользователей сети и игроков, которые не стеснялись в выражениях, опускались до оскорблений и призывали решить проблему физической расправой над противниками.
Позиция радикально настроенных людей привела к тому, что игровое сообщество в целом подверглось критике в прессе за женоненавистничество и нетерпимость. Многие нейтральные игроки, которые даже не были в курсе истоков конфликта, восприняли такие публикации как атаку на геймерскую культуру. Они обвиняли прессу в неэтичном поведении, пресса обвиняла их в нежелании признавать проблемы и слушать альтернативное мнение. В общем, снежный ком ненависти становился только больше с каждым оборотом снежка, спущенного с горного склона.
Под удар попала и Анита Саркисян, которая ранее жестко критиковала видеоигры за те образы, в которых разработчики представляют женских персонажей: излишне сексуализированными декорациями, которые оскорбляют и унижают женщин.
Нельзя не упомянуть о дальнейших трагических событиях вокруг Зои Куинн. 31 августа 2019 года безусловно талантливый геймдизайнер и композитор Алек Холовка покончил жизнь самоубийством. Разработчик игр приложил свою руку к созданию Night in the Woods — компьютерного квеста с глубоким сюжетом и высокими оценками как критиков, так и геймеров.
Незадолго до своей кончины Холовка был обвинен в физическом и эмоциональном насилии над Зои Куинн. Девушка утверждала, что в 2012 году Холовка около месяца удерживал ее в своей квартире, запретил общаться со знакомыми и подвергал насилию. После этих заявлений коллеги разорвали связи с Алеком, и вскоре он покончил с собой.
Позже выяснилось, что Алек прибегал к услугам психотерапевта, он страдал определенным расстройством. Архивная переписка указывала на то, что в отношениях молодых людей не все было так однозначно, как описывала Зои. В частности, ее слова про ограничение свободы со стороны Алека не подтверждались, а тот, в свою очередь, был обеспокоен тем, что его девушка флиртовала с окружающими. Он был влюблен и даже планировал оплатить консультацию специалиста для сохранения отношений.
Какова мораль истории? Человеческая душа — потемки. А отношения двух людей с эксцентричным поведением, которые становятся публичным достоянием, — штука сложная и неоднозначная. И ударить может по всем сторонам конфликта.
Летом 2018 года игровое издание Kotaku опубликовало объемное расследование о культуре сексизма в Riot Games — компании, известной по разработке популярной MOBA League of Legends. Там раскрывались систематические проблемы в отношении к женщинам, которые составляют пятую часть от штатного числа сотрудников.
Журналистка Kotaku пообщалась с 28 бывшими и нынешними сотрудниками Riot. Одна из них рассказала об эксперименте. На одном из совещаний она озвучила идею, которую присутствующие приняли прохладно. Тогда она попросила коллегу-мужчину через несколько дней озвучить ту же идею на совещании уже от своего лица — и ее приняли с ликованием.
Из опроса стало известно, что женщин в Riot реже продвигали по карьерной лестнице, даже если до этого их готовили к повышению и перекладывали на них работу сотрудников более высокого ранга. Также многие опрошенные рассказывали, что им присылали изображения гениталий. Об этом упоминали не только женщины, но и мужчины.
К тому же на собеседованиях многие будущие сотрудники сталкивались с необходимостью доказать свою геймерскую «хардкорность», даже если вакансия непосредственно не связана с разработкой игр. Одну женщину упрекнули в том, что она увлекалась настольными играми, для другой проблемой оказалось то, что она предпочитала играть в World of Warcraft, а не в LoL.
В рабочем процессе на женщин навешивали порой секретарские обязанности, их не дослушивали и бесцеремонно перебивали, отпускали сексистские шуточки и в оскорбительном ключе использовали разные сексистские выражения.
Под конец 2019 года компания согласилась выплатить сотрудницам $10 млн по делу о половой дискриминации. Это мировое соглашение стало результатом коллективного судебного иска. Потом, правда, сотрудницы отказались от этого мирового соглашения. Они хотят, чтобы компания заплатила тысячам женщин, которые работали там с 2014 года, в общей сложности $400 млн.
C 2018 года Riot Games трансформируется в соответствии с современными стандартами: поменялся процесс найма сотрудников, появились подвижки в плане равных возможностей для женщин и мужчин в продвижении по карьерной лестнице.
Что демонстрируют эти скандалы для индустрии в целом? На заре становления видеоигр традиционными геймерами были подростки и мужчины. Все игры создавались с прицелом на эту целевую аудиторию. А потому за прошедшие десятилетия вокруг видеоигр сложился определенный культурный бэкграунд. Сложился и закостенел. Несмотря на то что за эти же десятилетия аудитория геймеров расширилась, как и тематика, посылы, которые несут в себе видеоигры. Лучшие представители из них стали не просто развлечением, а выражением позиции по актуальным социальным темам.
Традиционный геймер воспринимает любые изменения как вторжение на его исконную территорию. Девушки-геймеры подвергаются снисходительному, а порой и оскорбительному отношению в онлайн-играх. А девушкам-специалистам сложно добиться серьезного отношения к себе и равноправия в профессиональной индустрии. Отсюда сексистские намеки и сексуальные домогательства, о которых широкая общественность узнает лишь спустя несколько лет. Страх перед высокопоставленными менеджерами, которые могут зарубить твою карьеру в любимой индустрии, заставляет молчать.
И лишь когда критическая масса оскорбленных и униженных способна высказать проблему во всеуслышание, наступает время перемен. В игровой индустрии эта критическая масса уже собралась, и перемены неизбежны. Главное, чтобы они пошли на пользу конечному продукту, за который готовы платить геймеры.
Читайте также:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by